Блок «доходы и занятость населения» оценивается на основе 6 показателей, которые включают уровень среднемесячной заработной платы работников предприятий, объем доходов населения в среднем на 1 жителя муниципального образования за год, оценку спроса и предложений на рынке труда, а также результаты опроса населения.

В данном блоке лидирующие позиции заняли:

1 место – Новоспасский район;

2 место – Инзенский район;

3 место – Ульяновский район;

4 место – Кузоватовский район и г. Ульяновск.

Макаров Александр Иванович, Глава администрации муниципального образования «Инзенский район»

«По итогам 2019 года району удалось улучшить свои позиции и подняться в рейтинге по разделу «Доходы и занятость населения» на 17 позиций (2018 год – 19 место). Сделать рывок в данном направлении удалось за счёт создания новых рабочих мест – 454 новых рабочих места за 2019 год и, как следствие, снижение напряжённости на рынке труда. Так, на декабрь 2019 года было заявлено 122 вакансии при 23 официально зарегистрированных безработных.

Работа в данном направлении продолжается и в 2020 году. Уже выполнен план по организации профессионального обучения безработных граждан, который составляет 27 человек. Филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Инзенском районе оказывает гражданам услуги по информированию, по профессиональной ориентации и психологической поддержке.

В рамках реализации национального проекта «Демография» также предусмотрены дополнительные меры по профессиональному обучению лиц, находящихся в группе риска, а именно граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет. »

Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников (по крупным и средним предприятиям) варьируется от 20,7 тыс. руб. в Старокулаткинском районе до 36,6 тыс. руб. в г. Ульяновске. Здесь следует обратить внимание, что в Старокулаткинском районе уровень заработной платы в 1,5 раза ниже, чем в среднем по области.

 

Ниже приведены данные по среднемесячному объёму социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов, которые включают в себя оплату труда, социальные выплаты (в т.ч. пенсии), доходы от предпринимательской деятельности и пр.

Светуньков Максим Геннадиевич, заместитель генерального директора АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», д.э.н., доцент

«Распределение мест в рейтинге
не удивило. Лидерами стали именно те муниципальные образования, которые имеют хорошую социально-экономическую базу.

Новоспасский район – это крепкий «середнячок». Там есть работа, хорошо развита социальная инфраструктура, а социальная дифференциация населения
невысока. В результате проблем на рынке труда там практически нет, а население удовлетворено материальным положением. Понятно, что уровень доходов населения ниже, чем в региональном центре, но ниже не столь значительно, как, например, в Старокулаткинском районе.

А вот то, что г. Ульяновск разделил четвёртое место с Кузоватовским районом, меня удивило. Традиционно районный центр притягивает к себе трудовые ресурсы из районов из-за того, что в Ульяновске выше уровень оплаты труда, легче оформить и получать социальные выплаты, в целом более высокий уровень жизни. По этой причине возникают проблемы на рынке труда города, т.к. возникает избыток рабочей силы. Проблемы Кузоватовского района другие: там ниже средний уровень заработных плат, сложнее получить социальные выплаты и качество жизни ниже. В целом ёмкость рынка труда района намного ниже ёмкости рынка труда города, этим и обусловлено меньшее количество проблем с безработицей. Объективно проблема доходов и занятости населения в районах ощущается острее, чем в городе. Поэтому я считаю, что г. Ульяновск занимает более высокую позицию в рейтинге, нежели Кузоватовский район, хотя формально по ранжированию они занимают одну и ту же строчку.

Аутсайдеры рейтинга – Радищевский, Сурский, Старомайнский и Базарносызганский районы заняли последние места в рейтинге по причине того, что экономика этих районов слаба дифференцирована, там высок уровень трудовой миграции (значительная часть населения работает вахтовым способом и уезжает на заработки из районов), низкая доля занятых в малом и среднем бизнесе.

В целом считаю, что рейтинг показывает, в первую очередь, главам районов те направления, на которых нужно сосредоточить своё внимание и сконцентрировать усилия.»

 

Уровень зарегистрированной безработицы на территории муниципальных образований варьируется от 0,15% в Майнском районе до 0,91% в Радищевском районе. Более чем в половине муниципальных образований уровень безработицы зафиксирован ниже, чем в среднем по области. Максимальный уровень безработицы по итогам 2019 года был в Радищевском и Барышском районах – в 1,5 раза выше среднеобластного значения.

Самый низкий коэффициент напряжённости на рынке труда наблюдается в Новоспасском районе (0,08), самый высокий – в г. Новоульяновске (1,32).

Ниже наглядно представлены данные по показателю «доля безработных, ищущих работу более 4-х месяцев». Максимальный уровень зафиксирован в Старокулаткинском районе – 59,3%.

Круглова Элла Валерьевна, руководитель проекта центра территориального развития и межмуниципальных проектов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

«Расстановка сил» среди муниципалитетов по блоку «доходы и занятость населения» вполне очевидна и предсказуема. Те муниципальные образования, на территории которых сосредоточены крупные и жизнеспособные предприятия, которые имеют высокий инвестиционный потенциал (г.Ульяновск, Новоспасский район, Ульяновский район) находятся и будут находиться в более выигрышном положении. Удивление вызвало лидирующее положение Кузоватовского района: находясь на 22 месте среди всех муниципальных образований Ульяновской области по уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, район занял высокие места в рейтинге по ряду показателей, отражающих ситуацию на рынке труда, тем самым «вытянув» себя до лидеров по всему блоку. Смею предположить, что руководитель, который курирует это направление на территории муниципального образования, чётко знает, что и как делать и прилагает определённые усилия, чтобы даже в такой непростой ситуации сохранять стабильное положение на рынке труда.

Второй год подряд аутсайдерами становятся Базарносызганский и Сурский районы. Последние места оба района занимают по уровню среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, объёму социальных выплат населению и налогооблагаемых денежных доходов населения в среднем на 1 жителя муниципального образования за год. Базарносызганский район – аутсайдер по уровню зарегистрированной безработицы, Сурский район – по коэффициенту напряжённости на рынке труда. В данных муниципалитетах решение проблемы должно носить кардинальный и комплексный характер. Это не только меры по повышению инвестиционной привлекательности, созданию рабочих мест с достойной заработной платой, но и меры демографической направленности. Ведь именно эти районы с критическим уровнем депопуляции, и проблема наличия трудовых ресурсов трудоспособного возраста будет приобретать острый характер.»

 

Районами-аутсайдерами в блоке «доходы и занятость населения» являются:

21 место – Радищевский район;

22 место – Сурский район;

23 место – Старомайнский район;

24 место – Базарносызганский район.

Калашников Павел Николаевич, директор ОГКУ «Кадровый центр» Ульяновской области

«Возможными причинами являются территориальная расположенность данных муниципальных образований, низкая инвестиционная привлекательность. Если посмотреть на размер заработной платы, то мы наблюдаем, что районы – соседи лидируют в этом направлении. Например, среднемесячная заработная плата работников предприятий в Старомайнском районе в 2019 году 23 с небольшим тысячи рублей, в то время как в Чердаклинском районе более 33 тысяч рублей, в Радищевском районе 23,5 тысяч рублей, в Новоспасском – 28,4 тысячи рублей. На уменьшение количества рабочих мест повлияла трансформация учреждений и организаций бюджетной сферы. Бизнес также выбирает более экономически привлекательные муниципальные образования (удобная логистика, развитая инфраструктура).

В то же время следует отметить, что администрация перечисленных муниципальных образований и служба занятости оперативно реагируют на изменения, происходящие на рынке труда. В 2019 году в данных муниципальных образованиях уровень трудоустройства превышал среднеобластное значение в 66% (Радищевский район –80%; Сурский район–77%; Старомайнский район–77%; Базарносызганский район –73%).»