Депутаты Заксобрания Ульяновской области приняли закон об особо охраняемых природных территориях регионального значения. С помощью документа возможно изменять площади, границы, установленный режим особой охраны. Разработчик – Минприроды – утверждает: закон не станет рычагом для бизнес, все корректировки будут проходить общественные слушания. Эксперты отмечают, что без нового закона было невозможно создать новые ООПТ, также в регионе есть особо охраняемые природные территории, которые по разным причинам утратили свои объекты охраны и существуют только на бумаге.

В Ульяновской области установлена 141 особо охраняемая природная территория регионального значения. В 2019 году все они были поставлены на государственный кадастровый учёт. В перспективный план развития регионального экологического каркаса включены работы по созданию 43 памятников природы, 20 заказников и двух крупных по площади природных парков в Заволжском районе.

По новому закону правительство наделяется полномочия по резервированию участков под ООПТ, может объявлять природные объекты и комплексы памятниками природы, принимать решения о создании ООПТ, их ликвидации, изменять установленный режим особой охраны, площади,  границы и др. На Минприроды возлагается обязанность в том числе осуществлять госнадзор в области охраны и использования ООПТ.

Также прописываются три основания для изменения границ особо охраняемой природной территории:  необратимое разрушение природных комплексов, установленное по результатам комплексного экологического обследования; наличие в границах ООПТ объектов, сохранение которых невозможно без изменения площади, границ и (или) режима особой охраны и несоответствие установленного режима особой охраны характеру расположенных  в их границах природных комплексов либо особенностям проходящих в этих границах естественных природных процессов.

С другой стороны принятие закона вызывает опасения, что документ станет рычагом для бизнеса в части изменения площадей и границ ООПТ в коммерческих целях. Пример – ситуация в ООПТ регионального значения Винновская роща, где федерация биатлона под строительство лыжной трассы  вырубила более 150 деревьев. После проведения общественных слушаний по проекту спортсмены должны были направить документы на госэкспертизу. В Минприроды уточнили,что в ведомство пока запрос от федерации не приходил.

И.о. министра природы Гульнара Рахматулина комментирует, что любая корректировка территории будет проходить госэкспертизу через министерство, и закон не станет лазейкой для бизнеса:

“На сегодняшний день территории, которым планируем придать статус ООПТ после заключения ученых, ни в коем случае не уменьшаться. В качестве примера ликвидации ООПТ могу привести разрез Милановского, с которого мы сняли охранный статус из-за угрозы жизни. Естественно, все изменения территорий будут проходить через общественные слушания”. 

Глава экологической палаты Ульяновской области Алексей Сидоров комментирует, что из-за отсутствия закона было невозможно создать новые ООПТ, также есть особо охраняемые территории, которые существуют только на бумаге. Эксперт считает небеспочвенными опасения в отношении коммерчески привлекательных памятников природы:

“Этот закон был необходим, существовал пробел в областном законодательстве. Невозможно было создать новые ООПТ, например, природный парк Ульянка, где были проведены соответствующие обследования, есть обоснование для создания ООПТ, к тому же собственник земельного участка сам ходатайствовал о ее создании, однако это было до недавнего времени невозможно. Есть в области ООПТ, которые по разным причинам утратили свои объекты охраны и существуют только на бумаге, с ними тоже нужно что-то делать. Однако, относительно Винновской рощи и других, скажем так, коммерчески привлекательных ООПТ, конечно, такие опасения не беспочвенны. Нам (общественности) нужно будет внимательно отслеживать правоприменительную практику и не допустить злоупотреблений.

Мне поступали сообщения о том, что некоторые ООПТ существуют только на бумаге, но пока нет полноценного обследования, это все только слова. Например, из того, что видел сам: Лесополоса Генко в Мелекесском районе сильно пострадала зимой 2010 года, там можно говорить об уменьшении площади ООПТ, либо нужно ее восстановить; разрез Милановского (в этот разрез скоро жилые дома падать начнут); из городских ООПТ  это парк Матросова, например. В случае парка Матросова там, на мой взгляд, отсутствуют объекты охраны, но, конечно, требуется обследование профильных специалистов”.