Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” К «красному дню календаря» надумалось сделать материал о поездке в Ульяновск в 1968 году народного художника СССР Николая Николаевича Жукова (1908-1973). И лишь приступив, вспомнил, что подобная публикация уже была почти 4 года назад. Правда, лишь в виде коротенькой заметки, навеянной рисунками Н.Н. Жукова с видами старого Симбирска из «Огонька» 1968 года. О посещении Ульяновска, во время которого сделаны эти наброски, в ней лишь кратко упоминалось (да и добавить, честно говоря, тогда было нечего). Значит, есть повод заполнить пробел. Рисунки, о которых идет речь, приведены на фото 3-4. К сожалению, не довелось увидеть репродукции «вживую». Из единственного экземпляра журнала, хранящегося во Дворце книги, листы с иллюстрациями вырваны неким «любителем живописи». Пришлось воспользоваться электронной версией, так что качество оставляет желать лучшего. Но сначала о самом художнике. В СССР, наверное, Жукова знали все. «Главный художник» ленинской темы, создавший более 2,5 тысяч картин, рисунков, иллюстраций с изображениями вождя. Сейчас, пожалуй, о нем помнят лишь искусствоведы и люди старшего поколения. Но Жуков – не только художник Ленинианы. Творчество его многогранно, биография очень интересна, а глубина погружения в главную тему заслуживает уважения. Николай Жуков родился 19 ноября 1908 года в Москве, его раннее детство прошло в Вятке, а в 1916 г. семья переехала в Елец. Мальчик рано начал рисовать, делал копии с репродукций картин. В голодные послереволюционные годы Коля рисовал на плотной бумаге игральные карты, а мать меняла их на хлеб. Учился в художественно-промышленном техникуме в Нижнем Новгороде, потом окончил Саратовское художественное училище. Поначалу рисовал рекламные плакаты, упаковки… Это он оформил коробку папирос «Казбек», сохранившую дизайн на многие годы и ставшую классикой. В 1935 г. на конкурсе рекламных плакатов в Лондоне жюри «вслепую» отобрало 5 лучших работ. Четыре из них оказались плакатами Жукова. Тогда же он начал заниматься книжной графикой: в 1932 году нарисовал иллюстрации к книге Н. Михайлова «Седьмая батарея», в 1938-м – к «Воспоминаниям о Карле Марксе» Николай Николаевич с первых дней войны был рядовым, артиллеристом; участвовал в боях, познал горечь отступления. «…Почувствовав, что к штыку приравняли его карандаш, Жуков… стал рисовать в любой обстановке: во время переходов, под обстрелами и бомбежками, рисовал людей, бесстрашно идущих на смерть… Сначала стеснялся солдатских глаз, смотревших из-за спины, как он рисует. Потом почувствовал именно по реакции этих глаз… растущую уверенность в необходимости своего искусства…» (Л. Дубровина, «Огонек», 1968, № 4) Вскоре Жуков стал художником армейской газеты «На разгром врага» и военным корреспондентом «Правды». Им созданы тысячи фронтовых зарисовок, множество плакатов, в т.ч. известный плакат «Отстоим Москву!». В 1943 году Жуков назначен руководителем Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Студийцы постоянно выезжали на фронт и в партизанские отряды. Войну Н.Н. Жуков окончил в Вене в звании капитана. Много позже, в своей книге «Счастье творчества» Николай Николаевич писал: «Вспоминая годы войны, я испытываю чувство большой благодарности к солдатам – народным ценителям искусства. Они помогли мне многое понять, а главное поверить, что произведения искусства укрепляют духовные силы людей. Я ощущал себя с ними в одном строю, и в этом было мое счастье художника» В 1946 г. корреспондент «Правды» Николай Жуков направлен на Нюрнбергский процесс – запечатлеть ход суда над военными преступниками. Подсудимые, видя его, отворачивались и закрывали лица. Тогда он стал рисовать из 15-го ряда: в левой руке держал бинокль, в правой – карандаш. За 40 дней в Нюрнберге Жуков сделал 400 рисунков. К 25-летию Нюрнбергского процесса им создано еще 24 листа для музея Вооруженных сил СССР. Работать над образом В.И. Ленина художник начал в 1940 году. «Первый рисунок я показал Бонч-Бруевичу. Он посмотрел, улыбнулся и спрашивает: После войны Николай Николаевич вернулся к теме, ставшей для него главной. Конечно, ленинская тема открывала перед художником перспективы, приносила признание и известность. Но и ответственность была велика. Немного найдется советских художников, не обращавшихся к образу вождя. Но именно Жуков стал самым известным автором Ленинианы. Его работы лишены как «забронзовелости», так и нарочитого упрощения образа – две крайности, в которые впадали многие художники. Соратник Ильича Г.М. Кржижановский сказал: «Жуков овладел тайной изображения Ленина таким, каким он был» Первая персональная выставка Н.Н. Жукова состоялась лишь в 1948 году, когда он уже был признанным художником, лауреатом Сталинской премии. В 1949 г. Жуков стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1951-м удостоен второй Сталинской премии за иллюстрации к книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1955 году ему присвоено звание народного художника РСФСР, в 1963-м – народного художника СССР. Награжден орденами Ленина, Красной звезды, Трудового Красного знамени. После смерти Сталина Н.Н. Жуков был единственным художником, которого допустили к гробу для зарисовок. Под его руководством велась работа по восстановлению панорамы «Бородинская битва» Не менее любимая тема художника – дети. Жуков начал рисовать детей после рождения дочери Наташи в 1943 году и продолжал всю жизнь. Картины, рисунки, иллюстрации к детским книгам… «Рисовать детей – великое искусство. Надо владеть мастерством быстрого и безошибочного рисунка с натуры, столь подвижной и беспокойной. Надо быть одновременно художником, психологом и педагогом. И, конечно, надо по-настоящему любить детей, уметь входить в их особый мир… Жуков счастливо сочетает в себе все эти качества» (Л. Дубровина, 1968). Сам Николай Николаевич признавался: «Прежде чем рисовать ребенка, я должен непременно с ним поиграть. Только тогда понимаешь настоящий характер маленького человека» Две главные темы не только мирно уживались, но и постоянно пересекались, дополняли друг друга. Жуков рисует Ленина с детьми; Володю Ульянова, его братьев и сестер в детстве. Он является автором памятной многим октябрятской звездочки. Разносторонними были творческие интересы художника. В его наследии множество портретов современников, пейзажей, жанровых картин, книжных иллюстраций и т.д. «В основе каждой композиции художника должна быть правда – историческая, человеческая, бытовая. Правда факта – главное, к чему я стремлюсь», – говорил Николай Николаевич. Работая над своей Ленинианой, он объехал все места в России и за границей, где жил вождь. Не как турист: каждая поездка – это погружение в атмосферу, сбор материалов, напряженная творческая работа. В Ульяновск Жуков первый раз приехал в апреле 1961 года. Тогда в городе шла выставка его картин и рисунков, на которой побывало более 11 тысяч человек. «Мир и дети – вот как можно назвать работы художника», – одна из записей в книге отзывов. Николай Николаевич встретился с ульяновцами в Художественном музее, рассказал о своей работе, планах, подарил открытки с репродукциями. Потом он не раз бывал в Ульяновске. Самой плодотворной стала поездка 1968 года. Но сначала тоже была выставка. Она открылась в октябре 1967 года в Ульяновском филиале Центрального музея В.И. Ленина, который тогда размещался в бывшем особняке Х.Г. Штемпеля на улице Л. Толстого. «Побывали на выставке картин, созданных Жуковым, и будто встретились с живым Лениным, поговорили с ним», – из книги отзывов. На выставке было представлено 164 работы Н.Н. Жукова. Эти произведения художник подарил Ульяновску. «С вводом в строй здания Мемориального центра его работы будут размещены в новом помещении филиала Центрального музея» («Ульяновская правда», 01.12.1968). 30 работ были подарены Жуковым Ульяновскому художественному музею. Тогда художник приехал в Ульяновск на один день. «В этот вечер Николай Николаевич пришел к нам, работникам музея, официальный, подтянутый, серьезный – готовился к выступлению по телевидению. Телерепортаж о выставке велся прямо из залов филиала музея, и Николай Николаевич стал гидом по выставке собственных работ [фото 7-8]. … Окончилась передача, и художника словно подменили. Он прошел в комнату лекторов, простой и добродушный, расспрашивал нас о житье-бытье, о семье, детях, давал автографы на своих рисунках. Уехал в Москву, пообещав навестить еще раз» (В.И. Радаев, «Ульяновская правда», 1 декабря 1968 г.) На следующий год художник вновь приехал на родину Ленина для серьезной и продолжительной работы. Это произошло за несколько месяцев до его 60-летия. Предоставим слово самому Николаю Николаевичу и авторам статей того времени. «…Недавно художник возвратился из Ульяновска… «…На сей раз я поставил перед собой задачу – запечатлеть период детства и юности вождя. … Мне хочется показать и внешний облик Симбирска той далекой поры, его архитектуру, достопримечательности, наиболее приметные здания, характерные черты быта горожан, типичные для того времени жанровые картины… Особенно сложно воссоздать с максимальной точностью, исторически правдиво портреты близких, родных Володи Ульянова, друзей, посещавших семью. Пришлось погрузиться в архив, изучать старые газеты, журналы, искать сохранившиеся фотографии, беседовать со старожилами… Николай Николаевич извлекает из больших папок листы рисунков, раскрывает альбомы зарисовок и показывает, что сделано им в Ульяновске. – Взгляните на мои наброски. Эти композиции полностью соответствуют архивным документам. Вот жанровые сценки с такими характерными фигурами, как городовой, разносчик рыбы и всяческой снеди с корзиной на голове, бродячий «холодный» сапожник… Вот одноэтажные дома с подслеповатыми оконцами, а подалее дома двухэтажные с вывесками «Трактир», «Цирюльня», «Акцизное ведомство» и прочие. А есть и достопримечательности: Карамзинский сад, дом писателя Гончарова, дом поэта Языкова. С особой тщательностью я старался изобразить архитектуру тех времен, в том числе здания, которые уже не существуют, но служили образцами зодчества прошлого столетия…» «…Поездка была очень интересной. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича мне хочется запечатлеть образ вождя в движении, охватив период его детства, отрочества и юности. Кое-что мною уже было сделано ранее. Но то были эпизодические работы. А сейчас я работаю над обширным циклом рисунков, в котором стремлюсь показать панораму давнего Симбирска, сделать зримой атмосферу, в которой протекало детство Володи Ульянова. «…Этим летом Николай Николаевич был на Волге. У нас в городе и в Куйбышеве собирал материалы для нового цикла «Юность вождя» (на очереди Казань и Уфа). Очень активно проходило это собирание. В Доме-музее В.И. Ленина, в 1-й школе делались десятки набросков. В комнатах дома на бывшей Московской, на волжском косогоре, в березовой роще художник рисовал юного Володю. У Жукова уже определились названия будущих работ, эскизы которых сделаны в Ульяновске: «Яблоки зреют», «На волжском ветру», «День рождения» … Кроме этих набросков увез с собой художник в папках облик старого Симбирска. Панорамы города прошлого века, перспективы улиц, зарисовки фонарей, тротуаров, домов, извозчиков, городовых, костюмов и прочих «мелочей», без которых герои его рисунков не смогут жить полнокровной жизнью. Весь этот материал взят у наших краеведов. Особенно тщательно изучал Жуков богатейшую коллекцию Сергея Львовича Сытина: фотографии, альбомы, редкие книги, старые газеты, справочники. Многое снято, зарисовано для памяти – не на один час работы. Сытин смеется: «Николай Николаевич знает сейчас о старом Симбирске больше, чем все ульяновские художники, вместе взятые» … Вот что стоит за достоверностью, правдивостью жуковских рисунков. И труд исследователя, и техническая работа. И это только начало, подготовительная стадия. … Потом был Куйбышев, и тот же скрупулезный поиск в музеях, архивах, у краеведов…» «В Ульяновске и Куйбышеве я жил лето и осень 1968 года. Работал в местных музеях, был в разных местах, связанных с жизнью В.И. Ленина в период его юности. В результате поездки удалось собрать материал для создания новых рисунков о юности вождя… Работа над рисунками заняла 240 дней, наполненных предельным напряжением творчества. В декабре 1968 года я сомневался в реальности своего обещания – сделать за короткий срок 50 новых работ. Работать надо было так, чтобы все получилось сразу, а этого не бывает. Спотыкаться приходится в каждой работе и иногда 2-3 раза ее переделывать. … К моему собственному удивлению в августе 1969 года я закончил сто новых листов Ленинской серии…» В завершение хочется привести еще одну цитату – слова Николая Николаевича Жукова о своем творчестве. Н.Н. Жуков. Памятник В.И. Ленину в Ульяновске. 1968. Николай Николаевич Жуков (справа) в Ульяновске. 1968 год. Н.Н. Жуков. Симбирск 1870-1880-х годов. Н.Н. Жуков. Н.Н. Жуков в Ульяновске. 1968 год. Н.Н. Жуков. Володя и Александр. 1969. Н.Н. Жуков в Ульяновске. 1967 год. Телепередача с выставки работ художника в Ульяновском филиале Центрального музея В.И. Ленина. Н.Н. Жуков. Весна в Симбирске. Н.Н. Жуков. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Андрей Робертович И
Господам: ЕЖОВУ, Сидорову,Таравату,Музыкантов кому, Королеву Андрею Владимировичу(УЗТС), ..
В чем или в ком, Дим, еврейское счастье?!…
Житель Хрустальной
С Праздником Великой Октябрьской социалистической революции, Товарищи!
Краевед
Из книги М.Х.Валкина “Из записок старого музейщика”….хочу рассказать об интересной, на мой взгляд, встрече с народным художником СССР, покойным Николаем Николаевичем Жуковым. В период подготовки к 100-летию
со дня рождения В. И. Ленина он неоднократно приезжал в Ульяновск,знакомился с памятными местами старого Симбирска, смотрел материалы в фондах нашего музея.В один из таких приездов, ко мне на квартиру позвонил тогдашний председатель Ульяновского отделения союза художников Алексей Васильевич Моторин. Он сказал, что Жуков с супругой хотели бы осмотреть Гончаровскую беседку. Но выделить экскурсовода им не смогли, так как был воскресный день и в городе было много экскурсионныхгрупп. Моторин не знал места нахождения беседки (она была перенесена на новое место) и очень просил меня поехать с ними. В это утро я с семьей собрался в лес по грибы и мне не хотелось лишиться этого
удовольствия. Но я не мог отказать в просьбе и поехал в Киндяковскую рощу.
После осмотра беседки Жуков пригласил Моторина и меня пообедать в ресторане Волга. Я согласился. Во время обеда зашел разговоро кулинарных вкусах. Жуков заметил, что очень любит соленые грузди
и пельмени. Тогда я сказал, что есть возможность попробовать эти блюда и пригласил его с супругой на обед к себе на квартиру в следующее
воскресенье, 8 августа 1968 года. Они сразу же приняли приглашение.
Во время обеда, когда супруги уединились на кухне, у нас состоялся, как мне кажется, любопытный разговор. Я спросил, удовлетворен ли он жизнью, своим положением в обществе. Он ответил, что многого
достиг, особенно в материальном положении. «У меня, — сказал он, —
дома есть шкатулка, в которой всегда лежит стопка денежных купюр по сто рублей. Приходит ко мне зачастую дочь,которая замужем за сыном Д. С. Полянского (в то время член политбюро, первый заместитель
главы правительства, — М. В.) и просит у меня немного денег, чтобы
приобрести в ГУМе понравившиеся ей сапожки, костюм и т. п. Я говорю
ей: возьми там, в шкатулке…
Приятно, конечно, что мне присвоено звание народного. Но, должен сказать, что меня все же обижают… Так, несколько раз академики
бросали мне черные шары — проваливали мою кандидатуру на выборах действительных членов Академии художеств. Много лет я числюсь
членом-корреспондентом. Говорят, что все рисую одного человека и то
не с натуры. Но ведь какого человека! (Имеется ввиду Ленин, — М. В.).
И я рисую не только его. У меня есть целый ряд произведений, посвященных детскому портрету, есть серия рисунков, сделанных на Нюренбергском процессе и многое другое. Или вот такой факт. Я руковожу студией военных художников имени Грекова, в звании полковника, которое я получил еще во время войны. Прошло много лет, очередное звание
мне не присваивают. А вот руководителю ансамбля песни Александрову присвоили звание генерал-майора. Художник Верещагин в свое время был удостоен звания адмирала…». Во время обеда Николай Николаевич обратил внимание на моего спаниеля Ярика. Это была крупная,черно-белого окраса, очень живая, с умным взглядом, собака. Художник достал из сумки листок ватмана и стал рисовать Ярика. Немного не закончив рисунок, он начал его снова: Ярик сменил позу. Так, на оставленном мне на память рисунке оказались «два» Ярика
стр. 41 http://xn--80adtheo.xn--p1ai/mark-h-valkin/iz-zapisok-starogo-muzeischika.pdf