В паблике “Природа, антропология, история Симбирского края” опубликовали пост воспоминаний Анатолия Виноходова об истории “горного дела Ульяновского-Симбирского края”

Нефтеразведочные работы на территории Большеборлинской округи и в Ульяновской области

Многие современники, жители Большой и Малой Борлы, за давностью лет, если им не рассказывали старшие, и не знают, что в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время на территории округи велись нефтеразведочные работы.
Первые сведения о наличии в Среднем Поволжье нефти стало известно во второй четверти XVIII века. Во 2-й половине XIX века в Симбирской губернии у сёл Печерское и Костычи Сызранского уезда были обнаружены залежи асфальта, который, как известно, бывает нефтяного происхождения. Было высказано предположение о больших запасах нефти в Среднем Поволжье на больших глубинах. Этот научный прогноз подтвердился в 1936 году под Сызранью. Перед войной здесь заработали нефтепромыслы. С началом Великой Отечественной войны начались нефтеразведочные работы в южной части нашей области, тогда ещё относящейся к Куйбышевской области, в таких районах как в Барановском, Николаевском, Новоспасском, Радищевском. Нефть — важное стратегическое сырьё. Без бензина, авиационного топлива, смазочных масел встали бы и наши, и вражеские танки, самолёты, автомобили и другая техника. Поэтому немцы так упорно и ожесточённо рвались в 1942 году на Кавказ к нефтяным промыслам Грозного и Баку.
Рядом с селом Новоспасское (ныне центр одноименного района) было открыто Репьёвское месторождение. Нефть ульяновских месторождений невысокого качества. Так, выход бензина и других лёгких фракций того же Репьёвского месторождения составляет порядка 42%.

Нефтеразведка на территории Большеборлинского и Малоборлинского сельских советов
В период Великой Отечественной войны и в послевоенное время Средневолжской конторой разведочного бурения на территории Большеборлинской округи велись нефтеразведочные работы. Ещё в начале 1970-х годов об этом мне рассказывал учитель Мало-Борлинской 8-летней школы фронтовик – связист Иван Ульянович Паранин.
После демобилизации из армии в апреле 1947 года он устроился на работу в Средневолжскую контору разведочного бурения. Его бригада бурила скважину у посёлка Белая Вода.
До этого времени я знать не знал, где находится этот населенный пункт. На карте Ульяновской области он не был отмечен, так как уже не существовал. Оказывается, этот посёлок был образован Большеборлинскими домохозяевами-переселенцами в годы Столыпинской аграрной реформы в начале XX века. Находился он в 12 километрах к северу от Большой Борлы. Многие из тех, кто пришёл в нефтеразведку в те далёкие годы, были местными жителями из окрестных сёл и деревень. Мастера, бурильщики, токари, трактористы были в штате конторы. В своё время мне довелось побывать на месте Беловодинской буровой установки с законсервированной скважиной, как мне сказали.
Бурение вглубь, в толщу земной коры невозможно без буровой вышки. В то время монтажники собирали её из дерева. Единственным источником энергии на буровых служил пар, который вырабатывался тут же в паровых котлах, топившихся сырой нефтью. Паровые машины приводили в движение насосы, ротор, лебёдку, динамо-машину. Часть пара использовалась для технологического и бытового обогрева. Скважину обслуживали более двух десятков человек. Тогда бурили очень медленно. Скважина бурилась около года. Сырую нефть доставляли на конных подводах с сызранских нефтяных промыслов. Лошадей содержали при буровой в сараях.
По воспоминаниям Михаила Степановича Шилина, возчиками и на других подсобных работах работали большеборлинские и малоборлинские юноши Николай Егорович Мурсков, Василий Павлович Голыгин и другие, фамилии которых я уже подзабыл. По достижению призывного возраста в Красную Армию, им, как будто бы, давалась на некоторое время бронь от призыва.
Также была пробурена ещё одна скважина в Малой Борле за школой, по дороге на сельское кладбище. Но в то время этого здания новой школы ещё не было, оно было пущено в эксплуатацию 1-го сентября 1965 года. Я припоминаю, что там в 1970-х годах на бетонных основаниях стояли две цистерны. В 1949 году нефтеразведку в нашей местности свернули.
Каковы же итоги разведочных бурений:
– во-первых, нефтяные пласты залегают на больших глубинах;
– во-вторых, нефтяные фракции содержат много различных примесей, парафина.

С 1961 по 1968 гг. нефтеразведка в Ульяновской области не велась. Возобновление поисков нефти началось в 1969 г. с организации в области филиала Горьковской нефтеразведочной экспедиции. Территория базы нефтеразведки расположилась к югу от областного центра на пустыре между селом Белый Ключ и поймой реки Свияги. Благодаря помощи руководства области здесь вырос новый жилой район – посёлок нефтеразведчиков.
За четверть века нефтеразведчики разведали более 50 нефтяных месторождений. В эти годы они открыли залежи промышленной нефти в Заволжье – в Мелекесском, Чердаклинском, Новомалыклинском; в Правобережье – в Радищевском, Старокулаткинском и Ульяновском районах.
В 1990-х годах нефтеразведочная экспедиция работала и в окрестностях Большой и Малой Борлы. Бурили скважину на Белой Воде и к югу от Малой Борлы на опушке леса Безводовского лесничества. Эти скважины законсервированы. Вероятность обнаружения больших запасов нефти в окрестностях Большой и Малой Борлы вполне реальна. Не зря же дважды нефтеразведчики с интервалом почти в 50 лет побывали у нас. Возможное нахождение нефти на Борлинских землях можно подтвердить только глубоким бурением.

Фотографии автора


Нефтеразведочные работы по поиску нефти на территории Большеборлинской округи


Иван Ульянович Паранин


Иван Ульянович Паранин


Михаил Степанович Шилин