В среду на оперштабе губернатор заявил о намерении подписать новые правки в указ “О режиме повышенной готовности”. Основные пункты повторяют меры “первой волны” – это самоизоляция пожилых, возможное возвращение дистанционного обучения в школы, запрет банкетов и перчатки в общественном транспорте (подробнее). Новой мерой ужесточения ограничительных мер была предложена обязательная установка в такси защитных барьеров. Ограничение проблемно в техническом исполнении и вызывет противодействие: подобный опыт, например, в Свердловской области вылился в протест. Перевозчики указывают, что пассажиры всё равно ездят в масках и меру считают излишней. Но их всё равно штрафуют. Эксперты указывают, что барьеры напротив усугубят распространение инфекции, так как конструкции нарушают циркуляцию воздуха в салоне.


Фото протестной акции в Екатеринбурге

В понедельник на штабе по развитию региона глава региона предложил обязать таксистов оборудовать легковые автомобили защитными экранами. Также прорабатывается вопрос установки рециркуляторов в общественном транспорте. Такие планы по внесению изменений подтвердил и начальник государственно-правового управления Алексей Преображенский. Сегодня, 11 ноября, в Минтрансе региона пройдет профильное совещание, на котором перевозчики дадут Морозову свою оценку инициативе. Сейчас эксперты от отрасли заявляют, что барьеры только ухудшат ситуацию. Во-первых, экраны перекроют рециркуляцию воздуха в салоне, которая несколько раз в минуту полностью обновляет поток. Во-вторых, установка барьеров означает изменение конструкции транспортного средства, что требует переоформления в ГИБДД. Из других минусов – оседание вируса в салоне и создание “рассадника бактерий”, лишние затраты перевозчиков, запотевание окон.

Ранее требование установить защитные экраны в автомобили установила власть Свердловской области. Местный министр транспорта комментировал, что барьеры необходимы для соблюдения в машине социальной дистанции. Вылилось все в протесты: по словам таксистов, в других регионах таких требований к перевозке пассажиров нет. Они считают, что в экранах нет необходимости, поскольку большинство пассажиров ездит в масках.

Руководитель ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов называет инициативу “маразмом последней стадии”. Он указывает, что перед принятием такого решения необходимо изучить конструкцию автомобиля, а именно процесс рециркуляции воздуха в салоне:

“В Свердловской области перегородки поставили, и теперь там мечутся ГИБДД и прокуратура. Это чисто популистская мера с политической точки зрения: показать, что мы вот что-то тут делаем. Начнем с того, что значит установить перегородку поперёк автомобиля? При движении ТС забирает воздух с передней части автомобиля, потоки воздуха проходят таким образом, что обтекают каждый уголок салона, далее весь воздух выходит в задней части салона через отверстия. В машине продуманная вентиляции: при скорости 20 км/час воздух полностью обновляется 4 раза за минуту. И даже если есть вирус, он тут же выносится из автомобиля и не успевает осесть на салоне и пыли. Перегородка же нарушает потоки воздуха, прекращается циркуляция. Если заразный ковид пассажир чихнул, вирус остается в салоне, эти брызги оседают на пыль, поверхность. Эти пассажиры выходят, заходят другие, ногами пыль поднимают и такси становится рассадником вируса как для таксиста, так и для пассажиров. Вторая причина – с перегородкой будут ужасно потеть окна, потому что нарушена циркуляция, водителю не будет ничего видно, соответственно увеличится опасность возникновения ДТП. Ну и экономический смысл: это переоборудование ТС на сертифицированном предприятии, это переоформление в ГИБДД. Сегодня перешедшие на газ таксисты месяцами бегают, чтобы узаконить оборудование. А если таких 1000 машин поедет в ГИБДД переоформляться? Это затянется не меньше чем на полгода. А не переоформив, нельзя будет выезжать на линии, и тогда будут работать “бомбилы”. Никто не выживет, и так наших предпринимателей рубят на корню. И так обработка химией в копеечку влетает, нам не помогают с закупкой химикатов”.

Автор профильного телеграм-канала BombilaGram таксист Влад Каталымов оценил установку защитных экранов как “абсурд”:

“К счастью, уже есть опыт Свердловской области, где защитные экраны начали ставить в прошлом месяце, там у всех водителей просто обрушился рейтинг. В первую очередь, пассажирам сзади элементарно нечем дышать, так как воздуховоды есть только спереди (для задних пассажиров они под передними сиденьями, которые тоже закрываются экраном), а окно открывать в ноябре – так себе идея. В такой ситуации и вирусу будет проще оставаться в закрытом непроветриваемом пространстве. Кроме того, экран занимает место, которого в среднестатистических автомобилях такси и так мало. А главная проблема – защитный экран должен регистрироваться в ГИБДД, так как это внесение изменений в конструкцию. Чтобы в ГИБДД эти изменения внесли, защитный экран должен пройти сертификацию. Много у нас производств сертифицированных защитных экранов? Кроме того, экран не дает передавать наличные (наличными все еще расплачиваются большинство пассажиров, защищает только задних пассажиров (а многие пассажиры предпочитают ездить спереди, а кто-то едет вчетвером). Банкет здесь за счет водителя и таксопарков (в зависимости от того, кто владелец автомобиля). И тем, и тем в последние полгода живется очень несладко, многие таксопарки обанкротились. Думаю, если таксопарки заставят устанавливать такое оборудование, то многие предпочтут просто закрыться”.