В среду, 25 ноября, депутаты Заксобрания во втором чтении приняли бюджет Ульяновской области на 2021 год. Доходы утверждены в сумме 64,6 млрд рублей, расходы – 71,3 млрд рублей, дефицит – 6,7 млрд рублей.

Наибольший объем средств на 2021 год направляется в отрасли социальной сферы – свыше 45 млрд рублей, или 63,3% от общей суммы расходов. На здравоохранение – 12,3 млрд рублей, на соцподдержку и защиту населения – 12,4 млрд рублей, на развитие образования – почти 12 млрд рублей, на развитие физической культуры и спорта – 2,2 млрд рублей, на культуру и туризм – 2,6 млрд рублей. Помощь муниципальным образованиям составляет 15,9 млрд рублей.

Ниже приводим основные тезисы из выступления губернатора. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке.

 

 

 

– По итогам первых трех кварталов текущего года индекс промышленного производства опустился до значения в 91,7%В январе-сентябре 2020 года во всех сферах промышленного производства наблюдается снижение объемов производства: в добыче полезных ископаемых на – 35,3%, в обрабатывающих производствах на – 6,6%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха на – 14,1%, в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений на – 6,7%. Кроме этого, кратно вырос уровень зарегистрированной безработицы. 20 ноября 2020 года он составил 4,69%, что на 1% выше общероссийского уровня. Численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 28 640 человек.

Итак, перед нами стоят задачи нескольких уровней. Первый уровень – справиться с хаосом и неопределённостью, вернуться к нормальной экономической, культурной, повседневной жизни. Работать в нормальном режиме. Нормально учиться, получать вовремя медицинскую помощь, ходить в спортивные залы, кафе, театры, кинозалы, совершать путешествия и так далее. И главное – нормализовать внутреннее состояние людей, вернуть душевное спокойствие. Второй уровень задач – извлечь уроки из периода пандемии, более того, понять, как превратить появившиеся проблемы и риски в возможности и преимущества. Мы должны найти ответы на вызовы, которые задают векторы развития и движения нашего региона.

 – Очень много вопросов к качеству управления. Считаю, что нам необходимо вернуться к стартовавшей еще в 2016 году региональной управленческой инициативе. И здесь я считаю, что самыми слабыми звеньями являются неоптимизированность процессов, из рук вон плохое межведомственное взаимодействие и инерционность всей бюрократической системы. В этом смысле, мы не современны. При этом вы должны понимать, что речь идет в том числе и о качестве муниципального управления. На решение этой проблемы направлены и изменения в Уставе Ульяновской области.

– Если кратко дать характеристику бюджету 2021 года, то я бы его назвал бюджетом возвращения социально-экономической нормальности.

– В 2020 году дефицит областного бюджета увеличился на 8 миллиардов 108 миллионов рублей. Единственным источником покрытия дефицита областного бюджета стали заимствования, что повлекло к росту государственного долга Ульяновской области. По итогам текущего года государственный долг Ульяновской области сложится в сумме 33 млрд 497,1 млн рублей, долговая нагрузка составит 69,33%, что соответствует параметрам, установленным Бюджетным кодексом РФ. Это 7 показатель среди субъектов ПФО. По результатам проведения Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости, Ульяновская область отнесена к группе со средним уровнем долговой устойчивости.

– На сбережение здоровья и благополучия граждан на следующий год предусмотрено 26 миллиардов 774 миллиона рублей, то есть 37 с половиной процентов в общей сумме расходов регионального бюджета на 2021 год.

Эти средства помогут нам решить основные проблемы здравоохранения, в том числе:

  • увеличить лекарственное обеспечение льготных категорий граждан (1 миллиард 38 миллионов рублей, что на 152 миллиона или на 17% больше уровня 2020 года),
  • устранить дефицит Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи,
  • будут профинансированы мероприятия региональных Программ модернизации первичного звена здравоохранения;
  • в полном объёме запланированы страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (5 324,2 млн рублей, что на 158,2 млн рублей или на 3,1% больше уровня 2020 года (5 166,0 млн рублей)).

– В 3 с половиной раза (на 410 миллионов рублей) увеличится уровень финансирования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Свыше 2 млрд рублей будет направлено на создание условий для регулярных занятий населения нашего региона физической культурой и спортом. Четвёртое направление касается формирования комфортной и безопасной среды для жизни. В проекте областного бюджета на 2021 год на эту цель предусмотрено свыше 24 миллиардов рублей (24 795,1 млн рублей – 34,8% общей суммы расходов). Из этой суммы

  • 6 с половиной миллиардов рублей будет направлено в региональный дорожный фонд;
  • свыше полутора миллиарда рублей (1 миллиард 562 миллиона) пойдут развитие ЖКХ и повышение энергетической эффективности. А именно: на мероприятия по газификации (448 миллионов рублей), водоснабжению (580 миллионов рублей), благоустройству и на мероприятия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
  • 1 миллиард 145 миллионов рублей будут направлены на повышение доступности жилых помещений и качества жилищного обеспечения. В том числе: на достройку проблемных домов и на имущественный взнос в Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства.

 

 Развитие здравоохранения

Назову только часть объектов, на которых в текущем году проведены или завершаются ремонтные работы. Это Барышская районная больница, поликлиника №3 на Камышинской.  Это детские поликлинические отделения Барышской, Сурской и Сенгилеевской районных больниц, детская поликлиника №4 на Варейкиса в Ульяновске, онкологическое отделение детской областной больницы. Выполнено строительство 6 ФАП и 1 ОВОП в районах области. Завершен ремонт двух стационарных отделений областной больницы. В общей сложности в 2020 году было заключено 28 контрактов и договоров на проведение ремонтов детских поликлинических отделений, закупку мебели и организацию планировочных решений. В сельской местности будет завершено строительство 6 ФАПов и офисов врача общей практики.

К 2021 году мы уже улучшили материально-техническую базу 95% детских поликлиник нашего региона, оснастили их самым современным техническим оборудованием, создали комфортные условия для наших маленьких пациентов и их родителей.

В 2021-2023 годах мы  отремонтируем 7 стационарных отделений для детей. Это травматологическое и хирургическое отделения детской областной больницы, стационар детской городской клинической больницы, стационар (травматологическое отделение и лор-отделение) и детскийреабилитационный центр «Первоцвет» городской клинической больницы № 1, детское отделение в Сурском районе.

В общей сложности в 2021-2023 годах будут проведены ремонты за счет средств регионального бюджета в
20 государственных медицинских организациях области, закуплено медицинское оборудование и новая мебель. В основном это касается стационарного звена системы здравоохранения – гастроэнтерологическое отделение областной больницы, ремонт детских стационаров, завершение ремонта центра профпаталогии, капитальный ремонт всех отделений Новомалыклинской районной больницы, ремонт стационарных отделений Новоспасской районной больницы.

Основным прорывом 2022-2023 годов станет строительство нового детского инфекционного корпуса в рамках национального проекта.

Вопросы доступности медицинской помощи мы будем решать также путем расширения выездных форм работы. Для этого в 2020 году закупается 31 передвижной медицинский комплекс – фельдшерско-акушерские пункты, флюорографы, маммограф и мобильные центры здоровья. Все это начнет работать уже в 2021 году.

Инструментом развития первичного звена здравоохранения станет региональная программа Модернизации первичного звена здравоохранения. Готов ее проект, реализация начнется с 2021 года и продолжится до 2025 года включительно. Расчетная стоимость программы составляет более 8,5 млрд рублей.

За 5 лет планируется построить 47 объектов здравоохранения, в том числе ФАПы и офисы врачей общей практики. Еще на 43 объектах планируется проведение капитального ремонта (41 здание поликлиник и поликлинических отделений, здание врачебной амбулатории, ФАПов). В программу также включено строительство новой поликлиники на Нижней Террасе города Ульяновска стоимостью 525 млн рублей.

Программой предусмотрено приобретение 320 единиц медицинского оборудования – в целях как дооснащения больниц, так и замены уже устаревшей техники.

Все учреждения первичного звена будут приводиться к стандартам «Бережливая поликлиника». Мы также дополним этот стандарт требованием комплексного обустройства территорий.

Среди приоритетных направлений работы мы сохраняем развитие специализированной и высокотехнологичной помощи.

В частности, для повышения эффективности борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями модернизируем региональный сосудистый центр и первичные сосудистые отделения трёх лечебных учреждений нашего региона. На эти цели в период до 2021 года выделяем почти 400 млн рублей.

По линии оказания помощи онкологическим больным до 2023 года откроем Центр амбулаторной онкологической помощи. Это позволит повысить доступность онкологической помощи, в том числе обеспечить раннюю диагностику новообразований, диспансерное наблюдение больных с новообразованиями, амбулаторную химиотерапию, обезболивание пациентов.

За три года мы планируем существенно отремонтировать и модернизировать ключевое учреждение детского здравоохранения – Ульяновскую областную детскую клиническую больницу имени Горячева.

В 2021 году на выделенные почти 60 млн рублей будут проведены работы в травматологическом отделении, операционном блоке и хирургическом отделении. В 2022 годуприступим к строительству нового здания инфекционного отделения Ульяновской областной детской клинической больницы имени Ю.Ф.Горячева. На реализацию этого проекта направим более 250 млн рублей.

Ещё одной проблемой, на которую я хотел бы обратить ваше внимание, является ситуация с кредиторской задолженностью учреждений здравоохранения. За текущий год на эти цели был выделен почти 1 млрд рублей, что позволило остановить рост долга и даже снизить его объём. К октябрю 2020 года задолженность удалось снизить до 2 млрд 420 млн. И это пусть небольшой, но очень нужный результат нашей работы.

Мы ежегодно закладываем в бюджет средства на постепенное, планомерное погашение кредиторской задолженности. В бюджете на следующий год на эти цели предусмотрены ещё 500 млн рублей. 

 

Социальная поддержка и защита населения

Бюджет 2021 года сформирован с учетом следующих приоритетных задач.

1. Строительство жилого корпуса для граждан пожилого возраста и инвалидов на 270 мест в с. Водорацк Барышского района. Открытие нового учреждения планируется в 2024 году.

2. Проведение капитального ремонта в здании бывшего профилактория УАЗ.

3. Капитальный ремонт здания для переформатирования работы ОГКУ Центр социальной адаптации для лиц без определённого места жительства в Комплексный кризисный центр. Это позволит организовать в г. Ульяновске санитарный пропускник с дезинфекционной камерой, а также оказывать услуги по социальной адаптации лиц без определённого места жительства –
с предоставлением временного проживания.

4. Финансирование ремонта здания, расположенного по адресу: ул. Ефремова, д. 36, переданного в ведение реабилитационного центра «Подсолнух». Также на территории Центра планируется устройство специализированной площадки для занятий адаптивным спортом.

5. Совершенствование системы долговременного ухода для граждан пожилого возраста и инвалидов. Будет расширен штат организации, оказывающей уход на дому. Дополнительно к работе приступят 30 сиделок, 85 социальных работников, 4 инструкторов по труду. Благодаря этому увеличится объём и время оказания услуг до 28 часов и до 7 дней в неделю, то есть при отсутствии родственного ухода социальный работник сможет оказывать услуги ежедневно.

6. Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан. На 2021 год запланированы новые меры, направленные на поддержку, прежде всего, семей с детьми:

Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно. (Предусмотрено из областного бюджета – 320 млн 922,8 тыс. рублей). С 2021 года размер ежемесячной денежной выплаты увеличивается до прожиточного минимума. Это социальной поддержкой воспользуются более 26,5 тыс. получателей.

– Помощь на основании социального контракта. Предусмотрено из областного бюджета 80 млн 568,2 тыс. рублей. С 2021 года финансирование социального контракта за счёт софинансирования из федерального бюджета увеличивается практически в 6 раз. Для этого на территории Ульяновской области разработан приоритетный региональный проект «Зажиточная семья», что позволит нам оказать поддержку 5 102 малоимущим семьям и малоимущим гражданам. Вырастет и сумма оказываемой помощи – в среднем в 2 раза (с 50 тысяч до 100 тысяч рублей).
А по направлению индивидуальная предпринимательская деятельность и самозанятость – до 250 тыс. рублей.

– Оказание адресной материальной помощи. На 2021 год на адресную материальную помощь в проекте бюджета запланированы средства в объёме 142,5 млн рублей. За счёт этого получат поддержку свыше 3 700 человек.

– Обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трёх лет. Оказание данной меры социальной поддержки затрагивает более 12 тыс. семей Ульяновской области.

Планируется  полный запуск работы мобильного приложения «СоЦГарантиЯ73».

 

Образование

В 2021 году должен быть закрыт вопрос с подключением образовательных организаций к высокоскоростному интернету. Практически в каждой общеобразовательной школе должны появиться Центры цифрового и гуманитарного профиля «Точки роста».

Приняли решение создать Региональный центр дистанционного образования на базе Губернаторского лицея № 102. Работа по созданию центра уже началась и будет проходить в несколько этапов. На первом этапе – начиная с ноября 2020 года – работа центра направлена на оказание методической помощи педагогам, обучающимся, родителям при организации дистанционного обучения. Второй этап развития Центра (июнь-август 2021г.) предполагает комплектование классов дистанционного обучения, разработку учебно-методических комплексов, обучение педагогов. На третьем этапе с сентября 2021 года – начнется полноценное обучение в набранных классах.

Создадим Центр опережающей профессиональной подготовки. Это принципиально новая структура не только на территории нашего региона, но и в России в целом. На это выделены значительные средства – почти 50 млн рублей – грант из федерального бюджета, и 74 млн рублей – региональные средства.

Вводим ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций СПО в размере 5000 рублей. Таких выплат нет ни в одном другом регионе.

В 2021 году будет создан областной центр выявления и поддержки одарённых детей (своеобразный региональный центр СИРИУС). Общая сумма – более 358 млн рублей. Из них 275 млн рублей – федеральные средства и 83 млн 280,2 тыс. рублей – деньги областного бюджета.

На предоставление мер социальной поддержки талантливым и одарённым обучающимся, педагогическим и научным работникам образовательных организаций запланировано 28 млн 797 тыс. рублей.

Будет продолжена практика поощрения учеников 10-11 классов, обучающихся на «отлично». Мы планируем выплачивать по 800 рублей ежемесячно почти 3 тысячам отличникам.  На это выделено почти 10,5 млн рублей.

.Что будет сделано на 700 млн рублей в 2021 году?:

– Замена оконных блоков в 61 школе и 20 детских садах.
– Ремонт кровли в 15 школах и 5 детских садах.
– Начато строительство пристроя к Троицко-Сунгурской школе.
– Мы наконец-то завершим ремонт в здании школы № 43 в Ульяновске.
– Завершим строительство детского сада в с.Сосновка Карсунского района.
– начнем строительство большой современной общеобразовательной школы на 1100 мест в Димитровграде.
– выкупим здание школы р.п. Ишеевка.

 

Культура

Почти 900 млн. рублей занимает модернизация материально-технической базы областных государственных учреждений культуры. Мы продолжим реализацию крупных проектов:

  • проведение ремонтно-реставрационных работ здания Ленинского мемориала в сумме 711 млн. рублей;
  • завершение реконструкции здания ДК УАЗ филиала «Центра народной культуры Ульяновской области» – почти 58 млн. рублей;
  • почти 45 млн. рублей мы заложили для поддержки творческой деятельности и технического оснащения двух театров – «Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой» и «Ульяновского Театра юного зрителя»
  • почти 200 млн. рублей запланировано для создания новых экспозиций в областных государственных музеях – в Ленинском мемориале и «Ундоровском палеонтологическом музее»;
  • приобретение оборудования, музыкальных инструментов, свето- и звукотехнического оборудования, фондового и экспозиционного оборудования, мебели, одежды сцены, сценических костюмов, обуви и подобных объектов для областных государственных учреждений культуры направляются средства в сумме более 20 млн. рублей.
  • проведение ремонтных работ на шести объектах государственных учреждений культуры в 2021 году в сумме почти 15 млн. рублей («Эстрадный балет «Экситон» «Ульяновский колледж культуры и искусства»; Драмтеатр; Центр татарской культуры);
  • реализация мероприятий по поддержке творческой деятельности и техническому оснащению детских и кукольных театров более 15 млн. рублей;
  • строительство Музея трудовой доблести в 2021 году в сумме 5 млн. рублей;

Практически во всех районах нашего региона мы продолжим ремонтировать, восстанавливать центры, дома, дворцы культуры. Продолжим работы по развитию и укреплению учреждений культуры в Новоспасском районе (КДЦ «Кристалл) и в Карсуне, в Тагае и Игнатовке, в Старой Кулатке и Николаевке, в Вешкайме и Тереньге, в Мулловке и Новоселках, в Барыше, Октябрьском и Димитровграде.

Планируем начать капитальные ремонты в восемнадцати зданиях муниципальных учреждений культуры в двенадцати муниципальных образованиях.

Еще мы предполагаем начать строительство двух домов культуры – в селе Шиловка Сенгилеевского района и в селе Дмитриево-Помряскино Старомайнского района.

 

Рынок труда и занятость

Действенным инструментом решения проблем занятости стала реализация на территории Ульяновской области ряда федеральных проектов.

– «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет». На это направление в областном бюджете предусмотрены средства на 2021 год в сумме 20 млн.104,3 тыс. рублей

– «Старшее поколение», направленного на повышение конкурентоспособности граждан предпенсионного возраста, оказание целевой поддержки занятости лиц предпенсионного возраста. Будет продолжена линия по организации их профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. На эти цели предусмотрены средства на 2021в сумме 41млн. 339,7 тыс. рублей.

– «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» из областного бюджета на 2021 год будет выделено 47 млн 688,6 тыс. рублей.

 

Развитие сельских территорий.

По официальным данным на 1 октября 2020 года в сельской местности проживает 38% населения Ульяновской области. Из них больше половины, – с низкими доходами.  В совокупности по проектам бюджетов на развитие социальной сферы села, его благоустройство и инженерно-инфраструктурное развитие объём средств консолидированного бюджета на 2021 год составит порядка 7,8 млрд. рублей.

Одно из эффективных направлений – это развитие сельской кооперации, а также поддержка малого агробизнеса, в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации на территории Ульяновской области».   Финансирование этого направления на следующий год составит 147 с половиной миллионов рублей, в том числе почти 95 миллионов – из областного бюджета. Это на 54 миллиона рублей больше уровня этого года.

Кроме того, предусмотрена реализация и других мер поддержки малых форм хозяйствования на селе, в частности, в рамках специального областного Закона о поддержке сельхозкооперации. На это предусмотрено 65,5 млн. рублей, что на 27 млн. рублей больше уровня этого года.

На развитие дорожной сети сельских территорий в 2021 году планируется направить 3,9 млрд. рублей. Планируется выполнить ремонтные работы на участках дорог общей протяженностью 126 километров.

Для оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям в 2021 году на дорожную деятельноcть планируется направить 674,3 млн. рублей.

На реализацию мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту объектов водоснабжения и водоотведения направляется 371 млн. рублей.

Из которых:

258,5 млн. рублей – субсидии в бюджеты муниципальных образований на реализацию мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, ремонту объектов водоснабжения и водоотведения;

112,5 млн. руб. направляются в областное предприятие «Ульяновский областной водоканал» на реализацию мероприятий по проектированию, ремонту объектов водоснабжения и водоотведения.

На предусмотренные средства планируется:
Завершение проектирования строительства (реконструкции) 4 объектов водоснабжения, 4 объектов водоотведения в сельских населённых пунктах.
Завершение ремонтных работ 10 объектов водоснабжения в 7 населённых пунктах.
Проектирование 2 объектов очистных сооружений в Новоспасском районе и городе Новоульяновске. Начало проектирования со сроком завершения в 2022 году строительства сетей водоснабжения в 6 населённых пунктах.
Ввод в эксплуатацию 3,8 км водопровода по ул. Борьбы и водовода в г. Инзе.
Начало реконструкции со сроком завершения в 2022 году 13,9 км сетей водоснабжения в с. Баевка Кузоватовского района и 7,878 км сетей водоснабжения в с. Станция Бряндино Чердаклинского района.

Будет начат 2 этап строительства водовода до пос. Октябрьский Чердаклинского района. Работы планируются к завершению в 2022 году.   В результате качественной питьевой водой будут обеспечены 5312 человек. Объём финансирования на 2021 год составит 73,6 млн. руб., в том числе: 71,4 млн. руб. – средства федерального бюджета, 2,2 млн. руб. – средства регионального бюджета.

На газификацию сельских населённых пунктов в 2021 году будет направленно 559,5 млн. рублей, что в 2,5 раза больше чем в 2020 году, когда сумма составляла 220,2 млн. рублей.

Ещё один важнейшим направлением развития сельских территорий является привлечение новых кадров. Ежегодно мы наблюдаем отток молодого населения из посёлков и деревень. Одним из инструментов решения этой проблемы является поддержка молодёжи, которая решила связать свою жизнь и профессию с агропромышленным комплексом, а значит, – с сельскими территориями. Эти меры позволяют нам предотвращать постепенное «старение» деревень, привлекать инициативных, работоспособных специалистов, которые смогут передать свой опыт ровесникам и подать им положительный пример успеха.

На поддержку молодых специалистов, трудоустроенных на предприятия агропромышленного комплекса области, на 2021 год в областном бюджете предусмотрено 9,4 млн. рублей. С сентября 2020-ого Министерство реализует новую меру поддержки – выплачивает специальную аграрную стипендию до 7 тысяч рублей в месяц студентам, поступившим в наш аграрный университет по основным востребованным специальностям (агрономия, зоотехния, агроинженерия и агрохимия). Очень рад, что это уже способствовало увеличению числа поступающих. – Если в прошлом году на очную форму обучения в наш аграрный университет поступили 269абитуриентов, то в 2020 году – уже 314.На следующий год на выплату стипендии студентам, поступивших по целевому набору, предусмотрено 3 миллиона рублей.

 

Поддержка АПК

На следующий год от сельхоз отрасли прогнозируется поступление налогов в областной бюджет порядка 20 с половиной млрд. рублей. При этом областная поддержка отрасли составит 3 млрд. 951,3 млн. рублей. Таким образом, на 1 бюджетный рубль АПК возвращает налогов в 5 раз больше.

Во-первых, одним из наиболее актуальных направлений нашей является развитие отраслей растениеводства и животноводства.  Предусмотрено почти 4 миллиарда рублей (3 млрд, 960,8млн. рублей), из которых примерно 90% (3млрд. 514,5 млн рублей) – из областного бюджета. Эти средства обеспечивают все основные запланированные мероприятия. В частности, на проект «Развитие отдельных подотраслей растениеводства и животноводства» в 2021 году предусмотрено свыше 745 миллионов рублей. И, что особенно радостно, это на 148 миллионов больше текущего года.

Разработали новую инициативу по семеноводству, в рамках которой отобрано 6 пилотных фермерских хозяйств, в которых создаются небольшие опытные поля. На них будут выращиваться элитные семена, закупленные у нашего аграрного университета и НИИ сельского хозяйства.

Намечена значительная поддержка отрасли животноводства.

На протяжении последних пяти лет в регионе стабильно наращивается валовое производство молока. Этому способствует проводимая в молочном животноводстве технологическая модернизация. Если по итогам прошлого года производство молока составило 200 тысяч тонн, то по итогам этого прогнозируем уже 230, а в 2021 году – 235 тысяч тонн.

В следующем году запланирована реализация пяти крупных проектов, которые после выхода на проектную мощность дадут увеличение поголовья коров более чем на 8 тысяч голов и прирост производства молока – более 51 тысячи тонн в год.

В целях стимулирования хозяйств на увеличение молочной продуктивности и наращивание объёмов молока будет продолжена выплата субсидий на обеспечение прироста молока.

Ещё одно важное направление в животноводстве – это производство мяса, развитие которого входит в число наших приоритетов. В целях наращивания производства крупного рогатого скота на убой в следующем году планируется предоставлять субсидии на возмещение части затрат на развитие мясного скотоводства: на приобретение бычков для откорма и реализацией на убой быков живой массой не ниже 400 килограммов.

В-пятых, в следующем году продолжится работа по ряду проектов в птицеводстве. Их реализация позволит довести в следующем году производство до 220 миллионов штук яиц и больше 11 с половиной тысяч тонн мяса птицы.

Планируем развивать предприятия по переработке зерна пшеницы и ржи, а также крупные бюджетообразующие предприятия по переработке ячменя в солод. Данная мера господдержки создаёт условия для формирования замкнутой цепи «производитель» – «переработчик».