АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» ежегодно проводится оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области, по результатам которой  определяются муниципальные образования «зоны риска»,  получившие значение комплексной оценки уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области ниже 50 баллов и не достигшие пороговых значений более чем по 50% критериев оценки уровня экономической безопасности, «зоны стабильности», достигшие пороговых значений более чем по 75% учитываемых показателей, и «лидеры», обеспечившие на своей территории благоприятные условия для жизни своих граждан.

В ноябре 2020 года была проведена работа по корректировке показателей, с учетом окончательных статистических данных, произошла значительная рокировка, в том числе и в группе «лидеров».

 

РЕЙТИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ муниципальных образований Ульяновской области за 2019 год:

Изменение позиций и переход из одной группы в другую, в сравнении с итогами прошлого 2018 года, произошёл во многих районах:

  • Покинули зону «Лидеров» Майнский (-6 позиций), Мелекесский (- 2 позиции), Старомайнский (-5) и Ульяновский районы (минус 9 позиций).
  • В «зону стабильности» по итогам 2019 года вошло 10 муниципальных образований Ульяновской области. Отметим, что Павловский район буквально вырвался из «зоны риска», поднявшись                 на 3 позиции.

В «зоне риска», по окончательным результатам 2019 года, по-прежнему остаётся МО «Базарносызганский район». Кроме того, в «зону риска» попадает ещё и МО «Радищевский район».

КАРТА ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2019 ГОД

1.1 Из муниципальных образований, вошедших в «зону лидеров»:

  • Сохранили позиции лидеров Новоспасский (1 место) и  Новомалыклинский  (3 место) районы  – (const).
  • Значительно улучшили свои позиции по итогам 2019 года Старокулаткинский район (+12 позиций), Кузоватовский район (+5), Сенгилеевский (+5), Николаевский район (+2).
  • Снизили рейтинговые позиции Чердаклинский (-2), Цильниский район (-1), Сурский (-1).
  • Покинули «зону лидеров» Майнский, Мелекесский, Старомайнский и Ульяновский районы.

 

В муниципальных образованиях, вошедших в «зону лидеров»,  более 40% показателей имеют высшую оценку 3 балла:

– объём инвестиций в основной капитал,

– отгрузка потребительских товаров,

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности,

–  уровень безработицы,

– выполнение годового плана по объёму  ввода жилья,

– доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет,

– количество зарегистрированных преступлений,

– сальдированный финансовый результат предприятий,

– степень удовлетворённости в производстве сельскохозяйственной

продукции (мяса, молока, яйца).

      

 Из «отрицательных» моментов, на которые стоит обратить внимание:

уровень среднемесячной заработной платы,

– демографические показатели (коэффициент старения (удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения), миграционный отток населения, депопуляция (превышение числа умерших к числу родившихся)), значительная доля выбросов загрязняющих веществ на кв.км площади муниципальных образований.

 

1.2 В «зону стабильности» по итогам 2019 года вошли                                       следующие муниципальные образования Ульяновской области: Мелекесский, Карсунский,  Вешкаймский, Старомайнский, Ульяновский, Павловский, Инзенский Майнский, Тереньгульский,  Барышский районы.

 

Особо необходимо отметить МО «Павловский район». Улучшив оценочную сумму баллов на 6,55, район вырвался из «зоны риска», обогнав некоторые районы, находящиеся в «зоне стабильности», заняв                18 позицию! Это, прежде всего, результат процедуры экономического оздоровления (санации), реализации запланированных мероприятий, способствующих решению проблем обеспечения экономической безопасности на территории района.

Также улучшили свои позиции      по итогам 2019 года:

–  Карсунский район (+2 позиции) 11 место,

–  Вешкаймский район (+5 позиций) 12 место.

 

Остальные районы, находящиеся в «зоне стабильности»,  снизили качество контроля и обеспечения достижения определенного уровня показателей, входящих в оценку уровня экономической безопасности территорий муниципальных образований.

Тем самым ухудшили рейтинговую позицию:

Мелекесский район (-2), Старомайнский район (-5),  Ульяновский район (-9!), Инзенский (-1), Майнский (-7), Тереньгульский (-2)                               и Барышский (-3).

МО «Барышский район» стоит обратить особое внимание                            на показатели экономической безопасности, так как от «зоны риска»                   его отделяет лишь  0,61 балла.

 

1.3 В «зоне риска» по результатам 2019 года по-прежнему остаётся МО «Базарносызганский район»  с суммой баллов 47,95. По сравнению                   с 2018 годом значения итоговой оценки снизилось ещё на 0,1 балла. 

Кроме того, МО «Радищевский район»,  снизив оценочный балл                  с 50,6  до 49,4 также попадает в «зону риска».

 

Оба муниципальных образования не обеспечивают соответствующий уровень экономической безопасности более 72% показателей.

 

Наряду с реализацией заявленного Президентом РФ Общенационального плана действий по восстановлению экономики,   доходов граждан, с поэтапным выходом из эпидемиологических ограничений,  и шагов, уже предпринятых Правительством Ульяновской области, целесообразно проведение «точечной» работы в плане поддержки муниципальных образований – кураторам муниципальных образований совместно с Главами администраций провести оценку социально-экономического развития муниципалитетов в постпандемичный период и разработать планы мероприятий по достижению необходимого уровня значений показателей в разрезе отраслей.

 

          АНО «ЦСИ Ульяновской области» со своей стороны  готов организовать поддержку и экспертное сопровождение планов мероприятий муниципальных образований, попавших в «зону риска», и обсудить на очередном совместном заседании Межведомственной комиссии по безопасности в экономической и социальной сферах и Комиссии по оценке экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области дальнейшие действия по инициации вышеуказанных мероприятий.

Буханова Н.Ю. – начальник управления

экономического развития

МО «Кузоватовский район»:

«Считаем, что АНО «ЦСИ Ульяновской области» объективно проводится оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований Ульяновской области. По итогам 2019 года мы значительно улучшили свои позиции в рейтинге показателей экономической безопасности, поднявшись на 5 позиций. Более 50% показателей с наивысшей оценкой от 2,85 до 3 баллов.

Но, есть и проблемные показатели, на которые будет обращено наше внимание, с целью обеспечения «лидерских» позиций и по итогам 2020 года. Это и объём привлекаемых инвестиций в основной капитал, ввод в действие основных фондов организаций и высокая степень их износа, отгрузка потребительских товаров, уровень среднемесячной заработной платы работников по крупным и средним предприятиям, демографические и экологические показатели.

Надеюсь, что Комплекс локальных мероприятий, направленных на улучшение и достижение определенных значений показателей, оценивающих экономическую безопасность территории нашего района, а также эффективность управления позволят нам обеспечить достойное и стабильное положение в вышеуказанном рейтинге».