Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Дом № 9 по улице Матросова, принадлежавший когда-то дворянам Горсткиным и Корольковым – один из красивейших домов, доставшихся нам в наследство от старого Симбирска. Несмотря на статус объекта культурного наследия, судьба его в последнее десятилетие складывается печально. Впрочем, для памятников старины нашего города это скорее правило, чем исключение. В апреле 2011 года по причине аварийности здания из него был выселен дневной стационар госпиталя ветеранов войн. С тех пор дом стоит заброшенным, постепенно превращаясь в руины.

Месяца три назад дом со стороны улицы обнесли забором. Помню, порадовался, сочтя это признаком готовящейся реставрации. Но… шли недели, месяцы, наступила зима, а за забором – тишина. Ограду укрепили со всех сторон. Обойдя дом, не нашел ни одной лазейки. Это и хорошо, во избежание проникновения сомнительных личностей, которые могут нанести разрушающемуся дому еще больший вред и даже спалить его. А с другой стороны, подобная консервация наводит на мысль, что нынешнее состояние – это надолго. А ведь известно, что дома без хозяев долго не живут…

Усадьба здесь, в Беляевском переулке (так называлась нынешняя улица Матросова), существовала давно. На топографическом плане Симбирска 1871-1872 гг. на этом месте показан дом с участком, на котором расположены сад и хозяйственные службы (фото 7). Изображений здания того времени не выявлено, но известно, что дом тогда выглядел иначе. Он имел только один этаж, да и размерами уступал существующему.

В начале ХХ века усадьба принадлежала Надежде Павловне Корольковой, в девичестве Горсткиной. Горсткины – старинный дворянский род, ведущий свою родословную с XIV века. Его представители жили в Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Тульской губерниях, а в Петербурге Горсткины дали имя улице и рынку. Среди представителей рода немало известных людей.

Надежда Павловна была замужем за Василием Александровичем Корольковым, сыном ротмистра Александра Васильевича Королькова и Надежды Михайловны, урожденной Метальниковой. В.А. Корольков после окончания Московского реального училища жил в селе Болтино Ардатовского уезда Симбирской губернии. С 1889 г. избирался гласным Ардатовского уездного земского собрания; в 1901-м назначен земским начальником 4-го участка Ардатовского уезда. В 1906 году Корольковы переехали в Симбирск, где на имя Надежды Павловны было приобретено место с домом в Беляевском переулке.

Василий Александрович в 1906-1917 гг. являлся непременным членом губернского по земским и городским делам присутствия, дослужился до чина статского советника, имел ряд наград. Занимался общественной деятельностью: был членом комитета Карамзинской общественной библиотеки и Епархиального училищного совета Симбирской губернии.

Надежда Павловна вела хозяйство, воспитывала сына и дочерей, но также не чуждалась общественной работы. До переезда в Симбирск она была попечительницей Ардатовской общины сестер милосердия Красного Креста; в 1907-1910 гг. – членом совета Симбирского общества христианского милосердия.

27 февраля 1912 года Н.П. Горсткина обратилась с заявлением в Симбирскую городскую управу, прося разрешения на «надстройку второго этажа и пристройку к существующему дому трех деревянных пристроев на принадлежащем мне месте в 1-й части города Симбирска по Беляевскому переулку». Проект составил архитектор Н.Ф. Перцович, утвердил городской архитектор Ф.Е. Вольсов. Разрешение было дано с небольшими поправками. Редкий случай: визу на заявлении лично поставил городской голова Л.И. Афанасьев. В результате этой перестройки дом и приобрел существующий вид. Одновременно был возведен брандмауэр (кирпичная противопожарная стена) с северной стороны дома.

Дом, украшенный накладными дубовыми листьями и другими элементами декора, выглядит очень эффектно и солидно, несмотря на простые формы. Внутренняя отделка не уступала наружной: изящная лепнина, каминный зал… Во дворе находились просторные хозяйственные постройки и небольшой сад.

Счастливая жизнь семьи Корольковых была разрушена революцией и гражданской войной. Василий Александрович в 1918 году вместе с сыном покинул Симбирск с отступающей белой армией. Долгая дорога привела его в Сибирь, где В.А. Корольков в 1920 году умер от тифа. Его супруга осталась в Симбирске. Их дом был национализирован и, как многие дворянские особняки, превращен в коммуналку. Надежде Павловне повезло: ей не только разрешили жить в бывшем собственном доме, но выделили целых две комнаты – по тем временам редкая роскошь. Здесь Королькова-Горсткина жила до 1926 года вместе с внуком Арсением. Эта история тоже драматична, но, к счастью, с благополучным завершением.

Арсений – старший сын дочери Надежды Павловны, тоже Надежды. Она была замужем за офицером Владимиром Липским. Опасаясь расправы, в 1918 году Липские решили уехать в Париж. С собой они взяли старшего сына Владимира, которому было тогда три года. Но отпустить полуторагодовалого Арсения в долгий и опасный путь Надежда Павловна наотрез отказалась. Так он остался в Симбирске с бабушкой. Наверное, и родители не думали, что эмиграция будет долгой.

«Из жизни послереволюционного города в памяти Липского осталась разбитая мостовая Беляевского переулка, мало зелени, игры с соседскими мальчишками Власовыми и девочкой Агриппиной, русский снег, как то арестовывали, то освобождали одного из его родственников, как ходил к вокзалу один автобус и курсировали по городу две автомашины. Как каждый день ходили с бабушкой на всенощную в Спасо-Вознесенский собор или Троицкую церковь…» (2). Надежда Павловна никогда не рассказывала внуку, что этот большой, населенный множеством людей дом когда-то был их собственным.

В 1926 году, после долгих хлопот, родители Арсения смогли через Красный Крест добиться отправки сына во Францию. За это пришлось заплатить немалую сумму Советскому правительству. «До Москвы 10-летнего мальчика провожала бабушка. Дальше поездом до Парижа он добирался один. На груди его была деревянная табличка с фамилией. Поезд прибыл в Париж. Он прилип к окну, долго ждал и увидел даму, которая беспокойно ходила по перрону. Решил обратиться к ней: «Это ты моя мама?». И они вместе заплакали…» (2)

Арсений Владимирович пошел по стопам отца – стал военным. В 1940 году, во время вторжения гитлеровской Германии во Францию, был ранен, бежал из госпиталя, чтобы не попасть в плен. Сражался в рядах Сопротивления Де Голля. В 1944 году снова получил тяжелое ранение, три месяца лежал в госпитале. Полковник А.В. Липский удостоен ордена Почетного Легиона – высшей награды страны. Служил в Индокитае, потом в Генштабе, являлся переводчиком министра обороны Франции. В этом качестве Липский не раз бывал в СССР, но, конечно, посетить родной город не имел возможности.

В августе 1991 года Арсений Владимирович приехал в Москву на Конгресс соотечественников. Оказался в столице России как раз во время путча: танки на улицах, баррикады… Несмотря на это, устроители Конгресса смогли организовать для него однодневную поездку в Ульяновск. Липский прошел по памятным с детства местам, по бывшему Беляевскому переулку. Обойдя весь дом бабушки и дедушки, сказал лишь, что дом мало изменился…

Судьба Владимира, старшего брата Арсения Владимировича, тоже сложилась успешно. Он занимал крупный пост в ООН, потом являлся заместителем директора Международного валютного фонда. Вот такие у нас земляки.

Надежда Павловна, проводив внука до Москвы и отправив его на поезде во Францию, в Симбирск уже не вернулась. Жила у дочери Ксении в подмосковной Сходне. Семья занимала одну комнату в дачном домике. Умерла Н.П. Королькова (Горсткина) в 1957 году, похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

В конце 2019 года Ульяновск посетили потомки Корольковых-Горсткиных Нонна Павловна и ее дочь Мария. Как написала Татьяна Алексеевна Громова, «гости полюбовались на свой бывший дом на улице Матросова, возможно, доживавший последние месяцы», поделились семейными историями и фотографиями (фото 1, 10)

Остается завершить рассказ об истории дома Корольковых. Очень хочется надеяться, что сама его история на этом не заканчивается.

До войны дом оставался жилым. В 1940-1960-х гг. это здание, которое имело тогда адрес: переулок Красных партизан, 17 (с 1973 года улица Матросова), занимал областной комитет Красного Креста. И в дальнейшем дом служил приютом благих дел. 5 января 1993 года в бывшем доме Горсткиных-Корольковых стараниями начальника областного госпиталя ветеранов войн В.В. Егорова открылся дневной стационар № 1 госпиталя (гериатрический центр). Вскоре такие же центры появились в Железнодорожном и Заволжском районах Ульяновска, а также в трех селах.

2011-ый стал для дома с вековой историей роковым. В начале года была проведена независимая экспертиза, которая признала, что здание находится в аварийном состоянии и его эксплуатация опасна для жизни. В апреле 2011 года функционирование дневного стационара в этом помещении прекращено. Несколько позже здание занесено в реестр объектов культурного наследия.

Нельзя сказать, что власти не реагировали на ситуацию. 24 января 2012 года официальный сайт губернатора и правительства области информировал: «По поручению Губернатора Сергея Морозова в дневном стационаре №1 Ульяновского клинического госпиталя ветеранов войн будет проведён капитальный ремонт. … Капитальный ремонт начнётся после получения результатов независимой историко-культурной экспертизы здания о его принадлежности к памятникам культурного наследия. Глава региона принял решение о создании рабочей группы с участием жителей Ленинского района по восстановлению стационара. … Планируется, что на ремонт потребуется около 25 миллионов рублей. На данный момент готовится проектно-сметная документация. … В настоящее время здание стационара контролируется хозяйственной службой госпиталя и находится под охраной…»:

Источник

Тот же источник 7 февраля 2012 года сообщал: «Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов встретился с пациентами дневного стационара №1 Ульяновского клинического госпиталя ветеранов войн. На данный момент по поручению главы региона проводится техническое обследование здания, расположенного на улице Матросова, 9. Результаты экспертизы будут готовы к апрелю этого года. «И внешний вид здания, и его функционал будут сохранены. После его восстановления здесь снова будет расположен дневной стационар», – подчеркнул Сергей Морозов…»:

Источник

Власти тогда заверяли, что здание дневного стационара на улице Матросова будет восстановлено к 2013 году. Но этого не случилось. Как сообщал ulgrad.ru в 2015 году, ремонт оказался слишком дорогим

Что касается лечебного учреждения, то была проведена реорганизация с «уплотнением». Под дневной стационар № 1 отдали помещение женской консультации поликлиники № 2 по улице Кирова, 20. Он стал обслуживать пациентов Ленинского и Железнодорожного районов (дневной стационар № 2 на проспекте Гая закрыли), так что в Ульяновске осталось два центра дневного пребывания госпиталя из трех. А здание на улице Матросова, 9 было передано в областной фонд имущества.

С тех пор бывший дом Горсткиных-Корольковых стоит заброшенным, все более разрушаясь. Потускнел фасад, зияют пустыми глазницами выбитые окна… А уж что внутри – страшно представить. Если еще в 2011 году здание признали аварийным, и после этого оно 10 лет простояло бесхозным, без ухода и отопления… Да можно ли его вообще восстановить после таких мытарств?! Но даже в агонии дом красив и держится с подобающим его истории достоинством.

Люди наши уже давно приучены не верить обещаниям власти; их невыполнение воспринимается как нечто ожидаемое и должное. И вопросы задавать бессмысленно. Но все же хочется спросить: а Вы сами-то помните, что обещали? Слова ли губернатора столь легковесны, или чиновники подставляют главу региона, игнорируя его указания – не столь важно, главное – результат. Вернее, его отсутствие. И Управление по охране культурного наследия, готовое мертвой хваткой вцепиться в частного собственника ОКН, не выполняющего мелкие, зачастую формальные обязательства, в этом случае как воды в рот набрало. И впору хоть на улице кричать во весь голос: люди, давайте спасем этот прекрасный дом!

Сергей Падерин

Материалы по теме:
1. Беляков А.А. Дворяне Горсткины. – М., 2018.
2. Гребенскова Л. Он живет в Париже. – Симбирский курьер, 3 сентября 1991 года.
3. ГАУО. Ф. 137, оп. 27, д.535.

Дом № 17 по переулку Красных партизан (ныне дом № 9 по улице Матросова) – бывший дом дворян Горсткиных-Корольковых в Беляевском переулке.
Т.А. Громова


Дом № 9 по улице Матросова – бывший дом Горсткиных-Корольковых в Беляевском переулке. Современный вид.


Здание находится в ведении областного фонда имущества и охраняется государством…


Дом № 9 по улице Матросова. Современный вид.


Дом № 9 по улице Матросова. Современный вид.


Дом № 9 по улице Матросова. Современный вид.


Фрагмент топографического хозяйственного плана губернского города Симбирска 1871-1872 гг. В Беляевском переулке, на месте существующего дома, уже показан дом с усадьбой. Правда, тогда он выглядел иначе: имел один этаж и был меньше за счет отсутствия пристроев.


Проект на надстройку второго этажа и пристройку к существующему дому деревянных пристроев на месте по Беляевскому переулку, принадлежащем Надежде Павловне Корольковой (урожденной Горсткиной). 1912 год. Архитектор Н.Ф. Перцович, проект утвержден городским архитектором Ф.Е. Вольсовым. Передний фасад.
ГАУО. Ф. 137, оп. 27, д.535.


Семья Горсткиных.
Вверху: около 1888 года. В верхнем ряду в центре Надежда Павловна Королькова (урожденная Горсткина), слева от нее Василий Александрович Корольков, ее муж.
Внизу: 1904 год. Во 2-м ряду первая справа Надежда Павловна, в 1-м ряду первый слева Василий Александрович Корольковы.
Беляков А.А. Дворяне Горсткины. – М., 2018.


Семья Горсткиных-Корольковых. Стоят: слева – Василий Александрович, в центре за столом – Надежда Павловна Королькова (Горсткина). Из семейного архива.
Т.А. Громова