АНО «ЦСИ Ульяновской области» провело исследование на тему: «Изучение потребностей населения Ульяновской области в услугах дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства», заказчиком которого выступило Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области. Источники данных – ведомственная статистика, официальные данные, представленные Министерством искусства и культурной политики Ульянов кой области, Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области, подведомственными организациями, результаты социологического опроса. В соответствии с техническим заданием исследование выходит за рамки изучения потребностей населения. В нём проведён полный анализ существующей системы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, подведомственной как Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, так и Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, проведён сравнительный анализ с другими субъектами ПФО на основе данных, представленным исполнительными органами государственной власти, уполномоченных в сфере культуры (Республики Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Пермский  край, Самарская, Нижегородская, Оренбургская области), проведён социологический опрос потенциальных и действующих потребителей услуг с целью выявления дефицитов образовательных услуг и выработки предложений по совершенствованию предоставляемых услуг.

 

Оценка системы дополнительного образования детей в сфере       культуры и искусства в Ульяновской области

Основные показатели ДШИ, ДХШ за 2019/2020 учебный год

 

В основе системы дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Ульяновской области лежит сеть государственных и муниципальных учреждений – детских школ искусств (50), и детских художественных школ (2), подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области. Большая заслуга органов власти состоит в том, что количество учреждений на протяжении последних 5 лет остаётся практически неизменным.

Общая численность обучающихся в ДШИ и ДХШ Ульяновской области в 2020 году составила 17 тыс. человек (9,5% от численности детей 5-19 лет). По охвату детей 5-19 лет образовательными услугами ДШИ и ДХШ лидируют Радищевский (17,4%), Майнский (15,7%), Сенгилеевский районы (14,9%). Наименьший охват в Тереньгульском (2,6%), Новомалыклинском (4,5%) и Николаевском районах (6,2%). Лидерами по охвату среди субъектов ПФО являются Чувашская Республика (13,9%) и Республика Мордовия (11,9%). Ульяновская область занимает 3 позицию (10,1%).

Несмотря на старания сохранить педагогический коллектив (кадровая обеспеченность составляет 94,5%), его численность понемногу сокращается (на 4% за 5 лет). В 11 муниципальных образованиях (Кузоватовский, Цильнинский, Ульяновский, Инзенский, Старомайнский районы и др.) нагрузка на педагогических работников превышает средний для региона показатель – 17,5 человек на 1 педагога. Велика доля преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста (39%), доля молодых преподавателей составляет лишь 10%.

Большинство обучающихся в Ульяновской области (43%) отдаёт предпочтение музыкальному искусству (фортепиано, хоровое пение, эстрадно-джазовое, сольное пение, народные инструменты, музыкальный фольклор, струнные инструменты и др.), 31% – изобразительному искусству (изобразительное искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн и др.), 14% – хореографическому, 3% – театральному и 0,2% – цирковому искусству.

Ежегодный приём (за 2018-2020 гг.) составляет 5,8 тыс. человек. В среднем конкурс при приёме детей на обучение за счёт бюджетных средств составляет 1 человек на место за последние 3 года. Самый большой конкурс отмечен в г. Ульяновске на изобразительное искусство (3 человека на место в ряде учреждений) и музыкальное искусство (до 4,5 человек на место). В других муниципальных образованиях конкурс как таковой отсутствует (по некоторым видам искусств был недобор даже по востребованным направлениям подготовки). Одна из причин – слабая информационная, профориентационная деятельность учреждений. Только 20% потенциальных обучающихся 3-13 лет (и/или их родителей) охвачены информационно-профориентационными мероприятиями, проводимыми ДШИ и ДХШ.

Удельный вес обучающихся, принятых на обучение на платной основе, в 2019/2020 учебном году составил 36% (Кузоватовский район, г. Ульяновск, Барышский, Сенгилеевский, Майнский районы и др.). Приём на платной основе осуществляется, в большинстве своём, по следующим творческим направлениям: «раннее эстетическое развитие» (РЭР), «изобразительное искусство», «музыкальное искусство», т.е. по наиболее востребованным направлениям. В 14 муниципальных образованиях весь приём осуществлён на бюджетные места.

Среди обследуемых субъектов ПФО самая большая доля обучающихся, принятых на платной основе, в Ульяновской области (36%) и Оренбургской области (23%), самая низкая – в Чувашской Республике (1,4%).

Возникает коллизия: с одной стороны, в Ульяновской области самый низкий конкурс на бюджетные места, с другой стороны, – самая большая доля «платников». Одна из причин – востребованные у населения творческие направления являются платными.

Средняя стоимость обучения составляет 412 рублей в месяц (в Ульяновске – 1023 рубля, в Майнском районе – 822 рубля, в г. Димитровграде – 671 рубль, в Чердаклинском районе – 300 рублей, в Новомалыклинском районе – 200 рублей). Это самый низкий средний тариф среди обследуемых регионов.  В республике Татарстан тариф разнится от 200 до 2 тыс. рублей, в Республике Чувашия от 200 до 750 рублей. Наиболее высокий усреднённый тариф в Республике Башкортостан – 1129 рублей в месяц.

Необходимо отметить высокий процент сохранности контингента обучающихся (доля обучающихся на конец года по отношению к числу обучающихся на начало года) – 93%. Этот показатель стабилен в течение последних 3-х лет. Это свидетельствует, во-первых, об осознанности выбора и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс, во-вторых, о создании комфортных условий обучения. Мы также находимся в лидерах по этому показателю, уступая только Республике Татарстан (98,3%), Чувашской Республике (93%).

Кроме показателя сохранности контингента об эффективности обучения и сформированности профессионального выбора обучающихся свидетельствует показатель «доля выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы от общего числа выпускников». Среднее значения данного показателя по исследуемым регионам составляет 10,2%. Самые высокие показатели в Удмуртской Республике – 23%, Оренбургской области – 20% и Республике Мордовия – 15,9%. В других регионах показатели ниже среднего. В Ульяновской области он один из самых низких – 5%.

Таким образом, при весьма высоком показателе сохранности контингента обучающихся, доля ребят, желающих связать своё будущее со сферой культуры и искусства в Ульяновской области весьма низкая при имеющемся дефиците кадров в отрасли культуры. Основные причины – низкий имидж профессии, низкий уровень оплаты труда (базовый оклад преподавателей сферы культуры ниже МРОТ), а также слабая материально-техническая база.

В Ульяновской области предусмотрены региональные единовременные выплаты обучающимся с выдающимися способностями, муниципальные премии талантливым обучающимся ДШИ и ДХШ в г. Ульяновске и стипендия депутата Государственной Думы Г.А.Балыхина. Наиболее широкий перечень премий, стипендий и иных выплат в Нижегородской и Самарской областях. Наибольшее число получателей мер поддержки в Республике Башкортостан и Пермском крае, наименьшее – в Республике Мордовия. В Республике Башкортостан и Удмуртской Республике предусмотрены также школьные стипендии, в Нижегородской и Оренбургской областях – специальные премии (стипендии) за счёт спонсорских средств. В ряде регионов предусмотрены выплаты наставникам и образовательным организациям дополнительного образования в сфере культуры и искусства.

Сравнительный анализ позволил обобщить результаты:

Помимо ДШИ И ДХШ, услуги дополнительного образования детей художественной направленности по общеразвивающим программам оказывают учреждения дополнительного образования (центры детского творчества, центры дополнительного образования), дошкольные и общеобразовательные организации, подведомственные Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области.

«Большое число учреждений, подведомственных Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области, оказывающих услуги дополнительного образования художественной направленности по общеразвивающим программам, позволяют в разы повысить доступность этих услуг. Для части обучающихся это возможность приобщиться к культурным ценностям, развить в себе творческие способности, а для кого-то – первая ступень на пути к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства» – сказала Наталья Антонова, руководитель проекта АНО «ЦСИ Ульяновской области».

 

 

Потребности населения в услугах дополнительного образования     детей художественной направленности

 

В целях оценки намерений получения услуг дополнительного образования в сфере культуры и искусства, их качества (если ребёнок получает данные услуги), а также выявления дефицитов услуг для получателей, в рамках исследования был проведён опрос родителей детей дошкольного (3-6 лет) и школьного возраста (7-13 лет).

Было опрошено 1688 родителей детей 3-6 лет и 1046 родителей детей 7-13 лет. Уровень достоверности равен 95%.

Абсолютное большинство родителей (78% родителей детей дошкольного возраста и 58% родителей детей школьного возраста) хотели бы, чтобы их дети получали услуги дополнительного образования в сфере культуры и искусства. 7,4% детей дошкольного возраста и 16% детей 7-13 лет уже получают услуги. Основная цель – для общего развития (74,7% и 71% соответственно).

Наиболее востребовано «музыкальное искусство» (фортепиано, народные инструменты, эстрадно-джазовое направление), «хореографическое искусство», «изобразительное искусство». При выборе творческого направления родители, как правило, прислушиваются к пожеланиям ребёнка и полагаются на оценку способностей детей.

4% родителей дошкольников и 9% родителей детей школьного возраста испытывают дефицит творческих направлений, т.е. хотели бы, чтобы их дети обучались по тем направлениям, которые не реализуются на территории муниципального образования, в котором они проживают. Помимо редких, но набирающих популярность направлений, таких как «фотоискусство», «кинематография и мультипликация», «дизайн», «журналистика и тележурналистика», «этика и эстетика», прослеживается дефицит и весьма распространённых творческих направлений: «хореография» (современные танцы, танцы народов мира, балет) и «музыкальное искусство» (гитара).

При выборе учреждения дополнительного образования для большинства родителей решающее значение играют удобное место расположение, территориальная и транспортная доступность учреждения.

Для оценки территориальной доступности государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования в разрезе муниципальных образований (на основе данных Навигатора дополнительного образования детей) мы сопоставили наличие учреждений (ДШИ, ДХШ, ЦДТ, ДОУ, СОШ), осуществляющих образовательную деятельность художественной направленности. с запросами потребителей услуг. Мы получили следующие результаты по дефицитам образовательных услуг:

Карта дефицитов услуг дополнительного образования художественной направленности

 

Наиболее доступны услуги дополнительного образования детей художественной направленности в г. Ульяновске, наименее доступны – в Барышском районе.

Те родители, чьи дети уже получают услуги дополнительного образования художественной направленности, в целом вполне удовлетворены качеством образовательных услуг (63,4% родителей детей 3-6 лет и 70,7% – 7-13 лет). Доля неудовлетворённых получателей услуг составляет 5,3% (школьники), 5,4% (дошкольники).

Основные рекомендаций по совершенствованию услуг дополнительного образования художественной направленности

 

  • повышение имиджа профессии
  • ежегодное повышение уровня оплаты труда наиболее востребованных работников культуры (музыканты-инструменталисты, библиотекари, хореографы, организаторы социально-культурной деятельности, педагоги дополнительного образования, артисты-вокалисты и преподаватели по вокалу, артисты-вокалисты народного пения и др.);
  • пересмотр мер стимулирования молодых специалистов;
  • ввод дополнительных мер стимулирования педагогических работников ДШИ, ДХШ с высшим образованием (целевое обучение, предоставление служебного жилья);
  • выплата стипендий студентам профильных ВУЗов и ССУЗов по наиболее востребованным специальностям;
  • организация подвоза детей к ДШИ и обратно, преподавателей к учреждениям, на базе которых могут проводиться занятия с детьми, дистанционное обучение;
  • открытие внешних классов на базе общеобразовательных организаций;
  • организация работы консультационных центров (сервисов) для родителей и потенциальных обучающихся;
  • применение льгот (пониженного тарифа за обучение) для детей из малоимущих семей, детей-инвалидов и семей, в которых обучаются 2 и более детей, адресных мер для детей из семей и низким социально-экономическим статусом (субсидирование);
  • поощрение талантливых детей и молодёжи, обучающихся в муниципальных ДШИ и ДХШ муниципальными премиями, стипендиями (по опыту г. Ульяновска), в том числе за счёт привлечения внебюджетных источников;
  • увеличение размеров субсидий ДШИ, ДХШ на организацию участия талантливых детей во всероссийских и международных конкурсах;
  • расширение перечня творческих направлений и образовательных программ («театральное искусство», «современная хореография», «народные танцы», «бальные танцы», «балет», «анимация», «фотоискусство», «медиаискусство», «музыкально-компьютерные технологии», «дизайн», «скульптура», «архитектура»);
  • пересмотр графика работы учреждений дополнительного образования детей, составление расписания с учётом графика работы дошкольных и общеобразовательных организаций, распорядка дня обучающихся и пожеланиями родителей;
  • применение новых образовательных технологий, подходов к организации учебного процесса, индивидуально-ориентированных форм обучения;

увеличение финансирования ДШИ, ДХШ с целью укрепления материально-технической базы, повышения уровня оплаты труда преподавателей, повышения их уровня квалификации, создания комфортных условий обучения и др.

«Губернаторская школа искусств для одарённых детей берёт в работу представленный отчёт АНО «ЦСИ Ульяновской области». Специалистами Центра была проделана огромная работа. Результаты проведённого исследования лягут в основу работы по разработке планов развития ДШИ. Особое внимание нам стоит обратить на информационную работу с потенциальными обучающимися и их родителями. «Проблемные поля» и рекомендации по усовершенствованию предоставляемых услуг дополнительного образования в сфере культуры будут отрабатываться с руководителями ДШИ на ежегодном региональном совещании руководителей образовательных учреждений сферы культуры в феврале 2021 года», – сказала Гаврилова Юлия Юрьевна, директор ГАУ ДО «Губернаторская школа искусств для одарённых детей.