Опубликовано на сайте hills7.com

В декабре прошлого года вместе с урбанистом Святославом Муруновым мы запустили «Анкету горожанина». В анкете спросили жителей Ульяновска о том, насколько комфортно жить в городе, какая среда нас окружает, что в ней устраивает, а что — нет. Делимся результатами исследования.

Город

Самое популярное слово-образ, которое ассоциируется у жителей с Ульяновском — «Ленин». Другие популярные слова-образы: «Волга», «дом», «серость», «Гончаров», «маршрутки», «мост», «Симбирск». При этом именно Ленина горожане покажут гостям города в первую очередь. После памятника Ленину жители считают важным рассказать о парке, Волге, музеях, обелиске, набережной.


5 слов-образов, которые ассоциируются с Ульяновском

Отвечая на вопрос о том, что нужно изменить, построить или организовать в городе, в первую очередь, жители предлагают убрать мусор (рекламный, бытовой и строительный) и благоустроить город. Например, ввести дизайн-код — снять выгоревшие баннеры частных предпринимателей, запретить профнастил для отделки городских объектов. Проблему маршруток пока не решили, поэтому часть предложений касается транспорта — по городу неудобно передвигаться на общественном транспорте и пешком.

«Убрать всю рекламу — шумовую и визуальную из города. Она уродует его. Убрать маршрутки и сделать современную транспортную сеть».

«Набережную реки Свияга очистить от заросших кустарников, сделать вдоль реки дорожки, скверы, беседки, парки и велодорожки».

«Весь более-менее приемлемый городской уют сосредоточен в центре. В других районах — грусть, печаль и ханурики. Серые однотипные дома. Хотелось бы, чтобы благоустроили другие районы».

«Привез Герасим Муму в центр Ульяновска, и та утонула в рекламе и баннерах».

«Организовать передвижение пешеходов на остановке УлГУ с “Аквамоллом”. Сколько он там уже стоит, а люди все еще бегают через дорогу до маршрутной остановки. Убрать мусор, что почти невозможно. У отеля Hilton пустырь огороженный забором».

Но есть и хорошие новости. За последние два года с 2017 по 2019 жители оценили восстановление парка Дружбы народов, хорошую зону отдыха на Венце, красочные новогодние инсталляции, фестивали и маркеты. Горожане запомнили маркеты MyMarket, мероприятия Ночной мэрии, ночные экскурсии по городу, роспись Соборной площади, фестиваль джаза и другие ивенты, которые создают сами жители.

«Мы по-настоящему тепло отмечаем 9 Мая. Из социального — в Ульяновске неплохо ремонтируют дороги. Все говорят, что плохо, но мне кажется, положительная динамика есть».

«ЧМ по футболу 2018 года, когда наши футболисты вышли в четвертьфинала. Очень яркое воспоминание, когда толпы людей перекрыли Гончарова и просто прыгали от радости, иностранцев полно было. Ощущение, что Ульяновск превратился в международный курорт. Очень приятное ощущение».

«Роспись Соборной площади, фестиваль джаза, театральная постановка на улице Ленина, “Симбирский стиль”, MyMarket, “Том Сойер Фест”, стрит-арт лаборатория “Контур”».

Проблемы

Главный критерий городской среды для жителей Ульяновска — общественный транспорт. После 22 часов трудно уехать домой, маршрутов не хватает в отдаленные районы и Заволжье, в маршрутках ездить неудобно, а трамваи — старые. Согласно опросу, в комфортном городе чисто, есть работа, доступный транспорт, хорошая архитектура, досуг и кафе.


Насколько комфортно жить и работать в городе

Из негативных событий за последние 2 года больше всего горожане запомнили конфликты представителей группировок друг с другом и обычными жителями. Людей раздражает плохая реставрация парка Дружбы народов, брошенные заводы, плохое городское благоустройство и закрытие всех «детских» мест в центре города.

«Более 50% активной молодежи уехали в Москву».

«Гопники. Растрата “бешеных” денег на елки и фейерверки при нищенских зарплатах социальных работников».

«Переименование площади, коррупционные действия, “восстановление” верхней площадки парка Дружбы народов. Пустые слова администрации, игнорирование восстановления памятников культуры, вандализм на доме Гончарова и не предпринятые меры безопасности».

«Дело УлФармации, черви в легких суворовцев. Зеленые автобусы исчезли, их заменили на белые “недоавтобусы”».

Люди

Если говорить о региональных СМИ, горожане хотят читать о том, куда пойти в свободное время, получать городскую афишу. Видеть интервью с местными творческими и предпринимателями, результаты местных исследований, новости бизнеса и профессий. Меньше всего жителям интересны интервью с экспертами, политиками и криминальные новости.


Каких коммерческих учреждений не хватает в шаговой доступности

Жителям очень не хватает «зеленых зон», соседских и детских центров в своих районах. Из коммерческих учреждений нужны кофейни, коворкинги и антикафе. Бытовые услуги, магазины, банки и салоны красоты востребованы меньше.

«Думаю, стоит возрождать дома-коммуны. Многоэтажное жилье и управляющие компании убили функциональное и здоровое “дворовое сообщество”. Неплохо работают ярмарки, хотя качество продукции упало и теперь им мало доверия. Я правда не знаю, как просто и эффективно работать с населением. Кажется, тут нужна методическая работа целой организации по социальным группам с выявлением потребностей и их решением. В свободное время люди должны иметь возможность свободного общения в сообществах в городской среды: парках, скверах, дворах».

Чтобы в городе стало интереснее жить, жители предлагают привлекать больше относительно молодых людей, в том числе при организации городских мероприятий. Создавать больше IT-ивентов, проводить хип-хоп фестивали, выставки на улицах, заменить пивные на кафе и кофейни.

«Менталитет людей уж очень тягостен. Я люблю петь и танцевать на улице, если это угодно душе. Но то, как смотрят на это люди — пугает. Здесь боятся осуждений и поэтому сами замыкаются в себе. Думаю, что не мероприятия помогут ожить городу, а сами люди».

При этом жители сами придумывают проекты, которых им не хватает. Например, организация кружка по изучению итальянского языка — достойных курсов в городе нет. Читательница хочет выучить итальянский и собрать группу поддержки. Еще организовать книжный клуб для детей и занятия йогой для пенсионеров в парке. Она бы открыла независимый книжный магазин, но на него нужно много денег.

«Было бы здорово сделать нормальный туристический бренд Ульяновску или отдельным районам, использовать его для продвижения города».

Другая читательница хочет провести «День уличной музыки в Ульяновске». Такой день проводят в некоторых городах Европы, она попала на него в Вильнюсе. Люди выходят на улицу и играют музыку — оркестры на главных улицах города, обычные люди во дворах.

«Хочется заниматься просветительской деятельностью: рассказывать людям об интересных темах в формате мини-лекций. Создать дискуссионные клубы. Мне не хватает каналов, благодаря которым, можно найти единомышленников».

Среди идей есть молодежный центр для глухих/слабослышащих. Обучение русскому жестовому языку, борьбе с комплексами, страхами, развитие талантов и открытые вечера с настолками и лекциями. Для центра необязательно свое здание, ведь цель проекта — устранение барьера между глухими и здоровыми людьми через совместные мероприятия.


Обложка гида по Ульяновску

Не бросайте свои идеи, проекты и мнения. В первую очередь, город меняют жители. Недавно мы сделали подборку самых интересных и наиболее характерных мест по мнению членов редакции, горожан, работников организаций, которые занимаются городским досугом, и наших друзей. Посмотрите гид по Ульяновску и расскажите о нем друзьям из других регионов. Если есть что добавить — пишите.

Автор исследования: Святослав Мурунов
Автор текста: Андрей Абрамов
Иллюстрации: Свят Мурунов, Анастасия Водова