С 1 января 2020 года вступила в силу часть федерального закона № 498 «Об ответственном обращении с животными», которая запрещает убийство собак и кошек, вводя метод ОСВВ (отлов – сте­рили­зация – вак­ци­нация – вы­пуск). Первый год исполнения закона в Ульяновской области главный ветинспектор региона Нина Пелевина оценила как успешный, с лучшими показателями в Поволжmе: по ее словам, у нас создана уникальная сеть из 8 приютов, которая позволяет соблюсти норматив по довозу усыпленного животного. Сейчас Пелевина видит проблему в пробелах законодательства, которые не позволяют привлечь к ответственности нерадивых хозяев. Председатель комиссии Общественной палаты по охране здоровья граждан, популяризации спорта, физической культуры, здорового образа жизни и защите животных Владимир Малинин считает, что по опыту европейских стран, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга проблему с безнадзорными можно решить за два-три года, цена вопроса – около 9 млн рублей в год.

В региональном бюджете на 2020 год на безнадзорных животных было выделено 7,8 млн рублей, такая же сумма – на 2021 год.  Около 3 млн рублей было выделено на Ульяновск, контракты в течение года исполнял некоммерческий приют “Подарок судьбы”. Сейчас договорных отношений на отлов безнадзорных у мэрии нет. Единичные случаи может взять на себя “Подарок судьбы”.

“По городу вся сумма была освоена. По этим договорам в Ульяновске в 2020 году простерилизовано, прочипировано, вакцинировано 513 собак. Большинство выпущено в прежнюю среду обитания, но не все: порядка 25-30% пристроили через соцсети, – рассказывает Владимир Малинин. – Нам пришлось несколько раз менять команды, на месяц приглашали специалиста из Нижнего Новгорода, который давал мастер-классы. В принципе у нас все хорошо: есть транспорт, благодаря мэрии заканчивается ремонт вольеров. Готовы к реализации программы ОСВВ на этот год. Но уже сейчас видим, что выделенных средств будет недостаточно. Контракт на 2,2 млн рублей мы освоили за 4 месяца. В настоящее время администрация готовит документы на аукцион. Сейчас договорных отношений с мэрией у нас нет, но на экстренные вывозы выезжаем за счет своих средств, единичные случаи можем себе позволить. Например, стерилизация у нас идет по льготной цене”.

 

В муниципальных районах полномочия проводить торги на отлов собак и кошек исполняют местные администрации. Открытых аукционов на работы в 2021 году сейчас нет. По словам ру­ково­дителя Агентства ве­тери­нарии Ульяновской об­ласти – глав­ного го­сударс­твен­ного ве­тери­нар­ного инс­пек­тора Нины Пе­леви­ной, к исполнению соглашений пока не приступил ни один субъект региона. Вместе с тем согласно федеральному закону №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления” у муниципалитета есть право изыскивать дополнительные средства на оперативное решение проблем, например, если ситуация может привести к ЧС и негативным последствиям.

“Соглашение о реализации программы подписали все муниципалитеты, они обязуются освоить те средства, которые доведены из бюджета области. Пока начало года, сейчас районы начнут проводить торги. На мой взгляд, в муниципалитетах метод ОСВВ освоили хорошо, несмотря на то, что закон действует год, и у нас не было переходного периода. Область мы охватили, все муниципалитеты средства освоили. Показатель у нас лучший в ПФО: во многих регионах есть один большой приют, который расположен в областном центре, животных туда свозят со всей губернии, хотя установлен временной норматив. В Ульяновской области, наоборот, создана уникальная система – сеть приютов, которая позволяет соблюдать этот норматив. Приюты небольшие, но они разбросаны по всему региону и точно рассчитаны по времени довоза животного из любого поселения. Речи об открытии новых приютов нет – нужно хотя бы заполнить существующие”.

 

Пелевина считает, что для решения проблемы с безнадзорными животными нужно работать с хозяевами, которые выбрасывают собак и кошек. В частности внести в КоАП соответствующие статьи, которые устанавливают виды привлечения к ответственности. Сейчас же получается замкнутый круг: виновные остаются безнаказанными, животные, не смотря на отлов и стерилизацию, плодятся. Сегодня ветслужба может максимум ограничиться пропагандой и разъяснительными беседами.

Член общественной палаты Виктор Малинин уверен, что решить вопрос с безнадзорными животными можно за двухгодичный цикл, стерилизовав 60-70% безнадзорных сук. Вопрос – в деньгах. Сейчас на то финансирование, которое выделяет администрация Ульяновска, в год по схеме ОСВВ проходит около 600 животных.

“Смысл в стерилизации есть тогда, когда она проходит в короткий срок и массово. Есть исследование, что популяцию бездомных животных можно контролировать, если за 1-2 года стерилизуется около 60-70 процентов сук. Это показывает опыт Нижнего Новгорода, где ОСВВ работает  уже 8 лет. Там контролируемая популяция сократилась до 500-600 особей, в том время как у нас проживает около 5-6 тысяч собак. Подсчитывал, что такого показателя, как у соседей, мы сможем достичь, если простерилизуем в течение 2 лет около 4 000 собак. Получается, что нужно где-то 9-10 млн рублей в год. Прошедший год показал, что реальная прибыль, которую  можно получить с этого процесса, составляет 10-15%, это очень низкая рентабельность и  точно не бизнес. Деньги из года в год одни и те же. Вот раньше животных убивали (подряды были у ИП Мадьянкин, – прим.ред.), и по оценкам экспертов количество бездомных животных не изменилось. По второй схеме деньги можно совсем не выделять, но тогда животные будут еще больше размножаться. Третий вариант – это 498-ФЗ: эксперты убедили депутатов, что на примере тех регионов, где работает ОСВВ, практически нет бездомных животных. Это единственно правильный метод при правильном подходе и необходимых средствах. Нужно напрячься в течение 3-5 лет, чтобы полностью решить проблему. Плюс на наш город нужен еще один приют в Заволжском районе, так как основную часть животных везем именно из левобережья”.