Ульяновские предприниматели подняли тему административного давления со стороны Центров занятости населения. Владельца сети “Зеленая улица” Валентина Глухова вызвали для составления протокола из-за того, что он ищет сотрудников без уведомления Центра занятости, через HeadHunter. Бизнесмен отмечает, что все попытки подобрать персонал через Центр заканчивались провалом и назвал стоящих на бирже “нескончаемым потоком тунеядцев, желающих получить пособия и не работать”. Руководитель Агентства по развитию человеческого потенциала и человеческих ресурсов Светлана Дронова возражает: люди на учете стоят разные, 16 тысяч трудоустроенных за 2020 год – тому подтверждение. По официальной статистике, получает работу каждый 4-й вставший на биржу.

В 2020 году соответствующий коэффициент рынка труда в Ульяновской области составил 1,7: то есть в среднем на двух соискателей приходилась одна вакансия. По методологии МОТ  (данные на 22 января) уровень безработицы составляет 5,1%. 17 758 человек числятся официально безработными. За прошлый год за содействием в центры занятости обратились 63 660 граждан (+3604 за декабрь), из них трудоустроено 16 187 человек, или 25,3%. В Центре занятости количество вакансий составило 13 573 единицы, для сравнения на HeadHunter за 2020 год было опубликовано почти 32 тысячи вакансий для соискателей Ульяновской области.

За прошлый год пособие  получили более 50 тысяч безработных граждан, в том числе увеличенное пособие на 9688 детей получил 6331 родитель. На одном из аппаратных совещаний в январе этого года руководитель Агентства по развитию человеческого потенциала и человеческих ресурсов Светлана Дронова озвучила, что 534 человека получали пособия по безработице незаконно, им выплатили около 4,6 млн. рублей. В федеральный бюджет удалось вернуть порядка 1,8 млн рублей (1,6 млн – в добровольном порядке и 200 тыс рублей – по судебным решениям).

Бизнес-сообщество сходится на том, что стоящие на бирже труда не пытаются получить работу, их цель – пособие. Для этого нужно встать на биржу, посетить три компании и проставить печати с отказом.

“Весь мой опыт общения с другими компаниями по этой теме говорит о том, что доминирующее большинство, которые приходят на собеседования от Центра Занятости именно такие. Они не планируют работать. Они не плохие и не хорошие, эти люди просто встали на биржу, чтобы получать пособие”, – рассказывает предприниматель Камиль Калимуллин (AdVantShop).

Руководитель Агентства Дронова попросила не грести всех под одну гребенку: по ее словам, люди на учете стоят разные, и 16 тысяч трудоустроенных за 2020 год – тому подтверждение:

“Мы реально поменяли многое в работе. И одно из главных изменений – постановка работодателей на место главного клиента наравне с человеком”, – отметила чиновник.

Сейчас встать на регистрационный учёт в службу занятости возможно дистанционно на портале «Работа в России». Достаточно подать заявление и заполнить резюме.  Пособие начисляется  пропорционально от средней заработной платы на 6 месяцев: в первые 3 месяца – 75 %; в следующие 3 месяца – 60 % среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины пособия. В 2021 году  минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей,  максимальная в первые три месяца безработицы –12 130 рублей, в следующие три месяца — 5000 рублей.  Период выплаты не может превышать 6 месяцев (в отдельных случаях три месяца) в течение года, у предпенсионеров увеличенный срок – не более 12 месяцев в течение полутора лет.

Граждан, которые получают пособия незаконно, в  основном  устанавливают путём межведомственного обмена с Пенсионным фондом России, сообщили в Агентстве. В отдельных случаях проводится проверка органами МВД. Также незаконное получение пособия по безработице выявляется и среди студентов-очников.

Для разрешения проблемы с тунеядцами, которой насчитается с три десятка лет, бизнес предлагает собирать данные о вакансиях не с работодателей, а с агрегаторов, отправлять вставших на биржу на общественные работы, принять “политическое решение” по людям, которые встают на биржу только ради пособий, прекратить относиться к бизнесу и компаниям как к ресурсу, который должен трудоустроить.

В завершение  процитируем пост руководителя AdvantShop Камиля Калимуллина с предложениями по модернизации работы службы занятости:
“▶1. Собирать данные о вакансиях не с работодателей, а с агрегаторов.
Не очень понятно, зачем напрягать все компании в России (а их около 5 млн.), когда можно просто собрать данные у 3-4 самых крупных агрегаторов вакансий (типа hh.ru, superjob.ru, avito.ru и т.д.)? Если работодатель действительно публикует вакансию, то она точно есть там (иначе просто сотрудники не найдутся). Обычная выгрузка в службу занятости всех вакансий – и всё. От 5 до 50 часов программистов на один агрегатор и всё.
Зачем возлагать на компании и на сотрудников Службы Занятости дополнительный процесс (письма с угрозами, целый процесс внутри компаний)? По моим оценкам это может высвободить несколько млн. чел.часов в год, а в деньгах — это может высвободить несколько млрд.рублей в год от отказа в непродуктивной деятельности.
Это легко решается внесением законодательной инициативы, если нужно. Если уж государство так хочет помогать, пусть обяжут агрегаторы, типа hh.ru все данные оперативно давать, разгрузим всех и направим деятельность специалистов не на споры друг с другом, а на решение реальных задач. Сейчас размещение бесплатно на государственном ресурсе выходит очень дорого, приходится работать с непонятными людьми, которые отнимают драгоценное время в компаниях.

▶2. Анализировать входящий поток и работать с ним. Переформатировать работу из окна для выдачи пособия в среду для развития человека.
Признать, что чаще всего человек ищет не работу (иначе бы он нашел/найдет на сайтах и бегал бы по собеседованиям), а реализацию себя. Поэтому усилия нужно направить на глубокий анализ того, кто приходит у человека и что он действительно хочет, где он может максимально реализоваться.
Вместо того, что “мы тебя направим” должно стать: “ты себя направишь, поймешь как лучше двигаться”.
Служба занятости сейчас — это государственное окно. Служба должна стать средой, куда человек приходит за ответом на вопрос: “Какой для меня сейчас лучший путь”.
Не перекладывать на работодателя вопросы формирования пути человека и решение вопроса их мотивации, решать эти вопросы в рамках службы занятости. Что делать?
➖ оценить человека, создать его профиль, оценить сильные и слабые стороны кандидата
➖ передать оценку работодателю в электронном виде (да, на электронную почту вместо того, чтобы приходить ногами в неудобное для всех время).
Если человек не планирует работать — не нужно никуда его отправлять на работу. Эта показуха в виде “было направлено на столько-то вакансий” никому не нужна.

▶3. Как отсеять тех, кому на самом деле не нужна работа? Так как человек получает деньги от государства, предлагаю отправлять людей на примитивную, выполнимую любым человеком работу. Вместо того, чтобы стимулировать людей бегать и ставить печати в организациях, можно просто дать им один-два часа в месяц общественных работ (сейчас, например, очень актуальна тема уборки снега). Или, например, можно просто один-два дня в месяц поработать в компьютерном классе, выбрав каждому задание по-душе на сайте fl.ru (фриланс) и фактом начисления пособия может быть выписка из личного кабинета fl.ru В общем, надо решить, кто реально хочет работать, а кто только пособие получать.

▶4. Признать, что есть люди, которые не хотят и не будут работать и не отправлять их в компании. Принять решение по таким людям. Вопрос тут политический. Без разницы, какое будет решение, ты можешь просто получать деньги (безусловный доход от государства) или ты обязан работать для этого. Главное — не отправляйте в компании таких людей.

▶5. Прекратить относится к бизнесу и компаниям, как к ресурсу, который должен трудоустроить.
Служба должна помогать и людям и бизнесу, бизнес же может помогать службе занятости работать на порядок эффективнее.
В чем должна заключаться работа службы занятости:
➖Проработка портретов соискателей, доступ к ней в электронном виде.
➖Исключить тех, кто пришёл за галочкой и халявным пособием, вести базу таких кандидатов.
В чем может помочь бизнес:
➖Пополнение базы о кандидатах, отзывы о портрете кандидатов.
➖Помощь в тестовых заданиях, чтобы определить компетенции человека и лучше их сегментировать.
➖После выстраивания доверия со службой — анонсы стажировок в компаниях
➖После выстраивания доверия со службой — перевод освобождающихся кандидатов на другие предприятия (метрикой должно стать не количество обратившихся, а количество переведенных людей из одного предприятия в другое).

▶6. И еще про метрики Службы Занятости.
Служба занятости чаще всего ссылается на метрику, показывающая её эффективность. Типа, мы трудоустроили 16 тыс.человек в 2020-м году. Считаю, что метрика не отражает сейчас потребности общества.
Во-первых, всё может быть по-разному.
?1. Человек встал на биржу, искал работу, нашел сам.
?2. Человек искал работу, не мог найти, и тут пришла на помощь служба и с её помощью человек нашёл себя в жизни.
?3. Да, и как можно спрашивать со Службы Занятости сколько трудоустроено, если люди приходят не за ним, а за пособием, которое можно получить, поставив три печати?
?4. Ну или нет вакансий потому, что человек умеет/хочет, что служба виновата?
Я думаю, тут не корректная метрика используется для оценки успешности работы службы.
Предлагаемые метрики:
♨1. Надо говорить о том, сколько через Службу Занятости людей перевелись на другие работы, без того, что они встали на биржу. Это самое важное.
♨2. Надо говорить о том, по скольким людям были построены детальные портреты, для какого количество людей был выстроен личный план карьерного развития?
♨3. Сколько пришедшие люди заработали на fl.ru, сделали полезного в рамках поиска себя?
♨4. Сколько человек научились искать работу САМИ/не возвращаются на биржу и не встают по нескольку раз?
♨5. Сколько курсов/переобучения люди нашли и освоили САМИ, не из под палки, а потому что “блин, я всю жизнь занимался не тем”?
♨6. Сколько людей счастливее сделала служба занятости? Сколько людей нашли себе новую семью, где они сейчас работают?
Надеюсь еще через два года ситуация улучшится, давайте вместе работать над этим!✊
⚠Государство, мы хотим другого! Услышьте нас, пожалуйста!”.