Публикация группы «Старый Ульяновск. Brandergofer» В предыдущей публикации – путевых заметках из «Самарской газеты» 1892 года – не в последнюю очередь привлекает внимание восторженное описание автором прекрасного состояния симбирских мостовых и тротуаров. Тема, актуальная во все времена. Следует заметить, что лестная характеристика «самарского обывателя» идет вразрез с множеством других отзывов об этой отрасли городского хозяйства. Возможно, симбирские улицы действительно выигрывали по сравнению с самарскими. Может быть, именно в это время – начало 1890-х – центральные улицы Симбирска находились в неплохом состоянии, но ничто не вечно… К тому же автор путевых заметок провел здесь всего два дня в солнечную летнюю пору. Маловато для оптимистичных выводов. Между тем, для местных жителей состояние улиц всегда было больным вопросом. В дождливую же погоду многие районы становились недоступными ни для конного, ни для пешего. И лишь в 1911-1913 гг., при городском голове Леониде Ивановиче Афанасьеве, центральные улицы и площади Симбирска приобрели цивилизованный вид. О состоянии симбирских улиц и работах по их благоустройству в разные времена написано много. Пожалуй, ни к чему множить число этих описаний своими заметками, когда есть как свидетельства современников, так и прекрасные работы уважаемых ульяновских краеведов. Несколько текстов на эту тему приведено ниже. Алексей Сергеевич Сытин Еще в 1811 году местные власти ввели особую повинность – сбор дикого камня для мощения улиц со всех подходивших к симбирской пристани речных судов, включая плоты, и с каждой въезжавшей в город подводы. Это мероприятие с перерывами продолжалось до 1850 года, но, видимо, не дало значительного результата. Посетивший Симбирск в 1838 г. сенатор П.И. Сумароков писал, что здешние улицы «не вымощены и грязны». Исключение составлял небольшой участок торцевой мостовой перед губернаторским домом. К этому периоду относятся и первые упоминания о деревянных тротуарах: «те же деревянные тротуары с недостающими досками, та же пустота на улицах, покрытых густыми узорами пыли» (1834-35) или «губернская публика может ныне гулять с благонадежностью по крепким дощатым тротуарам, которые в прежние времена нередко напоминали падежи в один из первых ярусов преисподней Данте» (1845). П.Л. Мартынов отмечал: «По рассказам старожилов в 40-х годах у нас появились деревянные мостки по сторонам улиц» Через 10-15 лет такие мостки-тротуары были почти на всех улицах города. Такими же по внешнему виду и устройству они оставались в конце XIX века, когда стали выглядеть явным анахронизмом, составлявшим одно из отличий Симбирска от других губернских городов Поволжья. Еще больше эта «достопримечательность» стала обращать на себя внимание в начале ХХ столетия. Тем не менее деревянные тротуары, как и длинные деревянные лестницы по спускам к Волге, были в числе элементов, из которых складывался своеобразный облик Симбирска. Первой в городе «шоссированной» улицей с покрытием из щебня, а местами замощенной диким камнем, стал в 1851-53 гг. Петропавловский спуск. В 1854-63 гг. были частично «шоссированы» еще 4 улицы: Большая Саратовская, Московская, Дворцовая и Покровская, а участок Московской от дома дворян Ермоловых до Богоявленского спуска вымощен камнем. При «шоссировании» улиц обычно использовался в виде щебенки «погребовский» или «грязнушинский» бутовый камень (разновидность кремнистого мергеля из окрестностей города). Под колесами повозок такая щебенка быстро превращалась в известковую пыль, ставшую с середины XIX века бичом для местных жителей. Значительно реже для мощения улиц использовали прочный, но дорогостоящий песчаник, известный под названием «ташлинского» (жернового) камня. После пожара 1864 года было продолжено «шоссирование» улиц с использованием дешевой щебенки из «погребовского» камня. Тогда же была сделана первая попытка вместо дощатых мостков устроить кирпичные или хотя бы насыпные тротуары. Последние предполагалось делать из утрамбованного «мусора», как в послепожарный период называли смесь битого кирпича с золой. Но даже тротуары из целого кирпича, полученного при разборке обгоревших построек, оказались настолько дорогими и непрочными, что вскоре вернулись к традиционным деревянным настилам. В начале 1870-х гг. в Симбирской губернии, близ Сызрани, появились первые в России асфальтовые заводы. В 1881 г. были устроены тротуары из асфальта вокруг Карамзинского сквера и вдоль северной границы Николаевского сада. Но из-за дороговизны материала это начинание тогда дальнейшего развития не получило. До 1911 г. деревянные тротуары были обычным явлением даже в центре Симбирска. Перед Первой мировой войной местные власти наконец-то серьезно взялись за устройство мостовых с твердым покрытием. … Кроме замощения улиц и площадей были сделаны асфальтовые тротуары по непроходимым ранее местам. В 1911-13 гг. в городе появилась первая асфальтированная проезжая часть – правая сторона улицы Большая Саратовская (Гончарова) О ЗАМОЩЕНИИ УЛИЦ В ближайшем будущем городская дорожная комиссия приступает к дальнейшим работам по замощению городских улиц. Если удастся полностью заготовить необходимый материал в 1913 г., улицы будут моститься в следующем порядке: Лисиная, Шатальная, Б.-Конная до конца, Старо-Казанская, Хлебная, Канатная, Овражный пер., Кирпичная, Базарная площадь сплошь, Мало-Казанская, Н.-Московская и В.-Покровская. Таким образом, большинство улиц с интенсивным движением будут замощенными, и обыватель, из года в год роптавший на невылазную грязь в весеннюю и осеннюю пору, будет наконец удовлетворен. Всем памятно, что года три тому назад представляли улицы города: ломались экипажи, тонули лошади, люди, – и обыватели привыкли смотреть на выход из дома в распутицу, как на злую кару. Но уже осенью прошлого года все центральные улицы оказались замощенными. Замощены были: 1) Гончаровская улица 2) Покровская 3) Н.-Московская 4) Мартыновая 5) Ново-Казанская 6) Б.-Конная 7) Солдатская 8) часть Н.-Чебоксарской 9) Беляевский пер. 10) Смоленский пер. 11) Богоявленский пер. 12) Жарковский пер. 13) Завьяловская площадь от Мартыновой до Гончаровской 14) Александровская площадь от Солдатской до Лисиной 15) Ярмарочная площадь. Кроме замощения перечисленных улиц и площадей дорожной комиссией к концу осени были сделаны асфальтовые переходы по непроходимым ранее местам на следующих улицах: Некоторые из устроенных переходов сделали возможным и удобным сообщение между такими частями города, где раньше не было никакой возможности без риска утонуть дойти до нужного квартала. Переходы через Ярмарочную площадь… Кто их знал ранее, тот может ясно представить, что ожидало бы его, если бы ему пришлось от базара пройти до Всехсвятской церкви и расположенных вокруг нее кварталов. С устройством здесь переходов исчезли все трудности сообщения, и сразу в отдаленных кварталах повысился спрос на дома и квартиры; многие обыватели из центральных улиц города, гонимые дороговизной квартир, получили возможность селиться в этих кварталах. Всех асфальтовых переходов по городу было сделано городским самоуправлением 35; асфальтом залита вся правая Гончаровская улица и асфальтом предполагается залить все пространство вдоль вновь выстроенных лавок по гребню оврага на базаре. Все эти громадные работы были произведены в течение лишь двух последних лет, и если городское самоуправление не смогло выполнить сразу всего плана по замощению городских улиц, то это по причинам, ни от дорожной комиссии, ни от Городской управы не зависящим. В течение всех дорожных работ чувствовался острый недостаток в рабочих руках… Сколько же израсходовано на это? – поинтересуется городской обыватель. Израсходовано столько, сколько было надо для того, чтобы городские улицы, после многих годов полного неблагоустройства, пришли в надлежащий для благоустроенных городов вид. В общем же израсходованы следующие суммы: из занятых в Нижегородско-Самарском земельном банке 350.000 руб., из пособия от казны на общественные работы в 100.000 р. и от сметных назначений в 25.000 р. израсходовано: в 1910 г. – 1015 р. 70 к., в 1911 г. – 160.983 р. 03 к. и в 1912 г. – 163.599 р. 18 к. Как велик масштаб производимых работ, видно из следующего расчета: в 1912 г. было сделано 20.000 кв. сажен мостовой, т. е. употреблено около 1550 кубов камня. Вес куба камня равен 1000 пудов, отсюда количество подвод, потребовавшихся для подвозки только камня, составило 61.600, а затем идет песок, гравий, отвозка земли и т. д. Татьяна Алексеевна Громова Благоустройство Симбирска Городская управа решила начать с замощения улиц. Извечные симбирские пыль и грязь уже давно раздражали обывателей. Газетчики без конца проходились в своих статьях на этот счет. Так, газета «Симбирянин» писала: «Перевозка груза из Астрахани в Симбирск стоит 10 копеек с пуда, а от Симбирской пристани на базар – 20 копеек. И все это из-за скверной дороги, которая состоит из сплошных ям, наполненных до колен грязью. Не в лучшем состоянии и другие улицы. Даже начальник гарнизона издал осенью приказ, чтобы нижние чины ходили не по улицам, как предписано уставом, а по тротуарам, ибо на улице грязь и нельзя пройти, не промочив ноги, а от них простуды нижних чинов». Приводились в газетах и другие многочисленные примеры, как на симбирских улицах тонули в грязи люди и экипажи… Работы по обустройству улиц начали в 1911 г. с заливки асфальтом правой стороны Большой Саратовской улицы на всем ее протяжении. Такое масштабное асфальтирование в городе проводилось впервые. Асфальт привозили с асфальтовых заводов из-под Сызрани. Дорожная комиссия тщательно следила за работой укладчиков. Заметив небрежность, тут же заставляла ее исправлять. Благодаря такому подходу, асфальт пролежал без ремонта много лет, и эта часть улицы до начала 1950-х гг. была единственной асфальтированной в городе. Залили асфальтом в те годы и несколько тротуаров вдоль других улиц и 30 переходов через них. Для замощения улиц требовалось много булыжника. … Выгоднее было использовать местный жерновой камень из Подкуровского удельного имения. … Но мощности местных карьеров были малы. Поэтому… подходящий материал нашли в Плёсе. Был заключен контракт на его поставку в Симбирск по цене 55 руб. за кубическую сажень, и в 1912 г. свыше 1500 кубов камня поступило в город на дорожные работы… Вскоре удалось замостить булыжником левую сторону Большой Саратовской улицы и еще около двух десятков главных улиц – Покровскую, Московскую, Мартыновую, Новоказанскую, Лисиную и др., а также Александровскую, Завьяловскую и Ярмарочную площади. Из-за дороговизны работ и материалов улицы мостились не на всю ширину, а на 3,5 сажени (около 7,5 метров). Замощенную часть от не замощенной отделяли столбиками шоссейного типа, между ними и тротуаром вдоль улиц высаживались деревья… …По просьбе 80 жителей Большой Саратовской улицы был снесен бульвар, разросшаяся растительность которого заслоняла торговые вывески на лавках и магазинах… На месте снесенного бульвара разбили газоны партерного типа, вдоль тротуаров высадили деревья. … Озеленили и другие места города. Даже на Соборной площади разбили небольшой сад. … В число деревьев и кустарников вошло много таких, которые ранее в городе не произрастали. Чуть позже Управа позаботилась об устройстве небольшого сада на Александровской площади, скверов на Завьяловской площади, на площади Маришка и на Старом Венце против женской тюрьмы. Возить камень издалека было неудобно по разным причинам. Например, из-за коротких сроков навигации поставки постоянно задерживались… Заметное оживление наступило после начала строительства железнодорожного моста через Волгу, когда со всех концов страны в город потянулись агенты строительных фирм в надежде получить выгодные контракты на поставку материалов. Одна из таких фирм «Тами и Дейчман» выиграла торги на разработку жернового камня для мостовых работ в Подкуровском удельном имении. Оснащенная превосходной техникой фирма открыла там 4 карьера» «Кучурный», «Мокрая поляна», «Ирэн», карьер у с. Артюшкино и провела узкоколейку Смородино – Криуши, по которой камень подвозили к пристани Криушинского затона, а потом на баржах переправляли в Симбирск [фото 5 и фото в комментарии к нему] … Камень возили и складывали на Канатной улице, откуда он потом разбирался. За поставками следил член дорожной комиссии А.И. Дубровин. К делу он подходил с ответственностью, тщательно осматривая поставляемый материал. Заметив, что подрядчики отпустили городу почти четверть нестандартного камня, он потребовал пересмотра цен, добившись 50% скидки. На сэкономленные деньги к 1913 году замостили Староказанскую, Хлебную, Канатную улицы, оставшуюся часть Конной, Московской и Покровской, всю Базарную площадь и Овражный переулок. … Не все шло гладко при благоустройстве улиц. … Несмотря на бушевавшие в Думе страсти, работа по замощению улиц шла своим чередом. К 1913 году было заасфальтировано более 2000 кв. саженей улиц и тротуаров; замощено 18 верст, что по площади составило 30.000 кв. саженей. … К этому времени центральные улицы приобрели ухоженный вид, но оставались не замощенными окраины. И с компанией «Тами и Дейчман» Управой был заключен новый договор на поставку тысячи кубических саженей камня для продолжения работ… В советском Ульяновске руки до городских улиц дошли не скоро. Других проблем хватало у города, до 1943 года остававшимся районным центром Куйбышевской области. Как и писала Т.А. Громова, с 1911 года до начала 1950-х единственной заасфальтированной улицей была правая часть улицы Гончарова. Дореволюционная булыжная мостовая на других улицах, в лучшем случае, лишь чинилась время от времени. А многие улицы и совсем не имели покрытия. И лишь к 1950 году, когда начал реализовываться первый Генеральный план Ульяновска, на городских улицах развернулись работы. В «Ульяновской правде» той поры то и дело мелькали сообщения:
![]() |
|
|
Гость
«И.Д. Андреев писал в воспоминаниях (1997)». Наверное всё-таки 1897 года?
***
Нет. Иван Дмитриевич Андреев писал эти строки о Симбирске 1920-х годов в 1997 году.
э
Очень интересный материал. Мощёная дорога сохранилась под обелиском от переулка Нового до Приморского спуска.На участке Бакинской южнее Симбирской до сих пор непролазная грязь,никогда не мостившаяся и не асфальтировавшаяся.Еще видел несколько лет назад большой мощеный участок на Баумана или Пархоменко севернее Маяковского. Видимо мостили в начале 1950-ых,когда переносили сюда дома.
С
Булыжную мостовую на нижнем фото помню еще с детства (середина 70-х). Видимо мостили или ремонтировали ее где-то в 40-50-х, если Андреев пишет, что раньше она выглядела по-другому.
Сергей
во дворах между минаева и карла либхнехта до недавнего времени был фрагмент мостовой, заплывший землей и грязью, в прошлом году там наконец-то положили асфальт, и 100 лет не прошло))
Асфальт тупо дешевле пока
Потому как отходы нефтехимии.
Но булыжная долговечней.