С марта 2020 года уполномоченным по правам человека предоставили право на обращение в суд в защиту прав человека, в том числе неопределенного круга лиц. Этим правом омбудсмены всех регионов воспользовались только 20 раз, сообщили в Госдуме РФ. Уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Сергей Люльков в их число не вошел: по его словам, таких запросов от граждан ему пока не поступало, сам судебный механизм мало проработан, но таким правом Люльков воспользоваться намерен.

Одной из причин нежелания выходить в суды (Верховный суд, мировой, общей юрисдикции) указывали необходимость уплаты госпошлины в размере 2000 рублей. В итоге был принят законопроект № 1057390-7 «О внесении изменения в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который освободил региональных уполномоченных по правам человека от ее уплаты. По словам омбудсмена в Ульяновской области Сергея Люлькова, это достаточно новая норма, и процесс до конца не урегулирован.

“Запросов на обращение в суды ко мне не было. Новые изменения по госпошлине приняли в августе. Мы сейчас выстраиваем систему по этой теме, изучаем алгоритм. Считаю, что этим правом нужно воспользоваться.

Многие проблемы в связи с ковидом требуют срочного решения в течение 1-2 дня, они уходят в систему 122. У меня остаются наследственные споры, имущественные вопросы, предоставление лекарств, у осужденных – несогласия с решением судов, обеспечение пенсией граждан из других государств и др. Это вопросы, которые  не решаются годами. Например, человека депортировали из России в Белорусию, он не мог добиться правды, обратился к нам. Мы подготовили полный перечень документов и постарались ему помочь. Мужчина был обижен на правоохранительные органы, потерял здоровье. Ситуация произошла в 2016 году, сейчас он уже в России, женился. Также ко мне обращались с жалобой на закрытое отделение “Сбербанка” в одном из сел районов.   Я подключился к восстановлению работы.

Несмотря на то, что в  пандемию приостанавливался прием, обращения идут, отмечаем небольшое снижение. Институт работает, ему доверяют”.

 

Нередкая практика предоставления интересов в судах – у уполномоченного по правам предпринимателей Екатерины Толчиной. За прошлый год она участвовала в десятке дел.  В основном бизнес просит оспорить какой-либо нормативный акт, например, представление прокуратуры.

“Если я усматриваю нарушение прав и считаю, что необходимо включиться в процесс, суд при рассмотрении дела привлекает меня в качестве третьего лица, – комментирует омбудсмен Екатерина Толчина. – Обычно это оспаривание действия какого-либо нормативного акта. Например, в последний раз “Евростандарт” обратился с административным делом, которое Роспотребнадзор возбудил из-за нарушения СанПиН. Это могло привести к закрытию компании. Ленинский районный суд согласился, что в действиях компании нет состава правонарушения. Есть и отказы со стороны нашего института – многие заблуждаются относительно нарушения их прав”.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1922195561271517&id=100004432753322

Комментарий у уполномоченного по защите прав ребенка Екатерины Смороды получить не удалось.