В январе продукты питания заняли первое место по темпам роста цен, однако ни федеральные власти, ни эксперты не видят в этом катастрофы – меры правительства по стабилизации цен еще успели сработать в полной мере. Теперь главная интрига – что будет, когда закончится действие соглашений о заморозке цен на подсолнечное масло и сахар.


Большинство продуктов подорожали в пределах инфляции. А цены на овощи растут каждую зиму. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

По данным Росстата, в январе больше всего выросли цены на овощи: помидоры (на 14,6%), морковь (на 8,2%), картофель (на 7,1%). Но такие колебания традиционны для зимы, отмечают в минсельхозе.

Зато удалось добиться снижения цен на сахар и подсолнечное масло. С начала года цены производителей на сахар снизились на 1,7%, на подсолнечное масло – на 1,1% (потребительские цены на сахар снизились примерно на ту же величину, на подсолнечное масло – остались почти прежними). В этом году будут расширены посевные площади под сахарной свеклой, переработчикам дадут льготы на покупку свеклы, а на подсолнечник будет действовать экспортная пошлина в 30%. Все вместе должно стабилизировать цены и дальше, считают в ведомстве. На яйца (подорожали за год на 18%) минсельхоз ожидает в этом году “умеренной ценовой динамики”.

Соглашения о заморозке цен на подсолнечное масло и сахар прекратят действие совсем скоро – 1 апреля. Продлевать их или распространять на другие продукты необходимости нет, считает министр экономического развития Максим Решетников. Сейчас на мировом рынке цены на продовольствие находятся на пике за последние шесть лет. Это транслируется и на российский рынок. Но предпринятых правительством долгосрочных мер достаточно. Некоторые просто еще не полностью сработали – например, введение экспортных пошлин на зерно и масличные скажется на ценах чуть позже, считает министр.

В 2020 году сахарной свеклы и подсолнечника собрали меньше. И пока осенью 2021 года не соберут новый урожай, это будет давить на цены сахара и масла, говорит советник президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Елена Разумова. С другой стороны, правительство снизило порог роста цен, при которых оно может вмешиваться в ценообразование с 30 до 10%. По мнению Разумовой, это будет сдерживать рост цен на социально значимые товары, однако не запрещает переработчикам увеличивать цены на премиальную продукцию, смешанные товары (например, смеси растительных масел).

Основными группами товаров, на которые могут расти цены, – это либо товары субституты, либо продукция, где в качестве сырья используется сахар или подсолнечное масло, считает эксперт. Из данных Росстата пока заметен высокий темп роста цен на маргарин. Прочие категории товаров либо Росстатом не наблюдаются (например, масла из других культур – рапсовое, кукурузное), либо за счет производственных лагов влияние регулирования цен будет отложено во времени.

“Текущий опыт регулирования цен показывает, что этот инструмент имеет массу неконтролируемых негативных последствий (рост цен на другие категории товаров, объективные факторы, связанные с логистикой и доставкой в удаленные регионы, невозможность контролировать рост цен для промышленных производителей, риски локальных дефицитов, невозможность включить все виды торговых точек в соглашения). Что в целом делает этот инструмент не очень эффективным”, – считает эксперт.

Резкого скачка цен на продукты после окончания действия соглашений не будет, большинство роста стоимости хлеба или бутылки подсолнечного масла на 3-4% не заметят, считает директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова. Другое дело, что реальные располагаемые доходы населения упали за прошлый год на 3,5%, и в этой ситуации самым правильным вариантом было бы введение адресной продовольственной помощи, считает Серова – она бы помогла людям с низкими доходами и обеспечила расширение спроса на отечественную продукцию.