В рамках проводимой недели национального проекта «Наука» на территории Ульяновской области, посвящённой Всероссийскому дню науки, традиционно отмечаемому 8 февраля, мы побеседовали с деканом экономического факультета Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А.Столыпина, кандидатом экономических наук, доцентом Нейф Натальей Михайловной. – Наталья Михайловна, Вы возглавляете самый крупный факультет Ульяновского аграрного университета, насчитывающего более тысячи студентов, чем для Вас привлекательна административная работа в вузе и на сколько сложно совмещать административную работу с преподавательской и научной деятельностью? – Экономический факультет образован в 1965 году и с момента его создания начинается отсчет системного экономического профессионального образования и проведения научных исследований в вузе. Стратегическая цель экономического факультета – это модернизация и развитие факультета как интегрированного научно-исследовательского и образовательного комплекса, обеспечивающего реализацию конкурентоспособных образовательных программ и нацеленного на взаимодействие в научно-исследовательской и образовательной сфере с другими российскими вузами. Для осуществления данной цели, мне как декану, приходится решать административно-управленческие вопросы, осуществлять преподавательскую и научную деятельность. Понятно, что это серьезная и многоплановая работа, требующая высокой ответственности. Но она удается только тогда, когда ты любишь свою работу. Ответственность не тяготит, если рядом люди, которые вместе с тобой преодолевают трудности и берут вершины. Мы имеем мощный кадровый состав (кстати, сформированный на 80% из бывших выпускников). У нас очень хорошая материальная и методическая база обеспечения учебного процесса. Активно используем самые передовые технологии в образовании. В настоящее время мы реализуем концепцию непрерывного образования, предоставляя все уровни: бакалавриат – магистратура – специалитет – аспирантура. Стремимся обновлять наши программы в соответствии с потребностями динамично развивающегося рынка. Ежегодно факультет выпускает в среднем около 200-250 специалистов высшей квалификации для предприятий и организаций АПК и других отраслей экономики. Выпускники факультета успешно работают руководителями и специалистами в экономических, финансовых, аудиторских службах предприятий и учреждений всех секторов экономики, организуют работу государственных и частных предприятий разного уровня.
– Какие направления обучения Вы считаете наиболее перспективными на экономическом факультете и почему? – Одними из самых востребованных направлений обучения сегодня продолжают оставаться экономические программы. Это связано с тем, что такие специалисты нужны любой фирме или предприятию: как грамотные юристы, так и компетентные экономисты во многом определяют успех организации. Экономист – это специалист широкого профиля и поступление на наш факультет открывает большие перспективы для абитуриентов. Популярностью среди абитуриентов пользуется программа бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика с тремя классическими профилями: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Экономика предприятий и организаций». Последнее время востребованной и перспективной в системе нашей подготовки стала специальность 38.05.01 Экономическая безопасность. Такой успех объясняется наличием экономических дисциплин и достаточно мощного блока юридических дисциплин в учебном плане по этой специальности, например – «Уголовное право», «Криминалистика», «Гражданский и арбитражный процессы», «Судебная экономическая экспертиза» и т.п. Профессиональная деятельность выпускников в будущем тесно связана с обеспечением экономической безопасности общества, государства, субъектов экономической деятельности, в том числе предприятий различных форм собственности, государственных и муниципальных органов власти. Важным аспектом реализации наших программ является взаимодействие с работодателями. Мы не можем выпускать специалиста со случайным набором знаний и навыков. Мы ориентируемся на запросы сегодняшнего дня. У нас большое количество договоров и соглашений с предприятиями, организациями, финансово-кредитными и государственными учреждениями. Мы регулярно проводим заседания «круглых столов», посвященные проблемам совершенствования образовательного процесса, организуем ярмарки вакансий, дни карьеры. В образовательном процессе участвуют представители работодателей (однако, с пандемией частота таких встреч в этом году несколько сократилась). Нам известны потребности работодателя. На ближайший учебный год задач очень много. К числу наиболее глобальных можно отнести модернизацию учебных планов по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС ВО 3++, развитие проектной деятельности преподавателей и студентов, активное включение в образовательный процесс цифровых инструментов. – Есть ли интерес у нынешних студентов к научной деятельности? В каких конкурсах, грантовой деятельности участвуют Ваши студенты экономического факультета? – Студенты экономического факультета наиболее активны в конкурсах, проводимых Молодежным Союзом экономистов и финансистов РФ. В 2020 году по итогам всем конкурсов союза коллектив факультета завоевал 42 победы во всероссийских и международных конкурсах, 6 конкурсных работ отмечены специальным призом за методологический подход. Молодежный Союз экономистов и финансистов РФ выразил свою признательность ректору университета Виталию Исайчеву за большую работу, проводимую в области подготовки молодых специалистов в интересах развития Народного хозяйства России, за активное участие учащейся молодежи в конкурсах. Студенты и преподаватели университета в своих конкурсных работах в рамках олимпиад и конкурсов показали хорошие научные познания, методологический подход и их практическое применение и достойно представили свой Вуз. Резервы для дальнейшего участия университета в научно-исследовательской и активной общественной деятельности имеются, о чем свидетельствуют потенциал Вуза и его показатели. По итогам всех олимпиад и конкурсов Молодежного Союза экономистов и финансистов РФ в 2020 году Ульяновский ГАУ занял 3-е место в номинации за лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов, 3-е место за лучшую организацию активного участия, стал победителем в номинации «Лучшее научное студенческое общество Российских Вузов». Ректор университета Виталий Исайчев отмечен как лучший ректор Российского Вуза по системной организации НИРС, первый проректор – проректор по научной работе Ильгизар Богданов – как лучший региональный организатор НИРС.
– А много ли сейчас аспирантов, бывших студентов, готовых заняться научной деятельностью? В каких направлениях ведётся их научная работа? – К сожалению, в последние годы желающих продолжить научные исследования в аспирантуре крайне мало, что обусловлено отсутствием бюджетных мест на экономическом направлении. Тематика научных исследований, выбранных аспирантами при написании научно-квалификационной работы, разнообразна. Рассматриваются проблемы экономического и организационного механизма обеспечения устойчивого развития отраслевых и региональных подкомплексов и рынков, формирования и повышения эффективности использования производственного потенциала, обеспечения продовольственной безопасности региона, совершенствования инвестиционной и инновационной политики, занятости и рынка труда в аграрном секторе экономики, социально-экономического развития сельских территорий.
– Кроме необходимости написания рабочих программ, фондов оценочных средств и т.д., остается ли время у преподавателей на творческую научную деятельность? В каких конкурсах на получение грантов участвуют преподаватели? – Совмещение учебно-методической работы с научными исследованиями в настоящее время фактически предписывается. Раздел «научная работа» входит в индивидуальный план любого преподавателя, о его результативности и целесообразности переизбрания по конкурсу судят, в том числе, и по количеству научных публикаций, участию в конкурсах, грантах. А получение научных степеней – практически обязательное условие для карьерного роста в вузе. Каждый преподаватель нашего факультета выполняет В целом, научно-исследовательская работа преподавательского состава на экономическом факультете осуществляется согласно Программе развития ФГБОУ ВО Ульяновский ГАУ. Наряду с выполнением исследований согласно темам, включенным в пятилетний план НИР, учеными факультета осуществляется исследовательская работа по грантам, заявкам Минсельхоза, хозяйственным договорам и пр. За последние 5 лет общий объем финансирования составил 16,2 млн.руб., из них, гранты, проекты 8,5 млн.руб. Основными фондами, где преподаватели принимали участие в конкурсах являлись: Гранты российского гуманитарного научного фонда (2 проекта), Гранты российского фонда фундаментальных исследований (5 проектов), Проект в рамках научно-образовательного кластера агропромышленного комплекса на территории Ульяновской области, научно-исследовательская работа по заданию Министерства сельского хозяйства РФ.
– Для популяризации науки, а также развития интереса к научной деятельности студентов, какие традиционные мероприятия проводятся на факультете (конференции, круглые столы, методические семинары и др.)? – Организация научно-исследовательской работы студентов на факультете осуществляется по различным направлениям. Одним из них является работа научных студенческих кружков «Информационные технологии», «Бухгалтерский учет и аудит», «Объектив», «Экономист», «Финансист», участниками которого являются студенты как старших, так и младших курсов. Направлением повышения интереса к исследовательской деятельности в студенческой среде, является проведение различных мероприятий, направленных на популяризацию научных знаний и достижений. К таким действенным формам работы на факультете можно отнести проведение ежегодной научной конференции «В мире научных открытий», организацию таких конкурсов, как Международный конкурс «Современная экономика и финансы: теория, методология и практика», Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских работ «Экономика глазами молодежи», Международный конкурс научно-исследовательских работ «Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля на современном этапе». Научно-исследовательская деятельность студентов также направлена на участие в олимпиадах: международная олимпиада профессионального мастерства обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, олимпиада по работе с СПС «Гарант», олимпиада по бухгалтерскому учету «Кадровый резерв профессиональных бухгалтеров», всероссийская студенческая Олимпиада Главбуха. В рамках учебного процесса проводятся семинары, мастер-классы, круглые столы. – Что Вы хотели бы пожелать, поздравляя учёных с Днём науки, отмечаемого 8 февраля? – От всей души поздравляю ученых с Днём российской науки! Уверена, что интеллектуальный потенциал обучающихся и преподавателей нашего факультета принесет еще множество побед и достижений. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Герман Оскарович
Не хотелось бы расстраивать Наталью Михайловну, но экономистов, бухгалтеров с успехом заменяет искусственный интеллект. Уже сейчас. Те кто выбирал эти специальности для обучения 20 лет назад не могли это предвидеть, но сейчас устроится на работу с достойной зарплатой с таким образованием без кумовства невозможно.
Левый Фронт
Зачем это все? Для кого?
13
Мне одному кажется странным Аграрный ВУЗ и Экономический факультет и специальность “Экономическая безопасность”?
студент
По вашему на сельхоз предприятии не может быть экономической безопасности?
Серебряный возраст
Мне кажется стране, где нет ни нормальной экономики, ни нормальной юриспруденции, экономисты и юристы не нужны. Или я не прав???
Старший возраст
Првоведите исследование почему сейчас большинство сельчан в своих лпх стали производить продукцию в основном для себя, а не на продажу. Так бы ладно. В магазинах всего полно. Было бы только на что купить. Но это привело к тому что с каждым годом невостребованных, заброшенных, заросших бурьяном приусадебных участков становиться все больше,что вызывает повышенную пожарную опасность в населённых пунктах, приводит к дискомфорту в проживании, не говоря уже о нарушении традиционного уклада жизни на селе.
123
Уважаемая “Наука”… Как на ваших зарплатах отразилось “удивление” президента?
Предложение Наталье Михйловне
Убедите правительство Ульяновской области запустить в АПК проект по созданию рабочих мест с несколько иными экономическими отношениями. Именно.
Работодатель вклыдывает материальные и денежные средства в производство продукции. Вклад работника это его труд. После реализации продукции работодателю возвращаются вложенные средства. Остальное делится между работодателем и работником. Для работодателя это его прибыль с начислениями на неё. Для работника это его зарплата с начислениями на неё.
И второе предложение. Спроецируйте выводы специалистов в области поведенческой экономики на экономику АПК области.
вРоттетбег Кавальчук Кириенков
О чем , Вы, господа!?