Росстат опубликовал сводные данные по демографическим показателям в регионах России за январь — декабрь 2020 года. Согласно этим данным, в Ульяновской области в 2020 году родилось 10346 детей — на 529 меньше, чем годом ранее (10875), или 95,1% к уровню 2019 года. В то же время за 2020 год умерло 20625 человек — на 3537 больше, чем в 2019 году (120,7% к уровню 2019 года). То есть родившихся оказалось в два раза меньше, чем умерших. Естественная убыль населения составила 10279 человек (в 2019 году убыль составила 6213 человек) и стала максимальной с 2005 года. Значительно, на 1359, снизилось количество браков — 5855 против 7214 браков в 2019 году (81,2% к уровню предыдущего года). Правда, на 268 случаев — с 4701 в 2019 году до 4433 снизилось и количество разводов (94,3%).

Выяснить точку зрения чиновников облправительства о причинах заметного ухудшения демографических показателей региона не удалось. На запрос „Ъ“ в аппарате вице-премьера ответили, что «по итогам 2020 года можно констатировать, что удалось добиться положительного отклика от семей на меры поддержки многодетности», правительством региона проведена «эффективная политика для увеличения количества многодетных семей» и «число многодетных семей в регионе растет темпами, опережающими среднероссийские ­показатели».

Зампред и эксперт Общественной палаты Ульяновской области, доктор экономических наук Анатолий Лапин считает, что определенную роль в повышении рождаемости играют и экономические условия. «У подрастающего поколения есть такая серьезная проблема, не решив которую мы никуда не двинемся. Это очень тесная взаимосвязь между многодетностью и бедностью, поскольку 9 из 10 многодетных семей бедны, а бедным из нового поколения быть никто не хочет. При средней зарплате в регионе 34 тыс. руб., когда мама должна заниматься домом и детьми, на одного члена семьи, где пятеро детей, получится меньше 5 тыс. руб.— более чем в два раза ниже прожиточного минимума»,— заметил господин Лапин. По его мнению, меры поддержки частично помогают, «но со временем теряют стимулирующий эффект, становясь привычными без серьезной индексации».