2

Сфера, которую я сегодня представляю, особенная. Сложно назвать те стороны жизни человека, начиная с рождения и, заканчивая возрастом старшего поколения, к которым она не имеет отношения. К нам приходят и в горе, и в радости. От совместных усилий более 6000 специалистов зависит в конечном итоге результативность демографической и социальной политики региона. Поэтому и задачи особенно значимые и ответственность особая.

Главная наша цель-повышение качества жизни населения Ульяновской области.

Когда говорят, что министерство семейной демографической политики распоряжается более, чем 15 миллиардами рублей (из них 10,4 миллиарда – областной), т.е. почти 20 – ю процентами регионального бюджета, надо понимать, что это бюджет, направленный на семьи с детьми, на инвалидов, детей-сирот, ветеранов, малообеспеченных граждан и жителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и на содержание 41 учреждения, которые оказывают услуги этим категориям людей.

3

Качество услуг – это отдельная тема. В наши учреждения попадают особо нуждающиеся в заботе люди. И, думаю, не надо объяснять, как важно создать для них комфортную обстановку. В прошедшем году в 17 учреждениях социального обслуживания проведены капитальные и текущие ремонты более чем на 25 млн. рублей.

В 2020 году Министерство вошло в национальный  проект «Демография» федерального проекта «Старшее поколение» по строительству жилого корпуса для граждан пожилого возраста и инвалидов на 270 мест в с. Водорацк Барышского района на условиях софинансирования с Минтрудом. В декабре 2020 года выплачен аванс  за строительство жилого корпуса в сумме  43,9 млн. рублей, в том числе 42,6 млн. рублей средства федерального бюджета.

Кроме того, мы запланировали завершить к 2021 году капитальный ремонт здания бывшего санатория-профилактория УАЗ на 100 мест и закончить капитальный ремонт в специализированном здании для размещения 25 койко-мест для лиц без определенного места жительства.

К слову сказать, мы привлекаем средства не только через благотворителей, но и через участие в грантах. В 2020 году – привлекли почти 21 миллион рублей. Эти средства позволяют нам решать спектр задач, не подкрепленных финансированием из бюджета. Министерством совместно с двумя некоммерческими организациями реализован проект в рамках развития стационарозамещающих технологий «Тренировочная квартира». Так, в 2020 году было открыто 4 квартиры в многоквартиных домах в 3 муниципальных образованиях региона (г.Ульяновск, г.Димитровград и г.Новоульяновск), где более 50 молодых инвалидов обучаются навыкам самостоятельной жизни. В 2021 году будет открыто ещё 2 квартиры в г.Ульяновске для инвалидов – колясочников, а также впервые молодые дееспособные ребята из психоневрологического интерна самостоятельно будут проживать в одной из квартир и работать в Центре социального обслуживания.

4

Не все граждане могут быть активными участниками мероприятий. Есть те, кто нуждаются в социальном обслуживании. Число их с каждым годом растет. В этом году услугами организаций социального обслуживания всех форм собственности воспользовались 16 707 человек.

Учитывая рост количества потенциальных потребителей услуг, министерство работает над увеличением реестра поставщиков услуг.

В 2020 году социальные услуги для 4 184 получателей оказывали                26 негосударственных организаций, что составляет 25% от общего количества получателей социальных услуг, обслуживаемых во всех формах социального обслуживания, что значительно больше процента прошлого года (18 %).

В 2020 году количество поставщиков, которые получили компенсацию, увеличилось и составило 10 организаций. Министерством выделены денежные средств в размере 39,9 млн. рублей, из них на выплату компенсации за оказанные социальные услуги 26,9 млн. рублей и 13,1 млн. рублей на предоставление субсидии.

В связи с увеличением количества НКО и, соответственно оказываемых социальных услуг, в 2020 году Министерство изыскало дополнительные средства  на выплату компенсации за оказанные услуги в размере 12,8 млн. рублей. Общий объём финансирования за 2020 год составил 52,7 млн. рублей. Таким образом, по сравнению с 2019 годом сумма субсидий и компенсаций выросла на 49%, фактически в 2 раза. В 2021 году на указанные цели запланировано 50 млн.рублей.

 

Перед нами стоит большая задача – завершить процесс реформирования работы региональной социальной службы. Социальная защита должна быть «цифровой» – современной и удобной.

В настоящее время мы принимаем непосредственное участие в реализации программы по созданию цифрового профиля жителя региона, который позволит принимать  решение о формировании программы поддержки гражданина. Подписана дорожная карта по переводу государственных услуг в электронный вид до 2023 года.

В 2020 году переведены 2 услуги:

– услуга предоставления ежемесячной денежной выплаты, ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий в электронный вид. Услуга предоставляется через портал госуслуги.

– услуга на выдачу государственного сертификата на именной капитал «Семья». Услуга предоставляется через портал госуслуги.

5

Возвращаясь к теме финансовых затрат хочу сказать, что все выделенные средства расходовались в соответствии с утвержденной государственной программой в рамках следующих подпрограмм: «Семья и дети» – 5,8 миллиарда, «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»- 6,5 миллиарда, «Доступная среда» – 10,1 миллионов, «Обеспечение деятельности государственной программы» – 2,6 миллиарда.

6

В Ульяновской области 150 тысяч семей с детьми. На «Финансовую поддержку семей при рождении детей» в 2020 году были предусмотрены       1 716,5 млн. рублей консолидированного бюджета. Благодаря этим средствам ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка получили 7137 семей, при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста – 5726 семей. Трудно переоценить необходимость этих выплат для семьи, где рождается ребенок, и мамы временно прерывают свою профессиональную деятельность. Именно с появлением ребенка возникает опасность попадания семьи за черту бедности.

7

В 2020 году мы утвердили региональную программу по снижению доли граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области, на период до 2024 года. Борьба с бедностью не должна сводиться только к раздаче денег бедным через меры социальной поддержки. Нужны усилия в сфере развития экономики, предпринимательства, снижения роста цен, тарифов и налоговой нагрузки на малоимущих, а также повышения доступности услуг в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура и спорт), в том числе, сокращения доли платных услуг в этой сфере). Роль министерства семейной политики в этом направлении, тем не менее, состоит в совершенствовании законодательства о мерах поддержки с учетом адресности и эффективности, реализации проекта «социальный контракт», развитии благотворительности.

В рамках утвержденного плана в 2020 году мы внесли изменения в 15 законов. Изменение закона в 2019 году о капитале «Семья» позволило реализовать сертификаты почти семи тысячам семей на улучшение жилищных условий. Это в 10 раз больше, чем в 2018 году.  Всего реализовали в 2020 году 6102 семьи на сумму более 293,8 млн. рублей (рост составил в 7,6 раза, с 801 семьи до 6102). Мы сделали очень важный шаг. До введения изменений в закон граждане обвиняли власть в том, что сертификат практически невозможно реализовать. Министерство в диалоге с гражданским обществом нашли правильное решение и тем самым не только изменили отношение людей к законотворчеству в регионе, но и реально помогли семьям.

Реализуется проект «Подарок новорожденному».  Более 9 тысяч семей при рождении ребенка получили комплект необходимых товаров для малыша.

Введение новых мер поддержки семей, инициированных В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию потребовало от нас такого же ответственного подхода и слаженной работы. В 2020 году  все выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно были представлены нуждающимся семьям.

Постоянный диалог с жителями региона, терпеливая разъяснительная работа  привели к успеху в попытке изменить понимание идеи «социального контракта» и перенаправить усилия с раздачи средств на продуктовые карты на поддержку самостоятельности семьи. За 2020 год заключено 386 контрактов на развитие личного подсобного хозяйства, создание мастерских, развитие частного предпринимательства. Я могла бы рассказать много красивых историй о том, как семьи, находящиеся ниже черты прожиточного минимума, развивали свое дело. О многих семьях Вы слышали или читали. Это, например,  многодетная семья Пашевых из Чердаклинского района,     (индивидуальный предприниматель, социальный контракт на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности – открытие магазина кондитерского инвентаря и ингредиентов «Сладкие идеи»).

Главное, что удалось сделать – создать межведомственный диалог с министерством сельского хозяйства, агентством по развитию человеческого потенциала. Мы не просто выдаем средства в рамках социального контракта, мы сопровождаем семьи, обучаем сбыту продукции, участвуем в грантовых программах и конкурсах.

Для дальнейшего развития социального контракта в 2020 году утвержден проект «Зажиточная семья»  с участием федеральных средств. А это очень непростая задача. С 2021 года финансирование социального контракта за счёт софинансирования из федерального бюджета увеличивается практически в 6 раз. На данные цели предусмотрено 413,3 млн.рублей, в том числе средства областного бюджета 80,6 млн.рублей, что позволит нам оказать поддержку 5 102 малоимущим семьям и малоимущим гражданам. Вырастет и сумма оказываемой помощи – в среднем в 2 раза (с 50 тысяч до 100 тысяч рублей). А по направлению индивидуальная предпринимательская деятельность и самозанятость – до 250 тыс. рублей.

 

Кроме того, в рамках региональной программы по снижению доли граждан, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области в целях содействия развитию благотворительности и оказания помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуация мы активно сотрудничаем с благотворительными фондами, организациями и отдельными спонсорами. Все знают об акциях «Помоги собраться в школу», «Добрая почта», «Щедрый вторник», «Караван добра»- волонтеры оказали помощь  более 4900 гражданам в приобретении  и доставке товаров и лекарственных средств. Скажу лишь, что за год привлечено более 33 млн. рублей благотворительных средств. Это существенный вклад в копилку добрых дел. Всего адресную материальную помощь, в том числе и за счет бюджета, получили 6630 человек на сумму 250,3 млн. рублей.

Так жительнице Новоспасского района, которая обратилась с просьбой помочь приобрести ее сыну Сергею протез, оказана помощь. В феврале этого года на дороге произошла авария, в которой пострадала футбольная команда «Нефтяник» из Новоспасского. В результате полученных травм у сына произошла ампутация правой кисти. После аварии благодаря неравнодушным землякам, региональным депутатам, предприятиям и организациям региона семье была оказана помощь в размере 450 тысяч рублей. Сейчас семья приобрела протез.

Сергей очень активный и спортивный подросток, несмотря на полученную травму продолжает заниматься спортом и футболом. В феврале 2020 года Сергей участвовал в сборах в Чебоксарах на кубок России по легкой атлетики для людей с ПОДА. В этом году Сергей планирует поступать в Ульяновский физкультурно-спортивный техникум  олимпийского резерва.

8

В регионе в течение ряда лет формировался пул законов в поддержку многодетных семей. Сегодня это 15 различных мер. И, как результат этого, в 2020 году родилось 2 561 третьих или последующих детей. Тенденция к росту числа многодетных семей сохраняется. За 2020 год рост составил 9,2%.  А вот доли первых и вторых рожденных детей  ежегодно снижаются.

 

Регулярно проводится мониторинг эффективности мер социальной поддержки и совершенствуются действующие меры поддержки семей с детьми. Например:

– ежемесячная выплата на первого и второго ребенка от 1.5 до 3 лет в размере прожиточного минимума на детей в Ульяновской области. В 2020 году данная величина составила 22 220 рублей.

– единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей при рождении первого ребенка у женщин в раннем фертильном возрасте; по итогам 2020 года данная выплата предоставлена 227 семья (родителю) на сумму 22,7 млн. рублей.

– единовременная выплата в размере до 700 тыс. рублей
на строительство жилья многодетным семьям, получившим в собственность бесплатно земельный участок. Закон принят в 2019 году.

За 2020 год за получением единовременных социальных выплат обратились  только 2 семьи, построивших жилой дом на земельном участке, выделенном в собственность бесплатно, суммы выплат составили
679,4 тыс. руб. и 488,8 тыс. руб. соответственно.  Поскольку данные обстоятельства значительно снижают эффективность мер социальной поддержки, предусмотренных Законом, являются слишком слабым фактором, стимулирующим возведение жилья многодетными семьями на полученных ими бесплатно в собственность участках и  в 2021 году предлагаем изменить размеры выплат.

В ходе анализа причин незначительного числа обращений за выплатами выявлено, что размер выплаты в целях финансового обеспечения части затрат в связи с уплатой первоначального взноса по кредиту (займу), в том числе ипотечному, полученному для строительства на этом земельном участке жилого дома, ограниченный 25 процентами от суммы такого кредита (займа), не позволяет подавляющему большинству многодетных семей получить одобрение банков на такой кредит. Кроме того, оценка кадастровой стоимости возведённого жилого дома в большей степени зависит от места расположения земельного участка, на котором осуществлено строительство жилого дома, и в незначительной степени – от объема финансовых затрат, необходимых для возведения жилого дома,

Данные обстоятельства значительно снижают эффективность мер социальной поддержки, предусмотренных Законом, поскольку они являются слишком слабым фактором, стимулирующим возведение жилья многодетными семьями на полученных ими бесплатно в собственность участках.

В связи с этим  в 2021 году законопроектом предлагается изменить размеры выплат.

Для граждан, имеющих намерение построить жилой дом, и взявших
в связи с этим  кредит (займ), в том числе ипотечный, предлагается увеличить минимальный размер выплаты с 25 до 50 процентов от суммы такого кредита (займа). 

Для граждан, построивших жилой дом, предлагается размер выплаты установить в зависимости от общей площади построенного жилого дома.

Устанавливаются следующие размеры выплаты:

700000 рублей – построившим жилой дом общей площадью
от 100 квадратных метро
в и более;

600000 рублей – построившим жилой дом общей площадью
от 75 до 100 квадратных метро
в;

500000 рублей – построившим жилой дом общей площадью
более 60, но менее 75 квадратных метро
в.

При этом общая площадь построенного жилого дома должна быть более 60 квадратных метров, т.е. не менее 12 квадратных метров на каждого члена  семьи, состоящей из пяти человек.

          В соответствии с данными мониторинга многодетных семей, получивших земельный участок в собственность бесплатно, к возведению жилья планирует приступить 219 семей. 

 

Кроме того,   для повышения демографии в 2021 году планируется:

–  внести изменение в Закон о «Ветеране труда Ульяновской области» в части сокращения необходимого общего трудового стажа для женщин, имеющих трёх и более детей с 35 до 20 лет.

–  –  разработать проект закона о «Статусе многодетной семьи».

Уважаемые депутаты, наряду с вопросами демографии министерство работает с такими категориями граждан, как дети-сироты и  семьи с детьми – инвалидами.

9

По итогам 2020 года в регионе наблюдается положительная динамика снижения количественных показателей социального сиротства:

на 8,3% сократилось число впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), с 408 до 374;

на 4,4% сократилось общее количество детей-сирот, с 4088 до 3909 детей;

на 13% снизилась численность воспитанников детских домов, с 287 до 250 детей.

В семьях граждан Ульяновской области воспитывается 3512 детей-сирот, что составляет 90% от общего количества детей данной категории (в прошлом году этот показатель составил 89%).

Несмотря на положительную динамику семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, остаётся актуальной задача обеспечения устройства в семьи граждан детей подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, имеющих братьев и сестёр.

Для решения вопроса семейного устройства детей-сирот в 2020 году Министерством привлечены некоммерческие организации. Ими активно проводятся видеосъёмки детей-сирот, консультирование семей с детьми, лиц из числа детей-сирот по выходу из трудной жизненной ситуации, оказывается содействие по восстановлению родителей в родительских правах и возвращению детей из детских домов в родные семьи.

И в 2021 году Министерство ставит перед собой задачу провести конкурсный отбор некоммерческих организаций для передачи им государственного полномочия  по подбору и подготовке граждан, желающих принять детей-сирот в свою семью. Реализация данной задачи будет способствовать качественному подбору семьи для ребёнка.

10

На территории Ульяновской области проживает более 4 тысяч детей, которым установлена инвалидность, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ровно 50% из них были ограничены в праве на социализацию из-за удаленности от областного центра. Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов принял решение об организации на территории каждого муниципального образования микрореабилитационных центров для детей-инвалидов. МРЦ нами созданы во всех муниципальных образованиях в рамках государственной программы  Российской Федерации «Доступная среда» и позволяют организовать непрерывный процесс реабилитации не только для детей, но и для молодых инвалидов по индивидуальным программам с учетом нозологии. Каждому муниципальному образованию, на территории которого размещён МРЦ, из областного бюджета  выделены средства в течение 2019-2021 годов на приобретение автомобиля для организации перевозки инвалидов и детей-инвалидов. В 2020 году  на средства областного бюджета приобретены 10 автомобилей в 10 муниципальных образованиях. В 2021 году будет приобретено ещё 10 автомобилей.

В рамках комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ОВЗ на средства гранта Фонда  12,4 млн рублей (на 2020 год – 5,4 млн рублей,  на 2021 год 7 млн рублей) реализована новая форма реабилитации  «Домашний микрореабилитацинный центр» (ДМРЦ). Специалисты 5-ти междисциплинарных бригад учреждений социального обслуживания (КЦСО «Доверие», ЦСО «Парус надежды»,                                        РЦ «Восхождение», КЦСО в р.п. Павловка, РЦ «Сосновый бор») выезжают на дом к ребёнку, который по состоянию здоровья не может посещать реабилитационные центры. С августа 2020 из 186 лежачих детей-инвалидов специалисты посетили 78  ребенка на дому (это 42% от общего количества), были оказаны социально-медицинские (массаж, занятия по ФК), социально-психологические (занятия на развитие внимания, памяти), социально-педагогические (занятия на развитие речи, занятия творчеством); обучение родителей по использования ТСР в домашних условиях. Необходимо отметить учреждения социального обслуживания в р.п. Павловка и «Доверие» данные учреждения кроме предоставления социальных услуг на дому предоставляют в прокат ТСР, которые были закуплены в рамках гранта: велотренажер для конечностей, функциональное кресло для детей-инвалидов, тренажер-лесенка для пальцев.

11

Утверждена региональная межведомственная программа «Круг добра». Целью региональной программы является повышение уровня доступности и качества паллиативной помощи в Ульяновской области, организация взаимодействия органов социальной защиты населения, организаций социального обслуживания, медицинских организаций и общественных объединений.  Органы соцзащиты совместно с Минздравом обследовали 277 семей с детьми-инвалидами нуждающимися в оказании  паллиативной помощи,  69 семей получили так необходимую социальную, педагогическую, правовую помощь, 58 семьям оказана адресная материальная помощь в сумме более 4 млн. рублей.

12

Также, мы увеличиваем мощность Реабилитационного центра «Подсолнух» в г. Ульяновске путём присоединения дополнительных площадей. Имеющаяся в  настоящее время материально-техническая база не даёт возможности удовлетворить растущую потребность семей с детьми-инвалидами и молодых инвалидов в реабилитационных услугах и использовать в полном объёме накопленный опыт и потенциал Центра.  В реабилитационном центре «Подсолнух» расположенного по адресу: ул. Ефремова, д. 36 планируется устройство специализированной площадки для занятий адаптивным спортом. В 2021 году запланировано проведение работ, связанных с подготовкой проектно-сметной документации, организацией спортивной площадки для инвалидов, поля для баскетбола с мягким покрытием, велосипедных дорожек, устройства туристской дистанции. Будут проведены благоустроительные работы и приобретено необходимое оборудование.

В этом году в  Ресурсном центре по работе с инвалидами «Подсолнух» реализуется новое направление – трудоустройство лиц с ментальными особенностями и психическими нарушениями. Для реализации данного направления разработан проект «Дом трудолюбия», который должен апробировать механизм трудоустройства инвалидов, имеющих сложные двигательные и ментальные особенности, психические расстройства. Партнером проекта выступает Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. В 2020 году в рамках проекта трудоустроено 36 инвалидов. В 2021 году планируется трудоустроить 55 инвалидов.

13

Увеличение продолжительности жизни и создание комфортных условий для граждан старшего поколения – не просто цель, дело чести всех нас. Особенно в «Год Славы и Памяти», в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Многие из представителей старшего поколения если не участвовали в войне, то пережили этот ужас еще детьми. Наша наиважнейшая задача – выполнить обязанности, которые возложены на нас Президентом и Губернатором.

Все выплаты к 75-летию Победы  произведены в апреле 2020 года. Мы дошли до каждого ветерана и решили его проблемы. Обеспечили нуждающихся надомным обслуживанием, оказали адресную материальную помощь на ремонт жилья, лечение и другие нужды ветеранов.

Так за счет федерального бюджета произведена выплата в размере 75 тысяч рублей ИВОВ, УВОВ, СПВП, ЖБЛ, вдовам (3432 человека), а также единовременная выплата в размере 50 тысяч рублей труженикам тыла (8419 человека).

Граждане, относящийся к категории «дети войны» (более 71 тыс. чел.) получили к 75-й годовщине Победы по 1538 рулей: ежегодную выплату, предусмотренную региональным законодательством о «детях войны» с учетом индексации 1038 рублей и дополнительную единовременную выплату в размере 500 рублей в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области.

Юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» награждены 10121 человек.

На этом, говоря о старшем поколении, я посчитала важным акцентировать внимание.

В Ульяновской области проживает более 328 тысяч граждан старшего поколения, это 30% от общей численности населения региона. Для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, необходимо повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).

Одним из показателей для достижения данной цели является увеличение доли граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия, способствующие продолжительности периода активного долголетия и здоровой жизни. Сегодня это – 60,3% граждан старшего поколения. К 2022 году планируется увеличить охват до 65 %.

14

В Ульяновской области эта задача решается через Центры активного долголетия. На начало этого года в регионе уже работают 228 Центров, из них 7 открыты в 2020 году.

Более 17 тыс. чел. (6,3 % от числа граждан старшего поколения от 50 до 80 лет) систематически их посещают. Основная задача 2021 года – оснащение Центров активного долголетия с одновременным расширением перечня оказываемых услуг, в том числе через проведение консультативных медицинских занятий.

Результатом работы является увеличение продолжительности жизни в регионе. Три года назад численность граждан в возрасте 90 лет и старше составляла около 4 тысяч человек, а сейчас их более 6 тысяч, из них 59 человек от 100 лет и старше.

В 2020 году очень хорошо зарекомендовал себя новый формат работы с гражданами пожилого возраста на территории всей Ульяновской области с использованием мобильных бригад. Для этого закуплено 17 автомобилей. Предметом проекта является выявление лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, нуждающихся в социальном обслуживании, медицинской помощи и их перевозка в государственные учреждения здравоохранения для проведения диспансеризации.

По итогам 2020 года в 21 муниципальном образовании мобильные бригады проехали 466 сельских населенных пунктов, что составляет 51% от общего количества населенных пунктов Ульяновской области (909 населённых пунктов). Обследованы 14 тыс. граждан старше 65 лет (из 58 000 человек старше 65 лет), что составляет 17% от общего количества граждан старше 65 лет, из них 2 тыс. человек доставлены в медицинские учреждения, остальные граждане, согласившиеся на обследование, включены в график доставки на последующие периоды.

В этом году Губернатором принято решение о том, что мобильные бригады помогут в массовой вакцинации от короновирусной инфекции – они будут доставлять граждан старшего поколения в медучреждения.

В абсолютных числах наибольшее количество обследованных в Цильнинском (1384 чел.), Чердаклинском (1235 чел.), Вешкаймском (1144 чел.) районах.

Создание системы долговременного ухода – еще одно направление, которое будет развиваться в Ульяновской области. Мы вошли в пилотный проект в 2021 году по внедрению системы долговременного ухода. В целом на реализацию СДУ на территории Ульяновской области планируется выделение 58,5 млн. рублей из федерального бюджета. Главная цель – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию. В 2021 году мы запустим систему долговременного ухода в тестовом режиме на базе  Комплексного центра социального обслуживания «Исток».

Для этого нам необходимо проделать следующую работу: выявить граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в системе долговременного ухода; обучить специалистов; внедрить новые технологии работы, в том числе –  «Социальная передышка»; открыть «Центр дневного пребывания граждан с когнитивными нарушениями и ограничениями мобильности» и другие.

15

В период пандемии новой короновирусной инфекции перед Министерством стояла еще одна главная задача – помочь нуждающимся гражданам, не забыть никого, услышать каждого.

Наиболее критичная ситуация по риску оказаться в категории нуждающихся – это семьи  с детьми.

В соответствие с указом Губернатора Ульяновской области от 15.04.2020 № 56  охвачено дополнительной социальной поддержкой почти 28 тыс. граждан на общую сумму более 190 млн. рублей (в среднем по 6,8 тыс. рублей).

Так, была введена единовременная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет в размере 7 тыс. рублей за счет средств именного капитала «Семья». Эта выплата была предоставлена более 19232 семьям на сумму около 134 млн. рублей.

Также была введена единовременная выплата на ребенка в возрасте от 8-ми до 16-ти лет в размере 7 тыс. рублей, семьям, у которых отсутствует право на именной сертификат «Семья», если их доход в связи с пандемией снизился ниже величины прожиточного минимума. Данная выплата предоставлена на 467 семей на сумму 3,3 млн. рублей.

Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет из семей, чьи доходы не превышают величину прожиточного минимума на человека. Выплаты в 2020 году составляют половину прожиточного минимума (сейчас это 5241 рубль), установленного в Ульяновской области. Выплата произведена 25179 семьям на сумму 1 млрд 152,4 млн. рублей.

Ежемесячные выплаты до 3 лет семьям, родившим (усыновившим) первого ребёнка или родившим (усыновившим) второго ребёнка с доходами ниже двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал предыдущего года (22220 рублей в 2020 году, 21284 рублей в 2021 году) в размере прожиточного минимума на ребёнка, установленного во 2 квартале предыдущего года (10482 рублей с 2020 году, 10917 рублей 2021 году). В текущем году 7137 семей, родивших (усыновивших) первого ребёнка получили эту выплату на сумму 627,7 млн. рублей.

Ежемесячная денежная выплата на третьего и последующего ребёнка до достижения им возраста 3 лет в семьях с доходом ниже величины среднедушевого денежного дохода населения Ульяновской области (24810 рублей) в размере прожиточного минимума на детей в Ульяновской области на день обращения за выплатой (на сегодня 10917 рублей). В текущем году 5726 семей получили эту выплату на сумму 596,8 млн. рублей.

Следует отметить, что в период самых критичных месяцев пандемии, благодаря мерам социальной поддержки доход семей составлял до 70-80 тыс. рублей.

Ещё одно значительное изменение, которым смогли воспользоваться семьи с детьми до 3-х лет, это обеспечение детей специальными продуктами детского питания с использование детских продуктовых карт. По итогам 2020 года выдано 643 карты. Но уже сегодня количество получателей  данной меры поддержки увеличилось до 2160.

В период пандемии обеспечение ребенка компьютерной техникой для возможности дистанционного обучения стала наиболее актуальной и востребованной. В рамках указа Губернатора  единовременную выплату на компенсацию расходов по приобретению компьютерной техники (не более 20 тыс. рублей) получили 857 детей  из многодетных семей на сумму 17,0 млн. рублей. Эта выплата не ограничена временными рамками и осуществляется до настоящего времени.

 

Кроме поддержки населения мы обязаны поддерживать  социальных работников отрасли, которые принимают удар пандемии на себя, как и медики работают в режиме повышенной готовности.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции отдельным категориям работников отрасли социальной защиты в период их работы с населением оказывались различные меры поддержки за счёт двух источников – областного и федерального бюджета в общем объёме 275,6 млн. руб.

За счёт средств федерального бюджета:

-выплаты сотрудникам стационарных организаций за особые условия труда и дополнительную нагрузку предоставлены 1 642 работникам на общую сумму 173,2 млн рублей. С 15 апреля 2020 года выплата была предусмотрена работникам 25 стационарных организаций, подведомственных Министерству, в которых был организован посменный график работы с круглосуточным пребыванием работников в учреждении.

С 16 ноября 2020 года выплата стимулирующего характера заменяется на специальную социальную выплату, которая предоставляется Отделением Фонда социального страхования по Ульяновской области. На сегодняшний день проблем нет. Выплаты поступают вовремя, в полном объёме.

В настоящее время 9 учреждений продолжают работать в режиме с круглосуточным пребыванием работников в учреждении. Сумма предоставленной социальной выплаты на данный момент составляет 6,56 млн. рублей.

За счёт средств областного бюджета:

– произведено страхование жизни и здоровья работников подведомственных учреждений;

– с 1 апреля социальным работникам, оказывающим социальные услуги на дому гражданам из группы риска, за особые условия труда и дополнительную нагрузку в соответствии с Указом Губернатора предоставлялась выплата стимулирующего характера в размере 10 тысяч рублей. Данной мерой воспользовались 669 человек на общую сумму 36 млн. рублей.

– в течение двух месяцев до начала установления федеральных выплат производилась единовременная выплата стимулирующего характера сотрудникам, перешедшим на сменную работу продолжительностью не менее 14 календарных дней в условиях введения ограничительных мероприятий (изоляции). Данную выплату получили 2 845 человек на общую сумму 66 млн. рублей.

В конечном итоге все предпринятые меры на региональном уровне позволили смягчить последствия распространения короновирусной инфекции для более 384 тыс. граждан. При этом затраты областного бюджета в 2020 – 2021 годах на эти цели составят более 258 млн. рублей.

 

В завершении  мне бы хотелось еще раз акцентировать ваше внимание на главных задачах ведомства на 2021 год, а именно:

Первое: в рамках развития отрасли:

Развитие отделений по работе с детьми-инвалидами в каждом муниципальном образовании и их оснащение современным реабилитационным оборудованием.

Обеспечение увеличения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан, до 90%.

Увеличение охвата граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия проекта «Активное долголетие» до 65% от общего количества граждан старшего поколения.

Проведение инвентаризации мер социальной поддержки в контексте преодоления порога бедности.

Формирование и реализация обновленной системы мер социальной поддержки населения Ульяновской области.

16

Второе: в рамках межведомственного взаимодействия

Перевод 9 услуг  в цифровой формат.

Обеспечение достижения показателя «Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума» на уровне, не выше 15,3%.

Активизация работы по реализации социального контракта, как одной из наиболее эффективной меры вывода малоимущих семей и граждан из черты бедности.

17

И третье: в части реализации инвестиционной политики и модернизации подведомственной сети:

-привлечение в бюджет Ульяновской области:

-не менее 25 млн. рублей за счет грантовых программ;

-не менее 380 млн. рублей за счет внебюджетных источников;

-организовать работу по привлечению частных инвестиций для развития и укрепления инфраструктуры учреждений социального обслуживания.