В Ульяновске отодвигается принятие транспортной модели городской агломерации – из-за пандемии разработчик не смог просчитать объективный пассажиропоток, который за год упал до 75%. Первые наметки по модернизации системы планируется озвучить летом: в администрации рассчитывают заключить договор концессии, сделать упор на электротранспорт, автобусы большой и средней вместимости, а “Газели” оставить на пригородном сообщении. Сейчас  муниципальный транспорт является убыточным – в год из бюджета требуется около 100 млн рублей субсидии.

Очередное совещание по транспорту прошло во вторник на базе Засвияжского трамвайного депо. За последние три года на обновление пассажирского транспорта потрачено 580 млн рублей: это новые “Львята” и 89 автобусов “Симаз”. Сейчас потребность государственных пассажирских автотранспортных предприятий в обновлении парка составляет 85 единиц (из 210 автобусов). По словам министра транспорта Евгения Лазарева, данных автобусов будет достаточно для вывода из эксплуатации выработавших свой срок транспортных средств. Министерство готовит заявку в Минтранс России на приобретение автобусной техники с последующим получением скидки из федерального бюджета на снижение общей суммы договора лизинга. Такой механизм применяли при закупке трамваев “Львенок”.

Сейчас государственные транспортные предприятия несут убытки. За январь-февраль автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок перевезено 8,8 млн. человек – 74,5% к показателю аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот снизился до 70% к уровню прошлого года. Для сохранения межмуниципальных маршрутов требуется ежегодная бюджетная поддержка в 100 млн. рублей.

В целом для модернизации маршрутной сети региона необходимо закрыть 68 межмуниципальных маршрутов, дублирующих действующие маршруты более чем на 60%, усилить 32 магистральных направления, открыть 2 новых межмуниципальных и 3 муниципальных маршрута, а также развить 17 действующих муниципальных маршрутов за счёт увеличения количества выполняемых рейсов.

Концессия и новая транспортная модель

Первая компания транспортной инфраструктуры (Москва) представила предложения по изменениям дорожной сети, транспортной инфраструктуры и самой маршрутной сети Ульяновска. На прошлой неделе в регионе работала делегация разработчиков новой транспортной модели, прошли встречи с перевозчиками и городской администрацией.

Предложены различные варианты обустройства и расположения остановок: в виде платформ, остановок «венского типа», нанесения дорожной разметки для обособления трамвайных путей и т.д. Эти проекты предлагается реализовать в этом году на участке дороги «ул.Спасская (от БЗЛМ) – ул.Ленина – ул. Железной Дивизии (до поворота на ул.Минаева)».

Пассажирские перевозки предлагается осуществлять преимущественно городским электротранспортом (трамваями и троллейбусами), а также автобусами большого и среднего класса, для чего потребуется приобретение дополнительного количества данных транспортных средств. Автобусы малого класса будут задействованы только на вывоз населения из пригородной зоны.

По словам министра транспорта, потребуется значительный объем средств, поэтому эти мероприятии предлагается реализовать на условиях заключения концессионного соглашения. Оно подразумевает модернизацию путевого хозяйства, обновление подвижного состава и реформу системы управления пассажирским транспортом.

По данным профильного ведомства, расчёт возмещения понесённых затрат концессионера построен на прогнозе в годовом объёме перевезённых пассажиров в количестве 200 млн. человек и соответственно собранной выручки в размере не менее 4 млрд. рублей:

“Однако именно этот прогноз вызывает у нас сомнения, потому как считается сильно завышенным, что в конечном итоге потребует привлечения дополнительных и значительных бюджетных средств. Наш прогноз – это не более 130 млн. пассажиров в год. Сомнения к тому же обусловлены опытом города Твери (численностью 425 тыс. жителей), где годовая потребность в содержании маршрутной сети, обусловленная необходимостью оплаты перевозчикам выполненных объёмов транспортной работы по «брутто-контрактам» и оплаты лизинговых платежей за приобретённые автобусы среднего и большого классов, составляет 3,5 млрд. рублей при собранной выручке от оплаты проезда в объёме 1,5 млрд. рублей. Соответственно невозвратные расходы бюджета на реализацию транспортной реформы в Твери за прошедший год составили 2 млрд. рублей. Кроме того, по итогам 2020 года транспорт общего пользования в городе Пермь (численностью 1 млн. жителей) перевёз всего 155,5 млн. пассажиров”.

 

На совещании озвучили решения, которые должны до конца года улучшить транспортное сообщение в Ульяновске. Среди них открытие с 1 апреля маршрута №12 в мкрн “Пески”, двукратное увеличение автобусов на маршруте №28 (соединяет Заволжский и Засвияжский районы), закрытие дублирующих маршрутов №75 и №77; начало работы автобуса от аэропорта до Центробанка; продление маршрута №20 до ул. Отрадная; восстановление маршрутов №3 и №69; замена 50 остановочных павильонов и свыше 400 табличек с расписанием; обеспечение транспортной доступности к центру “Татьяна-Арена”. Также в планах на год ликвидация маршрута №25 ,  который схож с №46; объединение маршрутов  № 72 и №73 (Нижняя Терраса – центр города); транспортное обеспечение села Луговое. Срок исполнения по всем пунктам – до 1 июня, сообщил замглавы города Александр Ермаков. Общая стоимость составляет 30 млн рублей, из них 10 млн заложено в бюджете Ульяновска. На совещании Морозов заверил, что недостающие 20 млн городу перечислят из бюджета области.

На открытие городских  маршрутов по регулируемым тарифам из бюджета области выделено 14 млн рублей, сейчас готовится заявка на  выделение еще 20 млн рублей.

Полноценно карту “Тройка” планируется запустить к концу года. Сейчас идет тест первых 60 карт на троллейбусах в Заволжье, пока нареканий нет. В апреле подключатся трамваи.  Весь государственный и муниципальный транспорт планируется подключить к системе к концу первого полугодия. Во второй половине года пойдет работа с частными перевозчиками. Сейчас они вкладываются в валидаторы – на системы бесконтактной оплаты потрачено 17 млн рублей.

Умные светофоры за 600 млн рублей

В четверг первый зампред правительства Андрей Тюрин проведет в Москве встречу по внедрению в регионе интеллектуальной транспортной системы*.  Росавтодор удовлетворил заявки 9 регионов, также эта работа ведется в столице. Ульяновской области необходимо внести в свою заявку корректировки. Тюрин рассчитывает во второй половине апреля ее защитить и в 4 квартале получить первый транш в размере 60 млн рублей. Общее финансирование на 5 лет составит 600 млн рублей – по 120 млн в год.

*Интеллектуальные транспортные системы ― это оборудование, которым оснащаются городские и региональные дороги (светофоры, камеры наблюдения, информационные табло, «умные остановки», метеостанции), и программное обеспечение, которое это оборудование объединяет в единую систему и позволяет ею управлять.

Стеклянные остановки как в Москве

Губернатор предложил главе города Сергею Панчину вместе с архитекторами и студентами обсудить проект обновления основных городских остановочных павильонов на “хорошие стеклянные остановки” как в Москве и Казани. Просчеты на стол губернатору мэр обещал положить через две недели. Эскизные проекты должны представить журналистам на следующей неделе. Начать замену планируется в апреле-мае.

 Неприглядная дорога мэра 

В конце Сергей Морозов раскритиковал “дорогу мэра” – участок от аэропорта в Баратаевке по Московскому шоссе до центра города:

– Дорога мэра должна быть лучшей дороги.  Сейчас она грязная, неинтересная, с рекламными конструкциями и в ужасном состоянии. По ней не увидишь, что такое город Ульяновск. Обсуждайте с архитекторами и студентами, что нужно сделать, чтобы дорога мэра была замечательной