С 23 по 25 апреля в ледовом дворце «Волга-Спорт-Арена» пройдет первый Поволжский фестиваль моды и современного искусства. Генеральный продюсер и главный организатор этого мероприятия Алиса Богатова рассказала о том, зачем нам такие фестивали, почему ульяновские швейные производства не могут привлечь молодежь и зачем им «выращивать» бренд.

— Алиса, в этом году Неделя моды трансформировалась в фестиваль. Мода объединяется с современным искусством. Почему?

— Это объединение важно и нужно, и я хочу делать это всегда. Есть небольшая предыстория. Некоторое время назад я узнала поразивший меня факт: первый в мире музей современного искусства, созданный на государственные деньги, оказывается, появился в СССР. Позже него открылся знаменитый на весь мир музей в Нью Йорке. В нашей стране художникам дали полную свободу, появились кубизм и супрематизм, развивались авангард, модернизм, постмодернизм. Все это подхватили в архитектуре, дизайне, музыке, литературе. В итоге, когда мы говорим слово «советское», сразу представляем конкретные образы, объекты. Это отлично сформированная айдентика.

— То есть, современное искусство может влиять на всю нашу жизнь?

— Да. Оно — источник, толчок для создания уникального продукта, который может быть конкурентоспособным не только в России, но и далеко за ее пределами. Если мы создадим классную площадку, плодотворную почву для современных художников, это повлияет на все — экономику, политическую и общественную жизнь. Это основа основ.

— Почему так происходит?

— Те, кто работают в этом жанре — художники, скульпторы,  перформеры — тонко чувствуют изменения в обществе и очень быстро на них реагируют. Они не привыкли жить в системе, их внутренняя потребность — ее нарушать. Они видят мир и думают: а что, если сделать по-другому. Поэтому современное искусство нас всегда очень трогает, мы порой сами не понимаем, почему. Смотрим — какая-то мазня, но потом думаем о ней недели две-три, начинаем все воспринимать иначе.

Мне очень хочется, чтобы современное искусство начало развиваться и в Ульяновске. А его объединение с модой логично. Творцы считывают тренды, а мода сразу же на это реагирует — новой одеждой, принтами и прочим.

Кстати, когда мы начали готовить фестиваль, поняли, что в Ульяновске никто еще не работал с закрытыми большими пространствами. Мы задействуем ледовый дворец «Волга-Спорт-Арена». И я хочу, чтобы грандиозная галерея, которую мы построим, стала толчком к формированию полноценного музея современного искусства в том виде, в котором он должен быть. А разместить его можно, например, в Доме техники. Это индикатор развития, молодости. Если в нем есть такой музей, жизнь в регионе действительно современная, а не архаичная.

— Что касается моды: в нашем регионе достаточно много швейных предприятий. Но их продукция, за редким исключением, почему-то не «выстреливает»… 

— В головах многих, к сожалению, до сих пор есть разница между легкой промышленностью и модной индустрией. В Европе они едины. У нас ж легкая промышленность сформировалась в советское время, в эпоху дефицита товаров. Предприятия не смогли плодотворно поработать в условиях естественной конкуренции. У них был госзаказ, но не было задачи стать лучше, круче, кого-то победить на рынке, занять свою нишу. И легкая промышленность «провалилась».

У нас есть модная индустрия — это креативные творческие ребята, дизайнеры, фотографы, стилисты, визажисты, которые с удовольствием работают на весь мир и живут в Ульяновске. Они ушли далеко вперед, потому что есть конкуренция. А легкая промышленность все еще бьется головой о стену и просит власти им помочь, вытащить. Они оказались заложниками этой системы.

— …и к них не идет работать молодежь.

— Да, они не знают, что делать, чтобы привлечь молодых специалистов в профессию швея. Даже само название молодых людей пугает, кажется неактуальным. Производители приходят ко мне и говорят — зачем нам твоя мода, нужно, чтобы было кому шить. Я отвечаю: проблема в том, к вам не хотят идти работать, считая вас не модными. Хотя производители создают на самом деле высококачественный и актуальный продукт, но не могут его подать также «вкусно» , как известные европейские и американские бренды

Они редко формируют историю своего бренда, не участвуют в показах, не снимают дорогостоящих и эффективных рекламных кампаний, не разговаривают со своим потребителем о продукции.

Но времена изменились — нужно показывать свое лицо, выходить из-за швейных машин и говорить, какие мы классные. Звать молодежь работать.

— Реально ли популяризировать профессию швеи?

— Швея бренда Dior — звучит супер. Но швея бренда «Швейная фабрика» — уже не очень. Хотя по факту они выполняют одну и ту же работу. Никто не хочет делать профессию популярной: производственники мечтают, чтобы к ним пришли, сели за машины и молча работали. Но эпоха бездумных людей ушла. Просто так за станок молодых людей не посадишь — они должны во что-то верить, куда-то идти. Швеи должны понимать, что они работают на крутой современный бренд, у которого есть своя идеология. Что они шьют одежду, которую представят на крутом показе, или они работают на фабрике, которая использует переработанный материал, дает ему вторую жизнь.

У примеру, в Иваново шьют изделия для Икеи — это красивые принты, подушки, текстиль. И ребятам хочется там работать, хотя это обычная фабрика. У нас нет этой целостности.

— Почему швейные фабрики не думают о формировании своего бренда?

— Потому что у них долгое время не было стимула двигаться вперед. Современные предприятия начинают об этом думать, но они не видят потенциала в модной индустрии, открещиваются от нее, хотят быть только «легкой промышленностью», и это их большая ошибка.

Модная индустрия в свою очередь не хочет работать с легкой промышленностью, молодежи это скучно, она не видит этого потенциала. Поэтому они на разрыве, а мне бы очень хотелось их объединить. Чтобы все швейные фабрики стали брендами.

Исключения уже есть: некоторые предприятия чувствуют, что устаревают. Они начинают участвовать в показах, акселерации брендов. Хотят разобраться, понимают, что если сейчас они это не сделают, время уйдет.

— Что нужно помнить тем, кто хочет действительно конкурентоспособным?

— Времена дефицита прошли, наступила эпоха профицита. У нас слишком много вещей. Мы можем зайти в интернет-магазин, и найти белую футболку разных брендов — H&M, Твое и Zara, Armani, Hugo Boss, Gucci. И она у всех будет белой. Выигрывает тот, кто лучше ее преподнесет, добавит элемент, который будет отличать от сотни тысяч других белых футболок.

У человека есть выбор. Он делает выбор там, где лучше кнопка «купить», есть философия, отвечающая его внутреннему состоянию, у того, кто на устах у многих людей.