Вчера нам прислали текст под заголовком  “методичка для губернатора”. Это разной степени глубины размышление о подходах к руководству регионом. Автора мы знаем. Мало того что это человек глубоко мыслящий и анализирующий процессы, он занимает в структуре Администрации достаточно серьезную должность. И тем интереснее его размышления, вылившиеся в такую “методичку”.  В них много просто каких-то обид подчиненного (обратите внимание на предложение сделать “менее напряженный график первого лица” и пожелание повышения зарплаты), много откровенно формального… Однако есть и интересные мысли о том,  что стоит изменить и в самой модели управления. В этой части (начало) текст носит действительно серьезный и глубокий характер и отнестись к предложениям стоит серьезно. Представляем его общему вниманию. И предлагаем прочитать сугубо как приглашение (подчеркнем) к экспертному (подчеркнем еще раз) разговору. И если вам нечего здесь сказать, кроме как “всех уволить”, давайте просто почитаем и подумаем.

I. Привести в порядок структуры управления

• прекратить постоянные переименования и реструктуризацию органов власти; сделать необходимые реформы один раз и надолго, но сначала разобравшись в наследстве;

• ликвидировать многоуровневость управления, во многом связанную с желанием повысить зарплату и сохранить людей в команде и породившую управленческий хаос;

• устранить эффект ослабления управленческого сигнала и взаимный спам переписки по раздувшейся горизонтали первого круга лиц;

• усилить ослабленные министерства: решения принимаются выше, а рабочие руки выведены в подведомственные структуры – министерства выглядят как передаточное звено;

• ослабить административный вес разного рода «АНОшек», корпораций и учреждений, которые заменяют министерства, напрямую выходят на губернатора, получают пакетное финансирование, трудоустраивают близких людей на хорошие зарплаты;

• структурировать и систематизировать распределение ответственности между органами власти и институтами развития, должностными лицами: формализовать и закрепить полномочия; минимизировать бардак, бесхозяйственность и коррупциогенность.

• максимально открыть алгоритмы принятия управленческих решений и бюрократические процедуры.

II. Изменить кадровую политику

• в корне изменить гендерный подход к подбору кадров – сократить количество женщин в верхних эшелонах власти, уволить некомпетентных фавориток;

• искоренять неформальные связи и их демонстрацию при исполнении должностных обязанностей и решении вопросов на всех уровнях управления, отдалить друзей и родственные кланы;

• уволить и не принимать на работу случайных и непонятных людей, взявшихся из ниоткуда или набранных по объявлению на “номенклатурном авито”, пристроенных по просьбам;

• избавиться и не принимать в команду «непуганных идиотов», которые вместо служения государству и народу демонстрируют свои богатства, статус, власть, презрение к людям, подчинённым, неуважение к законам и морали;

• не относиться к служащим и бюджетникам как к бесплатной крепостной обслуге, повысить им зарплату.

III. Пристально присмотреться и, обеспечив собственную безопасность, разворошить «неприкасаемые темы», которые десятилетиями приносили неудобства большинству жителей региона и блага – меньшинству

• общественный транспорт;

• социальное питание;

• дороги;

• ЖКК;

• государственная и муниципальная земля;

• строительство и эксплуатация спортивных сооружений;

• распределение земли и разрешений на строительство;

• лес;

• мусор;

• предпринимательство;

• сельское хозяйство.

IV. Заняться, наконец, прямым управлением в тех сферах, на которые направляется большинство бюджетных средств, в которых занято большинство бюджетников и от которых зависит жизнь всех жителей области

• здравоохранение;

• образование;

• соцзащита;

• культура.

V. Обеспечить преемственность в тех сферах, где предыдущий руководитель достиг определённых успехов или имел наработки

• привлекать больше прямых инвестиций, создавать новые производства на имеющихся площадках и в районах;

• заняться реальным благоустройством городов и поселений, усилив системную урбанистическую составляющую, вернуть планирование и архитектуру в города;

• вернуть туристов в область через создание соответствующих продуктов, инфраструктуры и экосистемы;

• активнее использовать цифровые инструменты управления и обратной связи;

• активно сотрудничать с вузами как центрами развития региона;

• активизировать газификацию села;

• не снижать международную активность региона;

• не снижать медиарейтинг региона;

• не разгонять протокольную службу, а упорядочить её работу;

• использовать интеллектуальный потенциал команды и дружественных экспертов, а также многочисленных совещательных и общественных структур при губернаторе во благо региона.

VI. Не дублировать ошибки в имидже и стиле управления предшественника

• высказывать меньше инициатив, необдуманных слов и экспромта, больше разговоров по делу и самих дел;

• говорить с людьми не о планах, а о свершениях;

• меньше креативить на аппаратных совещаниях и раздавать поручения, больше слушать доклады подчинённых о выполненных поручениях – не вешать «лапшу», а снимать её;

• прислушиваться в решениях к профессионалам из отраслей, приглашать профессионалов на обсуждения, читать записки профессионалов, а не учить их работать;

• сократить количество поручений, перестать управлять поручениями;

• ввести планирование работы губернатора, органов власти, должностных лиц, не менять планы слишком часто;

• спланировать, реализовать и завершить хоть один проект за срок меньше года, не планировать проекты на десятилетия;

• ввести отчётность по планам и проектам;

• меньше социально-значимых мероприятий («шариков-фанариков»), больше их участников;

• меньше совещаний с участием всех министров и глав муниципальных образований, меньше участников совещаний;

• меньше совещаний без вопросов, цели и итогов, без материалов, больше докладов на них по делу и рабочих обсуждений и решений вопросов по их итогам;

• менее плотный график мероприятий губернатора;

• не замыкать все вопросы на себе – сформировать сильную команду и структуры управления;

• не оскорблять подчинённых и людей, пренебречь или минимизировать использование обсценной лексики;

• не выпячивать партийность, не пакостить оппозиции, не пренебрегать конституцией;

• демонстрировать системность работы и мысли.

VII. Выработать стратегию развития региона

• быть евангелистом и визионером, а не фантазёром;

• не раздувать и не переписывать постоянно официальную стратегию развития региона;

• не плодить нерабочие стратегии;

• лично обсуждать стратегии с профессиональными сообществами;

• управлять стратегическим развитием через послания.