Но местный Минкульт готов продолжать дело экс-губернатора Морозова. Утром 8 апреля стало известно, что губернатор Морозов покидает свой пост, а после обеда срочно начался снос бывшего кинотеатра «Родина», в защиту которого горожане обращались к губернатору. Изувеченное здание стало символическим итогом 16-летнего правления Сергея Морозова.
На следующий день, 9 апреля, глава регионального Минкульта Евгения Сидорова в своем официальном ответе защитникам «Родины» дала понять, что культурная политика, жертвой которой становятся знаковые для города объекты, остается в силе.
Реконструкция как фиговый листок
“Курьер” писал несколько раз о том, что на месте бывшего кинотеатра «Родина», где последние б лет размещался ТЮЗ, планируют поставить новое здание для театра. Что общественность сопротивлялась уничтожению «Родины». По этому поводу было составлено обращение к губернатору, которое собрало более пятисот подписей. Кроме того, инициативная группа ульяновских архитекторов обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать сохранению исторического здания.
Все последние дни число горожан, негодующих по поводу уничтожения «Редины», быстро растет. Люди активно выражают свое отношение к происходящему в соцсетях. Вот только несколько откликов: «Каждый день мимо проходим. Это ужасно», «Попрощалась с ним. Грустно и больно», “Не могу на это смотреть. Какое же варварство”, «Мне запомнится как символ ухода губернатора». «Постарались успеть до «смены власти».
События вокруг «Родины» демонстрируют методы и уровень, на котором региональный. Минкульт решает свои задачи. На заборе, за которым происходит разрушение – информационный щит с паспортом объекта, в первой же строчке которого написана, мягко говоря, неправда «Реконструкция здания». Реконструкцией в соответствии с п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ называют изменения параметра объектов капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). А вот если объект сносят, и на его месте создают новый, — это называется строительством (п. 13 ст. 1 ГрК РФ). В случае с «Родиной» слово «реконструкция» стало чем то типа фигового листка, которым местная власть прикрыла откровенный срам – снос «живого» объекта культуры под знаменами национального проекта «Культура». Нацпроект, по которому регион получил федеральные деньги на новое здание ТЮЗа, по сути своей призван поддерживать процессы созидания, то есть ремонт, реконструкцию или строительство, но никак не разрушения. Возможно, федеральные чиновники, согласовывая ульяновский проект, просто не вникли в его особенности, а, может, слово «реконструкция» по договоренности расширили до какого-то особого понимания Но такие вопросы в компетенции прокуратуры. И если она захочет ими заняться, то получит богатейший материал, потому очень многие горожане, прощаясь с «Родиной», ведут сейчас фотохронику ее уничтожения. В соцсетях масса снимков, на которых можно рассмотреть, что разрушают не аварийную постройку, а крепкое здание, которое еще могло бы послужить городу.
Пригласили в соучастники
9 апреля, когда снос «Родимы» уже шел полным ходом, на письмо ульяновских архитекторов президенту России, ответила глава местного Минкульта Евгения Сидорова (все-таки гениальное изобретение перенаправлять письма по проблемам именно тем, кто эти проблемы и породил). Этот стандартный чиновничий ответ примечателен явной издевкой и своим финалом госпожа Сидорова пригласила архитекторов стать «соучастниками» министерского дела. В каком качестве, не уточнялось, но если исходить из того, что человек, занимающий кресло министра искусства и культурной политики, должен неплохо владеть хотя бы родным языкам, то предложение сомнительное, ведь соучастники бывают преимущественно у неблаговидных и дурных дел, так это слово трактуют все без исключения словари. Может, и ошиблась министр в подборе слова, но по сути все верно. Уничтожение «Родины» дело все-таки дурное, а оправдание его тем, что здание не являлось объектом культурного наследия и не имело архитектурной ценности лукавство. Отсутствие юридического статуса не отменяет историко-культурной значимости. Уж кому бы как не министру это понимать.
Пятый год под окнами власти стоит заброшенное здание филармонии, построенное по проекту знаменитого архитектора Федора Ливчака. Оно признано и объектом культурного наследия, и жемчужиной симбирской архитектуры, однако его так же, как и «Родину», ведут к разрушению, только другими путями. Недавно власть передала камерное здание филармонии. Государственному ансамблю песни и танца “Волга” и пообещала, что скоро начнется его реконструкция. И поскольку для размаха «Волги» в филармонии просто места нет (разве что снести колонны в фойе и там танцевать), это решение выглядит не просто странным, а фантастическим Похоже, его изобрели только для того, чтобы хоть как то замять неприятную для предвыборной поры тему. Все идет к тому, что филармония останется бесхозной, а со временем и без помощи танцоров разрушится.
Не легче ситуация с домом по ул. Гончарова, 24, где в дореволюционном Симбирске размещался кинотеатр «Ампир», а в советском Ульяновске – «Художественный». Это тоже объект культурного наследия, но с 2019 года нет никакой информации о том, что с ним творится. Известно, что здание в аварийном состоянии, что там было отключено отопление, что принято решение передать его Молодежному театру, но деньги на ремонт не выделяют, а по мере разрушения здания средств на его восстановление надо все больше и больше, а значит, решение проблемы отодвигается куда-тo за горизонт. Ситуация практически та же, что и с филармонией. Но разрушение «Художки», разместившейся в сердце главной улицы города, станет сенсацией похлеще, чем тихое сползание филармонии вниз по косогору.
С декабря 2018 года из-за ремонта был закрыт Художественный музей. Недавно ремонт завершили, но один зал так и не открыли для посетителей, потому что крыша над ним по-прежнему течет. Однако это не помешало профильному министерству с помпой отчитаться о проделанной работе. Напомним, что Художественный и Краеведческий музеи с 1932 года делят площади дома-памятника И.А.Гончарову и из-за тесноты показывают не более десяти процентов того, чем владеют. Об этой проблеме и музейные работники, и все культурное сообщество говорят годами, десятилетиями. Но властъ не может или не хочет найти решения проблемы. Сам дом-памятник в этом году отмечает 105-летие, и поскольку с хронически текущей крышей он может не дотянуть до круглой даты, стоило бы и нынешний его юбилей хоть как то отметить.
Время дилетантов
На самом деле «поминальник» объектов культурного наследия, которые уже на ладан дышат, гораздо длиннее. А если посмотреть на проблему в масштабах всей области, то ему конца не будет
И хотя созидательных задач у местного Минкульта много, он сосредоточил свое рвение на уничтожении крепкого и красивого здания, где можно было бы разместить клуб, школу искусств. Пушкинский центр (раз уж на улице Пушкина) или еще что-то.
Причем это разрушение не было вынужденным. О том, что ТЮЭу очень неудобно в здании бывшего кинотеатра, и он остро нуждается в приспособленном для своих нужд помещении, было известно и 16 лет назад. Но за это время власть не нашла места для строительства нового здания. Можно было сохранить «Родину» и сделать удобный для театра пристрой, но и зтот вариант чиновники не рассматривали. Обвиняя архитекторов в том, что они раньше не подключились к обсуждению проекта, Минкульт как то оставил за скобками, что все площадки для обсуждения градостроительных тем с профессионалами власть давно и намеренно уничтожила. Что никакого конкурса и не было, а был тендер, в котором архитектурные решения не рассматриваются, а учитываются только цена и сроки. Примечательно, что звезда «Родины» и губернатора Морозова, который презентовал проект вот такой ее «реконструкции» как достижение региона, закатилась практически одновременно. Так они вместе и войдут в историю. Но у истории всегда есть продолжение, и во фразе «Родину» снесут» (заголовок первой статьи, опубликованной в «Курьере» в защиту исторического здания в номере за 19 февраля) впору вокруг слова «Родина» снимать кавычки. Потому что Родима – это в каком-то смысле еще и погибающие здания филармонии и кинотеатра «Художественного», это уничтоженный стадион “Спартак”, разрушенный кинотеатр «Рассвет», ЦУМ, превратившееся в яркую обувную коробку, ДК «УАЗ», безвкусно перелицованный в керамогранит, умирающая улица Автозаводская и многие-многие другие объекты, улицы, общественные пространства, по которым когда-то и составлялось представление об Ульяновске. Сейчас город стремительно теряет свое лицо, свой культурный код, и это продолжится до тех пор, пока архитектурные и градостроительные решения будут принимать дилетанты с административным ресурсом, которые считают бессмысленным прислушиваться и к мнению профессионалов, а общественность вообще в узор не видят.