В феврале аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова опубликовал данные опроса, в котором приняли участие руководители и владельцы пяти тысяч компаний из всех регионов России. Главный итог: в 2021 году российский малый и средний бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и на пике пандемии. Основные из них — слабый спрос, невозможность платить налог на имущество и оплачивать аренду, нехватка средств на выплату зарплат сотрудникам и страховых взносов с фонда оплаты труда.

Лишь пятая часть опрошенных не зафиксировала в 2020 году снижения спроса на свои товары и услуги, остальные констатировали падение, многие — более 40 процентов — не меньше чем в полтора раза. У шести из десяти компаний выручка упала на треть, почти половина (45 процентов) урезали фонд оплаты труда.

Оценки ближайшего будущего тоже не блещут оптимизмом: у трети компаний в начале 2021 года оборот продолжал снижаться, у каждой четвертой — сохранился на прошлогоднем уровне, каждое десятое предприятие готовится к закрытию бизнеса. И лишь 19,1 процента участников исследования говорят о постепенном восстановлении потерь 2020 года.

Подрывают финансовую устойчивость и вынужденная необязательность контрагентов, не платящих за уже поставленные товары и услуги, невозможность оплачивать коммуналку и проблемы с логистикой.

И если в прошлом году лишь 1,7 процента руководителей и собственников бизнеса заявили, что инициировали процесс банкротства, то сейчас об этом думают на порядок больше бизнесменов – 10,9 процента.

Вероятно, ситуация выглядела бы еще хуже, если бы государство не приняло несколько пакетов мер поддержки. Хотя представители отраслей, не вошедших в перечень наиболее пострадавших от пандемии, и не могли на них рассчитывать. Около четверти опрошенных бизнесменов даже не пытались получить господдержку в кризис, а почти треть (31,8 процента) не смогли ею воспользоваться.

Однако первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Сергей Калашников считает, что основной причиной спада экономики является не коронавирус, а снижение покупательной способности населения, которое наблюдается с 2014 года. И виновата в этом финансовая политика государства.

Антон Свириденко, советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, уверен, что нужно менять генетический код нашей экономики как по финансовой, так и по административной линии. И пару раз такое в жизни России происходило: реформа Столыпина и НЭП.

С другой стороны, президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин на Красноярском экономическом форуме заявил, что из-за пандемии в России закрылось 220 тысяч предприятий малого бизнеса, но официальная занятость в отрасли выросла на 1,3 процента.