Ранее уже публиковавшаяся нами статья из издания: Город Ульяновск — мекка советского модернизма. Как и для большинства городов, на его развитие повлияло стремление сформировать Ульяновск в качестве крупного транспортного узла и его индустриальное наследие. Однако, уникальность Ульяновска в воздействии идеологического фактора — на протяжении полувека город строился как «витрина» развитого социализма, что определило своеобразие пространственно-планировочной структуры и среды. Книга содержит более 25 ярких сооружений в стиле модернизм, обобщающий хронологический текст редакторов-составителей монографии, портфолио наиболее значимых объектов и статью исследователя советской модернистской архитектуры Ольги Казаковой, в которой наследие Ульяновска предстает в общемировом контексте развития архитектуры второй половины XX века. Появление этой книги, являющейся плодом коллективного труда практикующих современных российских архитекторов, связано с попыткой переосмыслить опыт архитектурного развития Ульяновска в 60–70-е годы XX века и оценить его как профессиональный феномен, отодвинув на второй план идеологические факторы. Город Ульяновск для Советского союза имел самое принципиальное значение — здесь название говорит само за себя. Ульяновском исторический Симбирск стал в 1924 году, однако по-настоящему за город взялись в середине 1960-х годов, к полувековому юбилею советской власти (1967) и столетнему юбилею его главного уроженца — Владимира Ильича Ленина (1970), и за следующие двадцать лет преобразовали его «что надо», не оставив фактически камня на камне от древнего волжского города. Город Ульяновск для Советского союза имел самое принципиальное значение — здесь название говорит само за себя. Ульяновском исторический Симбирск стал в 1924 году, однако по-настоящему за город взялись в середине 1960-х годов, к полувековому юбилею советской власти (1967) и столетнему юбилею его главного уроженца — Владимира Ильича Ленина (1970), и за следующие двадцать лет преобразовали его «что надо», не оставив фактически камня на камне от древнего волжского города. В этом отношении судьба Ульяновска близка судьбе другого волжского города — Тольятти, бывшего Ставрополя, тоже капитально перестроенного в 1960-е – 70-е годы. Но в Ставрополе не родился Ленин, и его архитектура — это прежде всего типовая жилая застройка, хотя и не лишенная привлекательности для любопытного исследователя. Утраты архитектурного наследия Ульяновска в ХХ веке были весьма значительными, как и утраты многих древних русских городов. Но, в отличие от этих «многих», потерявших безо всякой компенсации, Ульяновск получил взамен необыкновенно выразительное собственное лицо, образ, мгновенно считываемый с любой открытки или фотографии, радикально отличный от типичных русско-волжских, милых сердцу «куполов над рекой». Он стал «визитной карточкой», «лицом» стиля, который мы сегодня называем «советским модернизмом». Вторая половина 1960-х – 1970-е годы были периодом расцвета архитектуры модернизма в СССР, и совершенно закономерно, что именно эта эстетика и определила облик радикально перестроенного в эти годы Ульяновска. Важно другое — волею судеб и архитекторов, в этом городе сосредоточились объекты очень высокого уровня, не уступающие ни столичным, ни даже иностранным своим современникам.
Предлог «даже» здесь не случаен. Как известно, в архитектурной истории Европы и США выделяют несколько «волн» модернизма, первая из которых пришлась на 1920-е годы, а вторая, «послевоенная» волна — на конец 1940-х – 1960-е. Положение советской архитектуры и ее героев в этих двух периодах абсолютно различно. Если в 1920-е годы Советский союз находился в авангарде современной архитектуры, то после Второй мировой войны советская архитектура пошла «своим путем», и создала неповторимый «сталинский ампир». Добившись, бесспорно, многого в этом стиле, советские архитекторы, тем не менее, на десять лет оказались вне русла мировых архитектурных тенденций, и это не прошло бесследно для профессии. Собственно говоря, многие приемы формообразования, используемые и западными, и советскими архитекторами-модернистами второй волны (начавшейся в СССР, как уже было сказано выше, на десять лет позже), были продолжением разработок архитекторов Европы, Америки и Советского союза еще 1920-х годов, то есть — первой волны модернизма. Однако в СССР собственное наследие авангарда было за прошедшие тридцать лет не просто забыто, но — стерто из памяти, связь с ним была разорвана. Причиной такого разрыва стала мощная антипропаганда окрещенного «формализмом» и заклейменного позором архитектурного авангарда в сталинскую эпоху, когда после 1932 и до 1955 года положительное к нему отношение было пагубным по крайней мере для карьеры архитектора. Наследие отечественного архитектурного авангарда стало возвращаться в профессиональное, а затем, очень медленно, и в массовое сознание, именно через усвоение в конце 1950-х годов опыта западного модернизма. Надо сказать, для массового сознания этот процесс до сих пор не завершен. Только в самом конце 1960-х годов трудами Селима Омаровича Хан-Магомедова и Вигдарии Эфраимовны Хазановой осторожно началось изучение опыта собственного, отечественного.
Таким образом, когда в 1955 году, после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», произошла «архитектурная перестройка», разворот на 180 градусов, советские архитекторы на несколько лет оказались в растерянности перед лицом срочной необходимости поиска нового архитектурного языка, архитектурного голоса своей эпохи. Опереться на собственное авангардное наследие они по вышеназванным причинам не могли. Разворот этот произошел не «вдруг» и не по личной прихоти Хрущева — для него были веские основания и своя внутренняя логика. Но в результате советские архитекторы внезапно для себя очутились в некомфортном и непривычном положении на десять лет отставших, «несовременных», и они ощущали это очень остро. Такое положение естественным образом вынуждало оглядываться на ушедший вперед Запад в поисках образов и источников вдохновения, и влияние современной зарубежной архитектуры на советскую архитектуру конца 1950-х – 70-х годов прочитывается весьма явно, начиная с ее самых первых образцов — советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе, конкурсных проектов Дворца Советов на Ленинских горах или кинотеатра «Россия» на Пушкинской площади в Москве. Более того, само понятие «современный» в общественном и особенно профессиональном архитектурном (впрочем, как и художественном) понимании этого времени оказалось тесно переплетенным с понятием «западный», и это явно видно и из профессиональной прессы, и, собственно, из реализованных объектов того периода.
В то же время, обвинение советских архитекторов-модернистов в прямых заимствованиях и в плагиате были бы несправедливыми и ложными. Формы и приемы этого стиля, хоть и стартовавшего в СССР на десять лет позже, чем в капиталистических странах, оказались органичны и для советского профессионального и, самое главное, общественного сознания того времени и потому были им приняты. Более того, пришедшая «снаружи» архитектура модернизма буквально за несколько лет стала восприниматься как отражающая и воплощающая ценности именно коммунистического строя, в первую очередь, как не парадоксально это может прозвучать для сегодняшнего уха — гуманизм, а также — веру в прогресс и устремленность в светлое будущее. Так случилось потому, что, несмотря на раскол по политическому признаку, мир западной цивилизации продолжал оставаться единым, и советский человек шестидесятых годов отличался от человека европейского или от американца меньше, чем того, возможно, хотелось бы политикам, и чем пыталась приподнести государственная пропаганда. Модернизм также часто называют «интернациональным стилем». Сегодня он также может быть назван «интерполитичным», исходя из той легкости и быстроты, с которой ему удалось в середине 1950-х годов перешагнуть через железный занавес. Для коммунизма, конечной целью которого была победа мировой революции и установление своего политического строя во всем мире, без исключений по странам и нациям, такой единый, однородный архитектурный стиль по своей сути был в высшей степени органичен. Впрочем, именно эта черта модернизма стала причиной его дальнейшей критики и обвинений в монотонности и безликости, но это было потом.
Например, свойственные многим, и советским и западным модернистским архитектурным комплексам и градостроительным решениям, огромные пространства между свободно расположенными зданиями, площади, которые с трудом охватывает взгляд и пересечь которые бывает так непросто в случае ветра или другой непогоды, оказались удивительно органичны для советской государственной любви к многотысячным парадам и шествиям на 1 и 7 ноября, а затем и на 9 мая, да мало ли достойных поводов и дат. Впрочем, можно говорить и об органичности таких пространств и для привыкшей к размаху и просторам русской души — у нас, чай, не Япония, нечего мелочиться. Другое дело, конечно, вопрос их соответствия нашему суровому климату. Градостроительное решение центральной части Ульяновска, с его вытянутой вдоль Волги мемориальной зоной, включающей в себя две протяженные площади — Ленинскую и Мемориальную, объединенные эспланадой, не стало исключением, а скорее — демонстрацией наиболее характерных планировочных принципов модернизма. Масштабное градостроительное и архитектурное преобразование Ульяновска началось в середине 1960-х годов. С точки зрения истории советской архитектуры, это был тот весьма удачный момент, когда советским зодчим за прошедшие с выхода переломного «Постановления об излишествах» десять лет удалось уже вполне освоиться в приемах и эстетике модернизма, и в то же время — когда он не успел еще «набить оскомину» и начать вызывать стремление к переработке и дополнениям (а этот процесс уже начался на Западе, где в это время уже начинал набирать силу постмодернизм, а 1972 год был объявлен критиками «датой смерти» модернизма), оставаясь чистым и, самое главное, современным. Стиль был на взлете в СССР, и возможности его воплощений — колоссальные. Собственно, в это время и возможности, и положение советского государства было, может быть, наиболее выигрышным за всю его не такую уж долгую историю.
Объявленный партией и лично Н.С. Хрущевым курс на экономию при строительстве, в основном-то и подтолкнувший в середине 1950-х к обращению к этому стилю на государственном уровне, острее и болезненнее всего ударил именно по жилищному строительству, где идея экономии средств доходила иногда до абсурда. Что же касается общественных зданий, особенно — принципиально значимых для города или важных с точки зрения идеологии, а таких было немало, то здесь финансирование и выделялось государством, и дополнительно «выбивалось» настойчивостью авторов. В любом случае, одним из основополагающих импульсов архитектуры модернизма, как западного, так и советского, как 1920-х годов, так и послевоенного, является импульс к созданию новых масштабных пространств, «новых миров», не важно — на пустом месте или на месте разрушенных старых. Модернизму свойственно стремление к преобразованию до неузнаваемости и спокойное, в общем — до равнодушия, отношение к сложившейся исторической среде. В Советском союзе этот творческий импульс замечательно совпадал с государственной идеологией, а случае с Ульяновском именно он привел к созданию единого, комплексного городского пространства в центральной части города, где объекты архитектуры модернизма находятся в сложном и многообразном диалоге, что хорошо прочитывается.
Такой диалог, такая ансамблевость центра города стала возможной в результате его масштабной застройки в короткий срок, практически, на одном дыхании. Темп и масштаб были заданы московским десантом — командой из ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений, во главе с директором института Б.С. Мезенцевым, в составе М.П. Константинова, Г.Г. Исаковича и В.А. Шульрихтера, приехавшим проектировать и строить Ленинский мемориал. Здесь стоит отметить, что ЦНИИЭП этот не был рядовым институтом, а был создан в 1960 году специально для проектирования главного советского здания по версии эпохи Н.С. Хрущева — Дворца Советов на Ленинских горах в Москве. Дворец, как известно, не был реализован (Хрущев передумал), и вместо него построили по проекту М.В. Посохина Кремлевский дворец съездов, однако команда была собрана лучших из лучших, и это не могло не отразиться на дальнейших результатах ее работы. В Ульяновске коллективом под руководством Б.С. Мезенцева были построены Ленинский мемориал и Дворец профсоюзов. Приглашение архитекторов из Москвы было, с одной стороны, обычной практикой, с другой — стало следствием того колоссального значения, которое придавалось на государственном уровне реконструкции Ульяновска. Ульяновск в 1965 году был официально объявлен местом Всесоюзной ударной комсомольской стройки, строительство велось ускоренными темпами, лозунг «пятилетка за три года» был действительно воплощен в жизнь — ленинский мемориальный комплекс был заложен в 1967 году, к пятидесятилетию революции, и сдан в 1970-м — успели ко дню рождения В.И. Ленина.
Мемориальный комплекс в родном городе вождя мировой революции был первым и самым большим по своему масштабу в брежневской программе строительства музеев Ленина, в связи с его (Ленина) столетним юбилеем, по всему Союзу, включая Москву (не был реализован), Казань, Улан-Батор, Ташкент, Киев, Куйбышев (Самару), Алма-Ату, Фрунзе (Бишкек), Красноярск и другие города. Если Сталин и Хрущев планировали оставить свой архитектурный след на карте СССР в виде грандиозного столичного Дворца Советов, что им обоим не удалось, то брежневская эпоха как раз вполне успешно воплотилась в этих ленинских мемориалах, изменивших лицо центров многих советских городов. Первым в этом ряду стал мемориальный комплекс в Ульяновске, городе, где родился будущий вождь мирового пролетариата, последним — мемориальный комплекс в подмосковных Ленинских горках (закончен в 1987 году, архитекторы Л.Н. Павлов, Л.Ю. Гончар), где он умер. Проектированием центральной части Ульяновска, кроме группы Б.С. Мезенцева, отвечавшей за его «ядро», занимались также архитекторы и из других проектных институтов Москвы, Ленинграда, и самого Ульяновска. Объединенные единым стилем, сложившиеся в единый ансамбль, объекты, конечно же, получились разными и по своему виду, и по уровню архитектурного решения и его исполнения. Первой ласточкой модернизма в городе стала гостиница «Советская», главный фасад которой до боли напоминает прогремевшую московскую «Юность» (1961) Ю. Арндта. Эта «перекличка с центром» не вызывает ни малейшего удивления либо возмущения — во-первых, вряд ли можно было ожидать в первом же объекте неподражаемого шедевра, во-вторых — приемы и формы модернистской архитектуры кочевали не то что по стране, но по всему миру. Таков уж сам дух этого стиля. Даже главный объект всего модернистского Ульяновска, мемориальный комплекс, явно несет в себе черты архитектуры классика и родоначальника модернизма — Ле Корбюзье. Можно сделать даже более точную отсылку к конкретному объекту — вилле Савой в Пуасси 1929 года постройки, увеличенной в масштабе в несколько раз, и приобретшей несколько более острые, геометризированные формы. Сходство видно даже непрофессиональному взгляду — знать бы только, что такая вилла существует и как она выглядит. С другой стороны, в этом нет ничего удивительного — именно в этом своем произведении Корбюзье воплотил свои «пять принципов современной архитектуры», которые знали на зубок и пытались по-своему воплотить модернисты всего мира, а не только Советского Союза. Впрочем, пиетет, который испытывали советские архитекторы к Корбюзье, действительно трудно переоценить — его знаменитый портрет в круглых очках был атрибутом каждой проектной мастерской, если не каждого рабочего стола с чертежами и эскизами. С другой стороны, эти разработанные гением модернизма «пять принципов» и сегодня являются абсолютной, безоговорочно признанной классикой, почти такой же, как пять классических ордеров — только гораздо более молодой.
Вообще, Ульяновск, город на Волге с населением немногим более 600 тысяч жителей, в результате своей реконструкции 60-х – 70-х годов получил удивительно широкую панораму мировой модернистской архитектуры. Помимо своего Ле Корбюзье, здесь был и свой Оскар Нимейер — еще один кумир советских зодчих, убежденный коммунист, кстати, даже получивший в 1963-м году Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». Архитектура Нимейера производила сильное впечатление и оказывала влияние на архитекторов по всему миру. Это воздействие зримо ощущается в образе гостиницы «Венец», чей силуэт может напомнить нимейеровский Дворец национального конгресса в Бразилиа — модернистском городе, выстроенном в 1960-е годы по проекту Лусио Коста «в чистом поле» как новая столица Бразилии. Нимейер был автором почти всех важных зданий в этом новом городе. И бразильский Дворец, и ульяновский «Венец» построены на сочетании высотного и вытянутого по горизонтали корпусов-пластин, только если в Бразилии высотных «пластин» две и между ними на просвет видно небо, то в «Венце» этот прием повторен при помощи узкой вертикальной ленты оконного стекла, «рассекающий» на две равные части торцевые фасады высотного корпуса гостиницы. В архитектуре Ульяновска мы можем найти отсылки и к творчеству классика брутализма Луиса Кана (Педагогический институт, Дворец культуры профсоюзов, Технический университет), и к работам Мис ван дер Роэ (детская библиотека им. Ленина, Центральный дом быта, дом культуры им. В. Чкалова). Мозаичные панно на фасадах Дворца культуры им. 1 мая и школы №1 на Советской улице стилистически отсылают нас к вошедшей в это время в моду в СССР знаменитой мексиканской монументальной живописи, к работам Д. Риверы и Д. Сикейроса — не даром именно в 1965 году вышла мгновенно ставшая чрезвычайно популярной книга Л. Жадовой «Монументальная живопись Мексики». Можно ли на основании приведенных выше примеров говорить о некой вторичности советской архитектуры Ульяновска? Отнюдь нет. Модернизм, как и любой другой стиль, создается определенным набором приемов архитектурной композиции в сочетании с материалами, и советские архитекторы в Москве, Ленинграде, Ташкенте или Ульяновске пользовались теми же приемами, что и их коллеги в Европе и Америке. Очевидно, что работавшим над центром Ульяновска советским архитекторам и инженерам принадлежит не первая скрипка в ансамбле мирового модернизма, но архитектурная мелодия, которую им удалось написать из «модернистских нот», получилась и чистой, и оригинальной, созвучной своему времени и не потерявшей своей ценности вплоть до сегодняшнего дня. Архитекторам удалось самое главное — точно и достоверно, с потрясающей и сегодня честностью передать дух своей эпохи. И эта честность ясно видна и сейчас, несмотря на утраты, перестройки и обветшание, изменение функции, а иногда и запустение. Ульяновская архитектура «выдерживает время», а для архитектуры это — самое главное свидетельство подлинно высокого качества. Поэтому работа, проделанная за те двадцать лет, не только заслуживает, но и требует сегодня нашего уважения и благодарности. Отдельного упоминания, безусловно, достойны интерьеры модернистских объектов Ульяновска. Не только интерьеры Ленинского мемориала — они являют собой некий идеальный образец торжествующего советского интерьерного «официоза», сравнимый по качеству идеи и ее воплощения с Кремлевским дворцом съездов, но и гораздо менее формальные, камерные, обращенные к человеку и удивительно, просто невероятно стильные общественные интерьеры, предназначенные «для жизни». Это и интерьер ресторана гостиницы «Венец» с ее удивительным «светящимся» геометрическим потолком и футуристической осветительной арматурой, и интерьер кафе этой же гостиницы со оригинальной мозаикой. Потрясающее впечатление производит интерьер бассейна школы №1, со стеклянной стеной с панорамным видом на город и абсолютно футуристическими, как из фильмов про будущее, ровными рядами светильников-иллюминаторов на потолке. Очень схожий образ использовал в Москве Я. Белопольский для интерьера здания ИНИОН на Профсоюзной улице, и этот факт отчетливо подтверждает мысль о единстве стиля и его приемов, не «срисованных», но — навеянных самим временем. Чистый, высокого уровня образец классического модернистского интерьера — Дворец пионеров и школьников, заслуживающий, как и его московский «собрат» 1961 года, государственной охраны и максимально бережной научной реставрации. Все детали здесь — остекление, поручни, мозаика, люстры, мебель — образцы своей эпохи очень высокого уровня. Малые архитектурные формы и интерьеры — та часть наследия, которая наиболее подвержена исчезновению и забвению, и которая чрезвычайно важна для понимания стиля. Объекты советского модернизма, в том числе — объекты, расположенные в Ульяновске, принципиально значимом для советской истории этого стиля городе, чрезвычайно остро сегодня нуждаются в срочных мерах по реставрации, консервации и охране. Утрата любого советского объекта из описанных в данном издании не менее трагична для нас и для будущего, чем утрата объекта наследия XIX либо любого другого прошедшего века. Именно советская архитектура — часть нашей недавней коллективной памяти, общего прошлого. И она оказала свое влияние на формирование нас сегодняшних в большей степени, чем «преданья старины глубокой» — просто потому, что она к нам ближе, и мозаика «пионерский костер», возможно, может сказать нам о нас самих даже больше, чем фреска на стене древнерусского собора. Утрачивая объекты периода «советского модернизма», мы разрываем связи сами с собой, лишая себя шанса понять действительно важные вещи о своем месте и в сегодняшнем дне, и во вчерашнем, о своем месте на карте истории, философии и искусства ХХ века. И это место советского человека на этой карте было таким, что им можно было гордиться, и можно гордиться своим прошлым из дня сегодняшнего, и можно будет — из завтрашнего. Если не разрушать и не забывать, хранить и беречь, жить и помнить. ![]() |
|
|
мнение
дача Брежнева… неужели были такие времена, когда у людей была совесть и желания были в меру?..
Уточнение
Это вы про Галину Брежневу?
Капкан
У брежнева, по разным данным, в гараже стояло от 50 до 300 шикарных автомобилей. А простые граждане годами копили на горбатый «Запорожец»… Отдельные магвзины с дефицитными товарами для партийных шишек. Вот и вся «справедливость в СССР», которой и в помине не было.
Взгляд
Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л.И. Брежневу, а аппарату ЦК, но делались именно для него.
По воспоминаниям личного телохранителя Л.И. Брежнева Владимира Медведева, большое количество дарившихся Генсеку автомобилей объясняется тем, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит.После смерти Л.И. Брежнева коллекция была конфискована у его семьи и раздроблена.
Вадик
Ты походу так и не накопил на горбатый,потому что был тунеядцем и пьяницей
Алексей
Ахаха, никогда не было таких времён. Натура человеческая всегда возьмет верх. Пирамиду потребностей погуглите.
26 июля
Нью Джерси…
26 июля
!!!
Владимир Воронин»
За 18 лет брежневского правления 160 млн граждан СССР получили новое жильё на порядок более качественное, чем прежнее.
Тогдашний массовый организованный переезд из бараков и землянок в новые кварталы типовых МКД с полной социальной и инженерной инфраструктурой — событие радостное и, главное, безопасное.
За 18 лет путинского правления хаотичное индивидуальное переселение из хрущёвки в пионер-парк или иной современный точечный новострой без инфраструктуры — радостным и безопасным вряд ли назовёшь.
Русский ульяновец
Этот «советский модернизм» не вызывает ничего, кроме депрессии. Серость, везде одна серость. Осенью, когда льются реки грязи, так хоть вообще из дома не выходи и в окно не выглядывай. В Европе и Штатах такие дома есть только в гетто, где живут мигранты, негры и прочие неблагополучные слои населения. Почитайте, тем закончилась попытка построики жилья по примеру совка:
https://realty.rbc.ru/news/577d2b1b9a7947a78ce946ce
Хорошо, хоть сейчас начали отходить от «модернизма» и строить небольшие дома, вместо типовых 9-ти и 12-ти этажек. Нужно активнее формировать пригороды, а не впендюривать очередную «свечку» без инфраструктуры, но с квартирами по 2-3 миллиона.
геннадий
Как надоело это злопыхательство в отношении всего советского!!Я родился и живу в Ульяновске вот уже скоро 69 лет.Помню маленький захолустный городок,в основном одно-двухэтажный.Лошадей на Гончарова,развозящих молоко.одноэтажную Минаева.Мы радовались появлению первого ульяновского «небоскрёба»(магазин мелодия),нового стадиона,на месте грязного оврага,автомобильного моста через Волгу.А какой радостью было въехать из барака в «хрущёвку»!!!Вам этого не понять никогда!!Уезжайте в Европу,сейчас это можно,но только не скулите!Надоело!!
Русский ульяновец
Ну да, конечно. Вспомните ещё колбасу по 2.20.
Вся суть совка. Не нравится — вали! Жри, что дают! Вот ваши девизы.
Такая архитектура и скученность провоцируют преступность. Думаете, молодежные группировки появились в 90-е? Нифига. Они были ещё в 70-х годах, как раз во время вашего любимого развитого социализма.
Я
Да не было никакой скученности в 5-этажной застройке! Сейчас живу в 5-этажке 72-го года постройки, уплотнительная застройка до нас пока не добралась — шикарно тут пока что. Деревья под окнами, птицы поют. Даже 9-этажки в СССР не лепили друг на друга, а оставляли и широкие улицы, и просторные дворы. Места хватало и для детей, и для верёвок с пододеяльниками, и для турников. Машин меньше было, так что и им места хватало за глаза. Застройка 80-х стала поплотнее (потому что дома стали выше), но и то не сильно; на ту же старую Отрадную гляньте — дворы большие, полно зелени. Это в последние годы появилась мода строить по 16 этажей «окна в окна» с парковками вместо дворов — вот тут да, тут пошла скученность и гетто.
Павел Воля))
кухня 5 кв. м это конечно супер! Главное,что до всего можно дотянутся, не вставая со стула! Класс))
Взгляд
Загнули. молодежная преступность яркий всплеск получила с 1918 года, но корни свои имела еще при царизме. Так что поклоник едресни отдыхайте.
Капкан
Варвары снесли красивые исторические здания, вот и стал их городок унылым и захудалым. Вот только в 60-е вспомнили, что здесь родился ыльич, решили устроить показуху для иностранцев. В развитие города вбухали большие деньги, как итог, кое-что построили. Процесс урбанизации проходил не только в СССР, правда, в Европе и США у простых людей было гораздо больше автомобилей, жили они в комфортном жилье, которое даже внешне заметно отличается в лучшую сторону от советских хрущевок. Особенно это заметно в Калининграде, много язвительных шуток по поводу того, какие красивые и гармоничные дома строили немцы при капитализме и какие уродливые типовые коробки понатыкали советские.
Любители хрущеб и очередей за колбасой по 2.20 сами потихоньку «валят» туда, откуда не возвращаются. Таковы уж законы природы. А молодое поколение будет строить новую процветающую Россию, за которую потомкам не будет стыдно.
Я
Уже настроило молодое поколение… за каких-то 10 лет город изуродовали до неузнаваемости. Молодое поколение строит что хочет и где хочет, и плевать оно хотело на «архитектурный облик», «инфраструктуру» и прочую ерунду. Хочет — клубняк посреди одноэтажной индивидуальной застройки, хочет — ТЦ вырвиглазного цвета и заковыристой архитектуры возле исторических зданий, а хочет — 16-этажки рядами вплотную к узенькой двухполосной улочке. Главное, чтоб с каждого квадратного метра выбитого под строительство участка состричь как можно больше дензнаков от продажи построенных «площадей». Чую, потомки наши долго ещё будут вспоминать развесёлое начало 21-го века в России… им с этим настроенным жить. Мы-то скоро уйдём. А если тычешь нам в лицо «западом» — не забудь, что там в городе ты не имеешь права не то что построить что-то без подробнейшего согласования проекта, а даже покрасить фасад своего личного дома в цвет, не одобренный муниципалитетом, или там кондиционер подвесить на наружной стене. Вот потому там и красиво, а не потому что «свободы больше». Ровно наоборот.
Капкан
Это не молодое поколение строит, а все те же обучившиеся в вузах СССР, в крайнем случае, России 90-х архитекторы. В основном, строят коробки «в лучших советских традициях», как написали ниже. Результаты работы молодых увидим лет через десять и позже.
В Европе уважают свое историческое прошлое и сохраняют его. Свобода тут ни при чем. Ну а какое уважение к истории города может быть у тех, кто гордится сносом красивых старинных церквей?
И не являюсь я сторонником ЕР, партии перекрасившихся коммунистов.
и Вам не хворать
увидим…. если не рассыплется как бордюры нынешние…
Взгляд
за 18 лет построили те же коробки, кпд 2, запад — лучшие советские традиции. Капкан, вы точно с Ульяновска, России или вы ярый фанат болтовни Морозова и едресни
Престарелому совк**рочеру с деменцией
А за что нам его любить-то дядь?
За воспитание миллионов инфантильных дядь и теть с синдромом что нам кто-то должен? За разбазаренные русские Украину, Прибалтику и северный Казахстан? За геноцид русской культуры и коренного русского населения (благодаря этому в том числе и в Симбирске утрачена застройка, на которую туристы бы за деньги смотреть ездили)? За промышленность что не могла осилить запчасти к собственным автомобилям? За дефицит элементарных бытовых товаров? За коммуналки, за которыми годами стоять надо было? За привычку не работать на себя (ибо своего ничего нет) а строго по графику и до получки?
Я
Не надо путать типовую жилую застройку и архитектуру модернизма. Вспомните тот же ЦУМ, пока его не превратили в оклеенную рекламой обувную коробку. ЦУМ с Домом быта составляли отличный ансамбль. Та же гостиница Венец — разве она не хороша была, или здание педа на площади, или Дворец пионеров с Детской библиотекой? Да тот же Дом техники вполне неплох.
и Вам не хворать
РАБСТВО В СССР
Условия труда были просто невыносимо ужасными!
Мало того, что не давали работать более 8-ми часов в день, так если ты ещё и оставался, не дай, Бог, сверхурочно, то тебе насильно платили двойную зарплату.
Более того, если ты не в спецовке, выданной тебе бесплатно предприятием, то могли вообще не допустить до работы.
Насильно профсоюзы впихивали талоны на бесплатное питание и молоко.
Давали бесплатное жилье тем, кто не мог купить кооператив…
Короче, издевались, как хотели…
Верхом цинизма, конечно, были 13-я, 14-я, а, кое-где, и 15-я зарплата.
И, если от 13-й ещё можно было как-то отвертеться, попав, например, в вытрезвитель, или набив кому-то морду, то отвертеться от 14-й зарплаты, за выслугу лет, у рабов не было НИ ЕДИНОГО ШАНСА!
В субботу и в воскресенье, просто НАГЛЫМ ОБРАЗОМ закрывали заводы, чтобы, не дай, Бог, кто-то не припёрся бы на работу.
Исключение составляли только предприятия с непрерывным производственным циклом. И, те редкие счастливчики, которые работали на них, всё же прорывались на работу в выходные дни..
Но, Советской власти было МАЛО ИЗДЕВАТЬСЯ НАД НАРОДОМ НА РАБОТЕ!
Они выдавали от профсоюзной организации бесплатные путевки в Дома Отдыха, профилактории, туристические базы, ЧТОБЫ И ТАМ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЁ ЧЕРНОЕ ДЕЛО!
Уже в виде пыток 4-х разовым питанием, массажем, душем Шарко.
Измученные и обессилевшие люди надеялись, что, хотя бы вечером, их оставят в покое…
Но, не тут-то было! Вечером начинались уже моральные пытки. Танцы, массовик-затейник, и прочие…
Особого упоминания достойны издевательства над детьми. Не в силах избежать своего рабского положения, они вынуждены были в школе получать бесплатные учебники, бесплатные или почти бесплатные завтраки и обеды.
Естественно, так же, как и взрослых, летом детей тоже не оставляли в покое. Их насильно свозили в пионерлагеря, чтобы и там продолжать подвергать их пыткам.
Попав в кровожадные лапы пионервожатых, дети были лишены таких естественных детских прав, как пить, колоться, курить, ругаться матом…
Их мучали спортом, конкурсами, кормили 4-е раза в день… В общем, не расскажешь всех издевательств, которым подвергались дети…
И наглое, циничное советское государство, ещё и заставляло платить родителей за всё это. От 8-ми до 12-ти рублей за смену.
Обожжённые Солнцем (это пытки на пляже), вытянувшиеся (это их на дыбе) они, даже не взглянув на еду (сказались пытки едой), бежали во двор, чтобы обменяться с друзьями мнением о том, чей лагерь был самый жестоким и невыносимым…
В общем, нет прощения советскому государству за то, что пережил советский народ и советские дети!
Но, даже в этих нечеловеческих условиях жесточайшего ограничения свобод и рабства, они все-таки выжили!
Капкан
Хороший, качественный треп, советские это всегда умели делать, промывали мозги людям. А если человек не хочет работать на заводе, а желает открыть собственное дело? Почему нет возможности это сделать?
А если подросток не хочет в лагере маршировать с красной тряпочкой на шее под песни пахмутовой, купаться строго ограниченное время в реке Грязнухе, а хочет этим летом вместе с родителями Париж посетить? Почему нельзя?
Если все в СССР было так прекрасно, отчего же из страны столь неохотно выпускали граждан в туристические поездки по капстранам? Наверное, боялись, что их всех там завербуют злобные шпионы из вражеских разведок? Так сами партийные в первую очередь за границу и ездили, для иных это была цель жизни, «шли по головам», лишь бы выбраться из серости и убожества. А какой смысл вербовать простых трудяг?
Просто боялись, что после посещения капстран у советских будет культурный шок, все россказни из учебников и ТВ про загнивающий Запад и угнетенных европейских рабочих окажутся явной ложью. Все сразу увидят, где люди живут лучше и комфортней, задумаются, не пора ли менять систему и вырываться из коммунистического рабства.
Взгляд
Не нужно представлять советских людей идиотами и болванами. Большинство все прекрасно понимали и знали. Просто люди в то время знали, что образование на всех уровнях бесплатное, что каждый будет обеспечен работой, стабильная зп, хорошее здравоохранение и была цель построить светлое будущее. А что сейчас, да все наоборот, и живем одним днем,т.к. никто не знает что будет завтра, значит нет уверенности, даже у богатых
Капкан
Были в СССР и плюсы — к примеру, военная промышленность и связанные отрасли, в этом были на уровне с США — тратили огромные средства. Во многом отставали от передовых капстран, социалистическая экономика могла произвести «Жигули», но не «Мерседес». Врачи и училки вымогали взятки только так, а найти работу не по специальности было труднее. И очень жалко советских женщин, которые часами стояли в очередях, работали в тяжелых условиях, с трудом «доставали» приличную одежду и косметику, все ради светлого будущего.
Логично, что сейчас нет уверенности. Сейчас же свобода, и из каждого утюга несутся страшилки, каждый год одно и то же: «скоро голод/дефолт/крах экономики/гражданская война/конец света»… Ну так не нужно слушать этих врунов, тогда и уверенности прибавится.
Капкан
1)щас то мы стряпаем «ластадес»,которому по-прежнему до мерса далеко,зато стоит как половина его самого.
2)» Врачи и училки вымогали взятки только так,»—это я про нонешнее положение вещей.
3)»очень жалко советских женщин, которые работали в тяжелых условиях,»—(по 8 часов вдень из которых один час на обед,а не как щас на «уазе» 8 часов работы+1 час обед
4)обожаю синие колготки:)
показать?;)
«вестадес»?
Ахаха!))
Директор
В советское время было много плюсов и не менее и минусов: Работать заставляли ВСЕХ трудоспособных граждан — иначе статья, жилье приходилось либо нелегально снимать — либо проживать в общежитиях ( со своей неповторяемой аурой) дождаться своего жилья по очереди многим не удалось до конца жизни, работать можно было, но ЗАРАБАТЫВАТЬ легально можно было только на золотых приисках или подобных работах, потратить заработанные деньги было НЕ НА ЧТО — практически ВСЕ ЦЕННОЕ распределялось по очереди и спискам, путевки и санатории тоже распределялись через профсоюз который взимал вовсе не копеечные взносы с и так небольшой зарплаты, медицина была вовсе не на высоте — очереди к врачам зашкаливали, лечили только от простых заболеваний, уровень жизни очень сильно зависел от наличия градообразующего предприятия или отрасли способной спонсировать и социальные затраты и строительство жилья ( спецснабжение, спецпоселения,города — столицы и тп.тд.). Плюс идиотизм идеологической обработки населения, возврат которого наблюдается в последние годы в Росии. Так что некоторые успешно шиковали за счет других в советское время, по которому сейчас ностальгируют.
Стрекоза
«проживать в общежитиях» — хорошо, что их похерили и теперь только или снимать или бомжевать
«медицина была вовсе не на высоте — очереди к врачам зашкаливали, лечили только от простых заболеваний» — а теперь заплатил и никакой очереди…или не заплатил и умер
«уровень жизни очень сильно зависел от наличия градообразующего предприятия или отрасли» — зато теперь что Москва, что Ульяновск — ваще без разницы…
«Работать заставляли ВСЕХ трудоспособных граждан — а вот это реально жескач! тут я с вами солидарна ))))
капкан,директор,я,русский ульяновец
Стараюсь с разных аккаунтов изо всех сил!)
Такова наша нелёгкая кремлеботная доля!
мел
Реки грязи льются не из-за того, что дома типовые, а из-за того, что газоны разворочены, тротуары разбиты. Идет безостановочная замена плитки и бордюров временщиками-халтурщиками. Продавцы из киосков «парашу» выплескивают на улицу.
50 лет назад были сделаны грандиозные вложения в городскую инфраструктуру. Объемы капитального строительства огромны. Но дальше за всем этим нужно ухаживать. На улицах нужно убираться. Дома, между прочим, можно и нужно поддерживать в хорошем состоянии, тогда будет красиво и не серо. Свинарник можно хоть из хрусталя построить, но если вести себя как свинья, все равно будет грязь и вонь. Проблема-то не в архитектуре, а в отношении людей к своему городу.
На фотографии — Женева. Тоже серенько.
Капкан
В Швейцарии было распространено религиозное учение «кальвинизм» — строгость и аскетизм, минимум развлечений, максимум работы. До сих пор сохраняются прежние традиции, менталитет, что передает и архитектура.
А порядка на улицах Ульяновска нет, проблему отчасти решит лишь серьезное повышение штрафов для тех, кто мусорит. Ну не научили их в советской/постсоветской школе, что мусор нужно выбрасывать в урны, а не себе под ноги, куда придется. Под окнами многоэтажек зачастую слой из окурков, битого стекла, оберток и рыбьих костей, хотя в домах есть мусоропровод…
Взгляд
В советское время было чище. Научили, в той же Белорусии, где сохранились традиции СССР, чище в разы. Просто если никто не следит за чистотой, то и плевать всем, отсюда и мусор
Капкан
Далеко не всех научили, к сожалению. Вряд ли человек, приучившийся с детства соблюдать чистоту, при смене власти изменится и начнет свинячить. Как и наоборот.
А то, что было чище, вполне логично. Тогда меньше было ярких упаковок, некоторые материалы вообще не использовали в СССР. Выброшенные картон и бумага сгнивали быстрее.
и Вам не хворать
да не в советское время не научили, а в перестроечное все проср…ли!, когда объявили всевозможные «свободы» и весь мусор с запада притащили
Капкан
Согласен! В СССР с детства приучали к чистоте. Ни то,что был свинарник,что в царские дореволюционные годы,что сейчас,тоже самое.
Гость
И снова путают типовую жилую застройку с СМ…
Лучи
Одно слово Ульяновск-большевистская совдепия, серость и убогость, толи дело Симбирск!!! Симбирск город Карамзина, братьев Языковых, Гончарова!!! Придёт время и упыря ленина забудут и выбросят из мовзолея и городу вернут исконное Имя!!
Гость
Унылый вброс, без фантазии
на троечку
с минусом
Капкан
Я старался!(
ТАтьяна
Дача Брежнева и его автомобили были государственной собственностью и н принадлежали ему лично. В отличие от нынешних политиков, которые закрепили очень немаленький кусочек за собой и наследниками
Лучи
Есть такая песня Маргулиса «А Таня по прежниму дура». Предлагаю послушать.
Взгляд
«Папу награждали решением Политбюро, ЦК. Да ну и что, что он любил ордена? Ведь это безобидная причуда. Он же не квартиры и дачи присваивал, да и заграничных счетов у него не было… А что ордена — так это ведь самый дешевый способ отблагодарить человека, который так много сделал для страны. Почти все потом же и забрали. Не постыдились издавать по этому случаю указы. Первым изъяли орден Победы. По стоимости этот орден был самый дорогой: там много бриллиантов, рубины… Отобрали все ценности, которые папе дарили. Всю коллекцию оружия отобрали, когда еще папино тело не остыло. Отобрали все машины. Даже квартиру опечатали — потом там почти все пропало. Отобрали все ценное — все, что блестит…
Не совсем ясно, что Г. Брежнева понимает под словом «отобрали», так как многие из машин коллекции находились в собственности аппарата ЦК КПСС, а не лично Леонида Ильича или его семьи».
и Вам не хворать
хамить зачем человеку, который имеет свое мнение и высказывает его? или тоже в Вашем хамстве, замаскированном под «творчество» Маргулиса, советские времена виноваты? А между прочим слово МАВЗОЛЕЙ неправильно написали… вот где умственные способности критиковать надо))
Капкан
А за какие заслуги бриллианты получала его дочь?
Факт один — глава страны катался, пока не помер, на шикарных автомобилях и мог выбирать любой из десятков или сотен. Обычные же люди были лишены такой возможности. Как были лишены и шанса отдыхать на дачах партбоссов, заседать в дворцах, охотиться в специальных угодьях, постоянно лечиться у лучших врачей. Чем же генсеки принципиально отличались от царей, которых так полоскали в советской пропаганде?
Взгляд
Вы да же не представляете, но сейчас все так же и еще хуже. Пример, дочери Путина, Пескова дочка. Вы батенька или тетенька какой-то наивный, или бот едроссовский?
Капкан
Это все понятно, люди, имеющие реальную власть, обладают большим количеством материальных благ. Лишь ушибленные советским учебником полагают, что в СССР были равенство и справедливость, верят, что может наступить коммунизм.
Капкан
А разве не видно.что я кремлебот?
и Вам не хворать
там хоть одна дочь получала…. а сейчас сват, брат, шурин, деверь…. и у каждого еще столько же….
Алексей
Так это в корне меняет дело. Автомобили в гараже материализовались сами, он их не хотел.
Автодром
Один мой хороший знакомый закончив Самарсктй авиационный ,распределялся в конце 80 на УАПК , сразу призвали на службу . На работе еще , его кое как заставили написать заявление , в очередь на жилье . После службы Леха пришел на завод , чтобы перевестись в Самару ,. Ему ответили бы дурак , у тебя очередь подошла на однушку . Ну Леха на радостях загулял и попал в трезвяк . Его на сто человек продвинули ., и так два раза . На третий раз сказали , стройку сворачивают смотри . Успел получить в монолитке , где то в гонце нового города . Это в продолжении , как херово было при советах !
Советский
Было правило:попался пьяный на работе—становись в конец очереди на квартиру. Вполне справедливо!
Гость
Это к вопросу, как человека заставить быть человеком
Владимир Воронин»
Профсоюзы и Венец январь 1978…
Неугомонный Дед Соколов
На своей шкуре познали что такое квартирное рабство…
Народ плохой, его только драть
Царь и бояре умнички
Житель Хрустальной
После заявления автора:…»В этом отношении судьба Ульяновска близка судьбе другого волжского города — Тольятти, бывшего Ставрополя, тоже капитально перестроенного в 1960-е – 70-е годы»…,
Сразу зарождаются сомнения в его знаниях и профессионализме.
Известно ли вам, автор, что Ставрополь,(Ставрополь-на Волге), был перенесен, из-за открытия Куйбышевского водохранилища?
То есть как город , был отстроен фактически с нуля!
На новом месте!
Что за параллели вы рисуете, уважаемый? Зачем начинаете, с передёргивания?
Ну вот вам хотя бы ссылка самая простая об истории города:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Тольятти
Юрий
Хороший ролик! СССР — развитие, всё было просто и удобно, во всём была перспектива.