Для многих жителей Ульяновска и (особенно) области главным источником питьевой воды являются родники. Однако насколько эта, казалось бы, природная и очищеная вода соответствует нормам? Во-первых, вода родников очень разная уже в силу природных качеств, которые не всегда полезны. Жесткая питьевая вода (которую набирают, например, в меловых родниках Сенгилеевского района) является одним из главных факторов возникновения песка и камней в почках. Во-вторых, есть и техногенная нагрузка. Кто контролирует состояние воды? На нас вышел бывший работник профильной структуры с актуальной жалобой и характеристикой ситуации.
Параллельно мы запросили информацию по контролю за состоянием воды в родниках и статистике заболеваемости мочекаменной болезнью по районам области Министерстве природы и Министерстве здравоохранения.

Сначала информация от нашего источника:

“В 2016 году ОблКомХоз получил задачу проверить воду на ph и мех.примеси во всех муниципальных округах, где установлены котельные. Естественно по ходу заезжали практически в каждый родник или источник воды. Была составлена карта и таблица, которую отдали в минздрав. Оказалось, что урологические заболевания были на пике в Инзенском и Сенгилеевском районах, именно там, где мы обнаружили “нехорошую” воду. Удивительно, но самая чистая, с редким показателем в бассейнах Павловки (до 50 ед), Белое озеро Николаевского р-на (55). Скугареевский розлив – 75. В районах города до 110 (понятно, все убито хлором). На территории Инзенского и Сенгилеевского района зачастую такая вода подходит лишь для технического использования из-за высокого содержания в ней ph (прим. ред. – показатель кислотно-щелочных свойств) и механических примесей. Касаемо последнего результата (на фото), надо понимать, что весеннее таяние добавляет единицы к кислотности. +10%. Цифры в Тушне на пределе. Даже учитывая погрешности измерения, такую воду употреблять, конечно, не желательно, тем более постоянно”

Министерство природы и цикличной экономики прокомментировало нам, привычно, оперативно.
Осуществление водоснабжения населения из родников производится на основании выданной лицензии. Для ее получения необходимо предоставить результаты анализов воды по нормам СанПиН. Мониторинг проводится ежеквартально сотрудниками Роспотребнадзора. Как сообщают в ведомстве, у других, нелицензированных источников воды, показатели могут меняться в связи с таянием снега. Другими словами, контроля за водой из родников, в общем-то нет. Только за источниками забора воды, которые используются для водоснабжения.

Если из родников осуществляется водоснабжение населения, значит, выдана лицензия на добычу подземных вод Министерством природы либо Роснедра. При получении лицензии предоставляются результаты анализов воды на соответствие нормам СанПиНа, далее производится ежеквартальный мониторинг, отбор проб в рамках производственного контроля. Контроль за этими источниками осуществляет Роспотребнадзор. В свою очередь, муниципальные образования и МинЖКХ должны проводить водоподготовку (обработку воды), прежде чем подавать её в краны. Что касается родников, которые не используются для водоснабжения населения, то в весенний период у многих источников могут меняться показатели, это связано с таянием снега, фильтрацией через земную кору, что может привести к загрязнению, – сообщают в министерстве.

Ответа от Минздрава пока не дождались. Обещают подготовить информацию, которую мы опубликуем отдельно. Однако разговор о том, что меловые родники Сенгилея способствуют образованию камней ведется давно.