Несколько лет назад заливные луга – земли сельхозназначения в пойме реки Урень между сёлами Енганаево и Дмитриево-Помряскино Старомайнского района – передали предпринимателю в аренду под  инвестпроект создания прудов под разведение рыбы. По факту бизнесмен добывал и продавал песок – природоохранная прокуратура выяснила, что он незаконно снял и переместил плодородный слой почвы, перемешав его с минеральными породами (глина, песок) на общей площади около 30 га. В итоге на месте лугов остались  карьеры, которые частично заполнились водой из Уреня. Никакого рыбоводческого хозяйства здесь нет и в помине. Несколько лет назад суд обязал собственника карьеры рекультивировать. По последней информации, сейчас эти земли пытаются вывести из категории земель сельскохозяйственного назначения, но воспротивились жители Дмитриево-Помряскино.

Вопрос нецелевого использования этой земли  в 2018 году поднимал тогда еще руководитель проектного офиса по экологическому развитию региона Александр Брагин. В комментариях к его посту указывали, что об этой проблеме чиновники знали уже лет 7. По словам Брагина, по этим участкам он подавал в суд, который постановил карьеры  рекультивировать.

Также два года назад свою проверку инициировал депутат Госдумы Алексей Куринный. По его словам, она закончилась “ссылкой надзорных органов на то, что процесс подготовки котлованов для рыборазведения идёт полным ходом”.

“По факту уникальный участок земли фактически уничтожен, а предприниматель пытается уйти от ответственности, передавая его между аффилированными лицами.
Депутатский запрос подготовлен. По-моему мнению, речь должна идти о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с взысканием всех убытков, связанных с необходимой рекультивации участка”, – считает депутат.

Мы попытались отследить: кто придал проекту статус “инвестиционного” и следил за его реализацией. Кто, в конце концов, несет ответственность за такой хищнический беспредел? Сразу скажем – концов не нашли.

В Минсельхозе региона на наш запрос ответили, что министерство АПК и РСТ не осуществляет контроль за переданной землей, этим занимается Корпорация развития, которая отслеживает ход реализации проектов. В целом полномочии по контролю за землей сельхозназначения есть только у федеральных органов – Россельхознадзора.

В Корпорации развития уточнили, что она не распоряжается землей мунипалитетов, таких полномочий у корпорации нет. Проект, о котором идет речь, никогда не был в реестре инвестиционных проектов Ульяновской области:

“Если речь идет об инвестиционных проектах, то процедура следующая: землю без торгов выделяет муниципалитет на основании решения правительственной комиссии, которая рассматривает все документы по проекту и присваивает статус особо значимого инвестпроекта. При этом инвестор регулярно отчитывается в министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области по этапам реализации проекта. В случае недостижения целевых показателей проекта комиссия принимает решение о лишении проекта статуса особо значимого инвестпроекта и изъятии земельного участка у инвестора. За весь период работы корпорации развития у нас не было ни одного инвестиционного проекта, который бы использовал землю не по назначению. Проект, о котором идет речь, не является инвестиционным, его никогда не было в реестре инвестиционных проектов Ульяновской области”.