Холодная зима и ранняя теплая весна спровоцировали массовый вылет черной мошки в Сурском районе. От укусов насекомых пали 10 животных, шесть человек обратились за медицинской помощью. Одной из причин чиновники называют отсутствие ежегодных дезинфицирующих обработок, биологи – масштабную вырубку деревьев. В Минприроды комментируют: сейчас трогать насекомых нельзя, первая дезинфекция мест размножения пройдет осенью. Суммы для муниципального бюджета неприподъемные – только на три поселения требуется около 60 млн рублей. В Агентстве ветеринарии отмечают, что проблема возникает не первый год, для обработки болот и лесов нужна авиационная техника.

Первый массовый вылет черной мошки в Сурском районе зафиксировали в среду-четверг прошлой недели. По официальным данным Министерства здравоохранения, за медицинской помощью в учреждения района обратились 6 человек. В администрации Сурского района также говорят о 10 павших животных – насекомые забивают верхние дыхательные пути, крупный рогатый скот умирает от асфиксии.

В социальных сетях Центр управления регионом зафиксировал порядка 20 сообщений. В основном это с. Астрадамовка и близлежащие села Сурского района,  а также Большая Кандарать Карсунского района. Ответы на обращения жителей перекликаются между собой: “Теплые дни дали массовый вылет. Длится лет мошки обычно 2-3 недели, в зависимости от погоды, а потом идет на спад. От мошки эффективных средств защиты нет. Проводить массовые химические обработки против мошки сейчас бесполезно, ей они уже не повредят, а окружающей среде – могут. Администрация поселения производит мероприятия по обкосу территории населенных пунктов. Сейчас вопрос отрабатывается совместно с Министерством природы и цикличной экономики региона”.

Проблему массового вылета обсудили в среду на ученом совете УлГПУ. Озвучивалось, что сейчас морить мошку ни в коем случае нельзя – химпрепараты убьют всех насекомых вообще. Мониторинг мест обитания мошки планируется провести в августе, а осенью провести первую дезинфекцию. Подобные мероприятия не проводились последние 10 лет.

– Проблема черной мошки в Сурском районе возникла не сегодня, она рассматривалась ученым советом УлГПУ еще в 90-е годы. Черная мошка появляется в низине водоемов, лесах, весной идет активное размножение и затем она появляется в том числе в населенных пунктах. По мнению ученых, на ее масштабное распространение повлияли холодная зима и ранняя весна. На сегодняшний день морить ее ни в коем случае нельзя, иначе теми же химическими препаратами будут убиты все насекомые. Дезинфекция насекомых – прямые обязательства муниципальных образований. В августе проведут мониторинг мест обитания черной мошки, в сентябре-октябре – первую дезинфекцию мест размножения, второй этап пройдет весной. Как показывает история и практика прошлых лет, именно данные работы способствовали массовому нераспространению данного насекомого на территории Ульяновской области. Подобные мероприятия не проводились последние лет 10, – прокомментировала и.о. министра природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина.

 

 

Обработка мест обитания оценивается в 60 млн рублей: это 4 этапа дезинфекции в трех поселения Сурского района. Такой суммы в муниципальном бюджете нет. Местные власти обратились за помощью в правительство Ульяновской области, ответа на запрос еще нет, сообщил первый заместитель главы администрации Сурского района Максим Ведерников:

– Данная популяция мошки находится на территории района с 1998 года. В прошлые годы такого массового вылета этих насекомых не было. В этом сезоне сложились благоприятные погодные условия: отсутствие ветра и прогретый до 22-25 градусов воздух. Популяция сохраняется от 2 до 3 недель, на данный момент массового вылета мошки нет.  Обработка одного села стоит около 5 млн рублей, таких поселений у нас три, дезинфекцию нужно проводить четыре раза. От нее погибают все насекомые. 

Руководитель Агентства ветеринарии Ульяновской области Нина Пелевина отмечает, что проблема с мошкой возникает последние лет пять, и для решения вопроса нужна обработка при помощи авиационной техники:

– Мошка наносит ущерб животным: кусает и забивает верхние дыхательные пути. Сейчас запрещен выпас скота: ветслужба рекомендовала населению держать животных в закрытых помещениях, выгуливать скот вечером, когда мошка находится не в активной стадии жизнедеятельности. Исторически решение этой  проблемы находится в ведении санэпидслужбы Роспотребнадзора, фитосанитарных служб Россельхознадзора. Нужна авиация, чтобы обрабатывать леса и болота. Сейчас, когда мошка вылупилась и летает, обрабатывать территории поздно. Но нерешаемых вопросов нет.

Профессор Ульяновского педуниверситета, доктор биологических наук Вадим Золотухин считает, что нашествие мошек связано с масштабной вырубкой деревьев:

– Впервые таежная мошка показала себя в 1984 году, но ее было мало, и обитала она в основном в лесах. “Однако вскоре численность насекомых резко выросла. Власти тогда создали экспертную комиссию, которая сделала вывод: нашествие мошек связано с масштабной вырубкой деревьев, – рассказал Золотухин “Российской газете”. 

Бывший руководитель Росприроднадзора в Ульяновской области Александр Каплин вспомнил, как лично занимался проблемой мошки в 1998 году по просьбе тогдашнего спикера Заксобрания Сергея Рябухина, который избирался по Сурскому району. Решение нашли в применении биологического, не химического “оружия”  – распылении в лесах суспензии из бактерий:

– Привлекли покойного уже авторитетного энтомолога Алексея Исаева, который и подсказал безопасный и эффективный биологический, а не химический, способ решения проблемы – распыление в лесных старицах, где расположены кладки личинок мошки, суспензии из бактерий, которые являются естественными врагами этой мошки. После истребления личинок бактерии также умирали из-за отсутствия субстрата и еды. На взрослых особей мошки, как и на иных насекомых, а тем более человека и животных, суспензия не действует, но лишив мошку многотысячного потомства, мы устраняем ее главное оружие – массовость. Ветеринары не правы, лично наблюдал в то время павших собак и домашний скот. Коагулянт, который мошка впрыскивает в место укуса-среза, действительно препятствует сворачиваемости крови. Если укусов мало, а человек хотя бы отмахивается и прикрывается, то можно справиться, но если несколько сот, то ранки не успевают затягиваться и кровоточат в многочисленном количестве. Животным самим сложно справиться. Тем более, если укусы на слизистых, которые затягиваются хуже кожного покрова.