Сразу несколько регионов оказались в «красной» зоне мониторинга Минпросвещения. По данным ведомства, эти территории заваливают исполнение нацпроекта «Образование»: вовремя не назначили конкурсы и не сумели освоить бюджетные средства. Складывается удивительная ситуация: деньги есть, но они не работают, а местные чиновники продолжают кивать на федеральный центр. При этом закупать буквари, рамки и оплачивать охрану они успевают. Что грозит «двоечникам», среди которых и несколько регионов ПФО – разбирался «ФедералПресс».

Минпросвещения подвело итоги второго глобального промежуточного мониторинга реализации нацпроекта «Образование» в регионах. Речь о закрытой информации, которую ведомство выдает дозировано. Оказалось, что с 14 до 33 увеличилось количество регионов «зеленой» зоны, где все необходимые работы в рамках нацпроекта выполняются на 90–100%.

Однако немало и тех, кто попал в пресловутую «красную» группу, поскольку не провели все необходимые закупки и не объявили соответствующие конкурсы.

К ним глава ведомства Сергей Кравцов пообещал применять жесткие санкции.

Банальная халатность

В Минпросвещения указывают, что в каждом регионе система образования должна развиваться в рамках нацпроекта «Образование» по ключевым направлениям: модернизация инфраструктуры, профессиональное развитие педработников и т.д.

«Каждому субъекту выделяются средства, которые необходимо в течение года освоить. Неосвоение бюджетных денег – черная метка любому губернатору», – пояснил «ФедералПресс» доктор технических наук, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый.
По его словам, все госзакупки сегодня проходят исключительно на конкурсной основе. Причина нынешнего «разбора полетов» – их массовый срыв. «Как правило, в регионах не успевают вовремя объявить тендеры. В одних случаях причина в банальной халатности, в других – в отсутствии участников торгов»,
– объяснил собеседник.

Доктор экономических наук Дмитрий Назаров объясняет: имеется план госзакупок, который должен выполняться за счет бюджета.

«Эти деньги выделяются траншами со стороны министерства. Но для их получения требуются определенным образом заполненные документы. Судя по всему, ряд областей их вовремя не подготовили и не объявили конкурс», – рассказал он «ФедералПресс».

Как правило, на каждую закупку существуют бюджетные ограничения – максимальная сумма транша. «Министерство вполне законно опасается, что будет выполнен план, тогда ведомство ждут неприятности со стороны Минфина», – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что необходимо показывать экономию средств, а это невозможно без конкурсной процедуры: «Например, размещенный заказ – на 8 млн рублей, по конкурсу договорились на 6 млн, экономия – 25%. В прямых закупках такого не может быть».

К слову, систему реализации нацпроектов критиковал и президент Владимир Путин. В частности, он говорил о том, что механизм их финансирования отличает негибкость, а иногда и косность. А выделяемые из федерального бюджета деньги осваиваются «неритмично, смещаются на конец года».

«Это действительно распространенная проблема. Зачастую происходит так: на конец года остаются не освоенными внушительные суммы, и приходится лихорадочно проводить конкурсы, чтобы не попасть под административные санкции федералов», – подтвердил в разговоре с «ФедералПресс» один из профильных чиновников Пензенской области.

Деньги не освоили – министра не согласуем

Что же случилось в этот раз? Например, в «красной зоне» оказалась Ульяновская область. В качестве санкции в Минпросвещения грозятся не согласовать кандидатуру регионального министра образования – и.о. министра просвещения и воспитания Ульяновской области Натальи Семеновой.

В свою очередь чиновница уже заявила: низкий показатель проведения конкурсных процедур связан с открытием Центра по работе с талантливыми и одаренными детьми. Оборудование на сумму 200 млн рублей, которое должны были поставить по итогам аукционов, сейчас некуда ставить, поскольку местные власти не смогли решить вопрос со зданием для Центра.

В Пензенской области, которая тоже с «черной меткой», заверили: до конца мая будет завершена работа по оформлению конкурсной документации, а в начале июня состоятся аукционы. И.о главы минобразования региона Александр Воронков объяснил отклонение по срокам тщательной подготовкой документов.

В то же время чиновники, которые проваливают закупку за закупкой, успевают участвовать – и гораздо более успешно – в других торгах. Так, министерство образования Пензенской области ранее потратило более 7,5 млн рублей на закупку школьных дневников, еще почти 10 млн – на «Культурные дневники школьника Пензенской области».

В Ульяновской области минпросвещения и воспитания провело торги по закупке туристических рюкзаков на сумму более 800 тысяч рублей, 3D-ручек (более 200 тысяч рублей), рамок для наград учителей (90 тысяч рублей). В Татарстане закупило буквари – более чем на 47 млн рублей. А нижегородское министерство образования нашло почти полмиллиона на услуги охраны своего здания.

Не закупки, а лотерея

По оценкам экономического аналитика Алексея Климовского, проблема неэффективности закупок усугубилась, когда приступили к реализации программ в рамках нацпроектов.

«Бюрократическая нагрузка в госзакупках оказалась чрезмерной. Эта система сложна как для заказчиков, так и для поставщиков. А принцип экономии при выборе поставщика автоматически влечет снижение качества поставляемого товара или услуги. В итоге заказчики прерывают закупочную процедуру из-за отсутствия подходящих поставщиков или просто не успевают из-за сложности оформления документации», – пояснил «ФедералПресс» эксперт.

Он также признал: подчас требования заказчиков искусственно ограничивают круг участников торгов. «Документация порой составляется под заранее выбранных поставщиков, поэтому оставляет очень мало шансов для других участников выиграть конкурс, в итоге добросовестные игроки отказываются от участия в этой лотерее», – заключил Климовский.