Арбитражный суд Ульяновской области “повесил” крупнейший в региональной практике долг на директора местной компании. От выплаты 45 миллионов рублей из личных средств руководителя ООО “Оберхофф”, пойманного на уклонении от уплаты налогов, Олега Сидорова не спасет даже собственное банкротство.
22 декабря АС Ульяновской области утвердил размер долга Олега Сидорова перед ООО “Оберхофф”, Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, ПАО “Ульяновскэнерго” и ООО “Даичи-Волга”. Олег Сидоров, работавший директором “Оберхоффа” почти 10 лет, оказался должен по обязательствам компании более 45 миллионов рублей.

Как получилось, что за всю компанию будет отвечать один человек?

Чтобы разобраться в ситуации, вернемся на несколько лет назад. ООО “Оберхофф”, учрежденное Виталием Кривоногих, занималось установкой кондиционеров. В том числе успешно работало по госзакупкам.
Но в 2015 году выездная налоговая проверка выявила за компанием огромную недоплату, позже подтвержденную в судах. Сумма ее составила почти 25 миллионов рублей. Образовался этот долг, как выяснили налоговики, из-за занижения компанией налоговой базы и необоснованно заявленных налоговых вычетов. “Оберхофф” заявлял о закупках оборудования у некоторых компаний, но, как удалось доказать Налоговой службе, контракты с ними были фиктивными.

В 2017 году Налоговая служба обратилась в АС Ульяновской области с заявлением о признании компании-должника банкротом. К тому времени сумма долга “Оберхоффа” по налогам, пени и назначенного ему штрафа выросли до почти 45 миллионов рублей. В отношении “Оберхоффа” ввели процедуру банкротства. Временным управляющим был назначен Станислав Дудко.

Казалось бы, банкротство шло своим чередом, но в конце 2018 года Дудко обратился в ульяновский АС с заявлением о привлечении директора “Оберхоффа” Олега Сидорова к субсидиарной ответственности по обязательствам компании.

Как указывает Гражданский Кодекс РФ, если должник не способен удовлетворить требования кредитора, эти требования могут предъявляться лицу, несущему субсидиарную ответственность. Согласно ФЗ “О банкротстве”, лицо, контролирующее должника, то есть в нашем случае, директор компании, будет по ним отвечать в нескольких случаях. В том числе, если во время банкротства не были предоставлены документы, касающиеся деятельности компании.

Именно это основание и было заявлено суду для привлечения Сидорова к субсидиарной ответственности. Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что конкурсный управляющий должен получить бухгалтерскую и иную документацию должника в течение трех дней с даты его утверждения. Сидоров документы не предоставил. Не сделал он этого и после того, как Дудко через суд заявил об истребовании документов. “То обстоятельство, что уставные документы и иные документы общества, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности общества, не были переданы временному, а затем конкурсному управляющим, подтверждает недобросовестное поведение контролирующих лиц должника”, – отметил суд.
Тем временем в начале 2019 года банк “Солидарность” обратился в суд с заявлением о признании банкротом самого Олега Сидорова. Директор “Оберхоффа” таковым признан был, ему провели реструктуризацию, но его положение в деле банкротства компании это не улучшило.

Несмотря на личное банкротство, в декабре 2019 года Олег Сидоров был признан ответственным по долгам “Оберхоффа”. Увы, согласно российскому законодательству, субсидиарная ответственность с гражданина-банкрота не снимается. Все имущество Сидорова ушло с торгов.

“Есть несколько видов обязательств, от которых гражданин не будет освобожден ни при каких условиях. Они являются пожизненными и после смерти перейдут наследникам. Одним из таких обязательств, является обязательство о привлечении гражданина как контролирующее должника лицо к субсидиарной ответственности по деятельности такого юридического лица.”, – поясняет арбитражный управляющий Денис Васильев.

Отметим, что аналогичную директорской ответственность за состояние компании “Закон о банкротстве” возлагает и на ее учредителя как контролирующее лицо. Но заявления о привлечении к субсидиарной ответственности владельца “Оберхоффа” налоговой в суд не подавалось, и учредитель (Виталий Кривоногих) за долг компании отвечать не будет.