В Ульяновске не только строят самолеты, но и обслуживают, модернизируют и переоборудуют уже летающие Ан-124 «Руслан», Ил-76, Ту-204. Занимается этим ЗАО «Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Авиасервис». Оно учреждено и территориально расположено на площадях завода «Авиастар-СП», входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Претензии к «Авиасервису» более чем на 20 миллионов рублей предъявило УФНС по Ульяновской области, требуя признать должника банкротом. Высококвалифицированные специалисты рискуют остаться без работы.

Впрочем, финансовые проблемы есть не только у «дочки», но и у самого учредителя. В марте теплоснабжающая организация ПАО «Т Плюс» ограничила обогрев заводских цехов, только так и заставив руководство предприятия погасить долг за тепло в размере 160 миллионов рублей.

Не секрет, что финансовая ситуация на авиазаводе, выполняющем заказ Министерства обороны на поставку военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, стала одной из причин мартовского визита на предприятие министра обороны Сергея Шойгу. Он поставил задачу выйти на производство до 10 транспортников в год, хотя в 2020 году Минобороны получило от «Авиастара» всего три воздушных судна.

Похоже, министр знал: то, что было невозможно год назад, теперь стало реальным. Все дело в новой поточной линии — самолетном конвейере. Его запуск позволит нарастить темпы по сравнению с традиционной сборкой на стапелях. Трудоемкость процесса сборки самолета по-новому теперь ниже на 38 процентов.

Линия состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок и систем самолета. Она оснащена системой лазерного тренирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолета.

19 мая первый Ил-76МД-90А, собранный на поточной линии, передали на летную станцию для проведения наземных и летных испытаний. В этом году из цехов завода должно выйти пять военно-транспортных самолетов.

Пока же поставка Ил-76МД-90А идет с задержкой. В мае 2020 года Минобороны перезаключило контракт с «Авиастар-СП» на новых условиях. Теперь по старому контракту 2012 года заводом будет сдано суммарно 13 транспортников.

Для выхода на желательные темпы нужна не только новая техника, но и новые работники. 27 мая «Авиастар-СП» заявил о намерении трудоустроить за три года 1500 сотрудников. В связи с увеличивающимися объемами производства возникла острая потребность в рабочих и инженерных кадрах. «Новобранцев» хотят задействовать в основном производственном процессе по строительству самолетов, сообщили на «Авиа-стар-СП».

«Одним из главных приоритетов руководства завода является обеспечение производственного процесса квалифицированными кадрами», — говорится в сообщении. Впрочем, при более тщательном рассмотрении нетрудно разглядеть до боли знакомое понятие «оптимизация».

На деле предприятие планирует сократить около тысячи сотрудников, среди них в основном руководители и вспомогательные рабочие — порядка 60 процентов пенсионеров, много молодежи. В профсоюзе оптимизацию по-своему переживают, но поделать ничего не могут.

«Ряд обслуживающих, вспомогательных и непрофильных функций передается в организации вне контура завода. Определенный объем работ концентрируется в центрах специализации и общих центрах обслуживания, которые создаются в интересах всех предприятий ОАК. Административному персоналу и вспомогательным рабочим в рамках оптимизации структуры в приоритетном порядке предоставляется возможность пройти переобучение для работы в основном производстве. На заводе организована работа по обучению и подготовке производственных рабочих по наиболее востребованным профессиям», — говорится в сообщении предприятия.