Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer

110 лет назад, 22 мая (4 июня по новому стилю) 1911 года была освящена Воскресенская кладбищенская церковь. История храма и кладбища, которое ныне именуется Воскресенским некрополем, связана со многими драматическими и знаменательными событиями.

Во второй половине XIX века Всехсвятское городское кладбище оказалось окружено жилыми кварталами и переполнено. В 1868 г. городская управа отмежевала под новое кладбище 5 десятин земли вдоль дороги в с. Мостовую, выкупленных у крестьян Конно-Подгородной слободы, и вскоре проложила шоссе от Дворцовой улицы. Но подготовка территории затянулась на несколько лет.

В 1874 году Губернское правление объявило, «что с 15 сего июля Всесвятское кладбище будет закрыто, и что умершие с того времени будут погребаемы уже на вновь устроенном кладбище, находящемся против прядильного завода купца Бабушкина» («СГВ», 13.07.1874). По постановлению городской думы от 4 июня 1874 г. территория кладбища, получившего название «Новое городское», была поделена на 4 разряда (фото 2) по стоимости участков: от 3-х до 25 руб. или бесплатно. На отдельных участках хоронили католиков и лютеран; в 1887 г. выделен участок Симбирского кадетского корпуса. Уже в 1880-х гг. на кладбище стало тесно, и городской управе пришлось решать вопрос о выкупе дополнительной земли.

А вот подобающего храма на Новом кладбище не было. В описании недвижимого имущества Симбирска за 1882 г. оно значится, как «кладбище с часовней»; так же обозначено на планах (фото 1). Церковь надлежало строить на средства «кладбищенского капитала». Но невысокая плата, взимаемая не за погребение, а за участок, на котором обычно хоронили всех усопших членов семьи, не позволяла собрать нужную сумму. Пожертвования тоже были невелики. Поэтому долгие годы приходилось довольствоваться скромной часовней.

Отсутствие на кладбище церкви вызвало возмущение назначенного в 1904 г. в Симбирск епископа Гурия. Духовное ведомство не располагало средствами для возведения большого храма, поэтому гражданский инженер П.И. Малукалов разработал проект пристройки к существующей часовне алтаря и колокольни (фото 3, слева). Строительство началось в 1905 году.

Но кладбищенская земля принадлежала городу, а городская дума потребовала немедленно прекратить «незаконное строительство». Не помогло и обращение архиерея за заступничеством к обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву. В 1907 году епископ Гурий умер, так и не увидев кладбищенской церкви.

Думцы не были против строительства, но считали нужным возвести большой храм, а не маленькую церквушку. По строительному Уставу 1900 года «при составлении проектов на построение… церквей необходимо соблюдать достоинство и приличие в архитектурном отношении с предпочтительным сохранением византийского стиля». Именно такой прекрасный проект многоглавой церкви в русско-византийском стиле разработал в 1905 году городской архитектор Леонид Митрофанович Анненков (фото 3, справа). Но на осуществление столь масштабного замысла в городской казне, как водится, не хватало средств. Имелись и другие проекты, была даже составлена смета, но дальше дело не пошло.

В 1906 г. скончавшегося Л.М. Анненкова на посту городского архитектора сменил Федор Осипович Ливчак. Он предложил свой вариант кладбищенской церкви – менее затратный, но уникальный по архитектурным достоинствам. Придерживаясь избранного Анненковым русско-византийского стиля, Ливчак спроектировал небольшой одноглавый храм. Церковь, напоминающая мощью храмы Древней Руси, в то же время отличается изяществом и кажется устремленной ввысь. Это единственная культовая постройка архитектора, оставившего заметный след в облике города, и единственный симбирский храм, выполненный в русско-византийском стиле. Комиссия утвердила проект, сочтя что предложения Ф.О. Ливчака сделают храм «более открытым, просторным и светлым, в виду несомненных преимуществ представленного эскиза».

Позже архитектор внес ряд дополнений в проект: покрыть крышу оцинкованным железом, сделать центральное отопление, соединить храм галереей с существующей часовней и т. д. Это потребовало увеличения сметы, но было принято. Зато идея Ливчака устроить в подвалах катакомбы для захоронений не нашла поддержки, как противоречащая православным традициям.

В 1909 г. здание уже было доведено до светового барабана, выполнялись лепные работы. 22 августа 1910 года на купол водрузили крест. Местный живописец В. Буреев расписал стены в соответствии с общим замыслом архитектора.

В начале 1911 г. церковным старостой был избран потомственный почетный гражданин Симбирска купец Алексей Павлович Балакирщиков – человек весьма неординарный. Обладатель огромного капитала придерживался левых взглядов и был близким другом революционера Ю.А. Кролюницкого:

https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_2752/all

Сообщая о предстоящем освящении кладбищенской церкви, газета «Симбирянин» писала, что «А.П. Балакирщиков посетил губернатора А.С. Ключарева и лично приглашал на освящение храма».

Освящение церкви во имя Воскресения Христова совершил 22 мая (4 июня) 1911 года епископ Симбирский и Сызранский Вениамин при стечении множества горожан. Губернатор торжество не посетил, демонстративно уехав в Сызрань. Вероятно, его смутила репутация церковного старосты. Зато для городского головы Л.И. Афанасьева обретение кладбищем храма стало предметом особой гордости. В клировой ведомости записали, что церковь построена «тщанием Симбирской Городской Управы, на кладбищенский капитал».

Местная пресса всех толков благожелательно отозвалась о новой церкви и церемонии ее освящения. «Симбирские епархиальные ведомости» в № 11 за 1911 г. писали: «Храм построен в византийском стиле и является одним из благоукрашенных городских храмов. При малом сравнительно размере, храм, к сожалению, не мог вместить всех желающих быть в нем на торжестве освящения; пропускались в него только имеющие билеты». Оппозиционные «Волжские вести» (24.05.1911), выразив сожаление, что «усопшие и их родственники долгое время ждали ее», далее отмечали: «Архитектура церкви очень изящна и внутри, и снаружи, только алтарь велик в ущерб и без того маленькой церкви».

Консервативная газета «Симбирянин» (24.05.1911) описывала: «Маленький, очень красивой архитектуры храм был переполнен народом, который также запрудил всю окружающую храм площадь. По окончании богослужения у церковного старосты А.П. Балакирщикова был устроен роскошный завтрак, на котором в числе прочих гостей был и епископ Вениамин». Для недавно назначенного в Симбирск епископа Вениамина эта церковь стала первым освященным здесь храмом; он и в дальнейшем относился к ней с особым вниманием.

По описанию Б.В. Аржанцева, в Воскресенской церкви «достигался классический тип византийского храма XIII – XV веков. Отличительной особенностью является максимальное раскрытие главного объема за счет минимальных объемов боковых частей, так что прихожане сразу оказываются перед иконостасом, и горизонтальное перемещение, почти не задерживаясь, переводит взгляд вертикально вверх от ярусов иконостаса к потолочным росписям, хорошо освещаемым верхним естественным светом через окна барабана. Декоративное убранство фасадов церкви и их символика полностью соответствуют идее Воскресения…»

«В наружном убранстве использованы декоративные элементы-символы: изображения ангелов, венки и пр. Притворы арок украшены узорной лепниной… Влияние модерна прослеживается в больших арочных окнах с частой сеткой металлических переплетов и растительном орнаменте… Внутри церкви сохранились лепные тяги и карнизы, проходящие по ребрам свода и у основания купола, а также полы, выложенные керамической плиткой с растительным орнаментом. Стены и сводчатый потолок расписаны масляной краской по штукатурке…» (Касаткина С.С., Свешникова О.А. «Федор Ливчак», 2006)

Близ храма была устроена звонница на деревянных столбах. Кроме церкви на кладбище возвели два дома для причта и церковных служителей и три флигеля.

А.В. Ястребов писал в воспоминаниях: «Весной в первую неделю после Пасхи симбирские горожане обыкновенно отправлялись в церковь при городском кладбище. … Церковь эта, очень маленькая, в другие времена года не привлекала обычно к себе массы верующих. Но в этот весенний день она была в центре внимания симбирян. … Жители Симбирска в день поминовения шли на кладбище, как на прогулку. И действительно, там было немало живописных уголков. И молодежь, больше думающая о жизни, а не о смерти, по-своему проводила этот траурный день, так не вяжущийся с весенним обновлением природы».
Постановлением городской думы 1914 года запрещалось «ездить по кладбищу на велосипедах» и «сорить подсолнухами».

Настоятель Воскресенской церкви о. Иоанн Апраксин решил учредить при храме общество трезвости. Вступавшие давали перед алтарем зарок «не пить вина и ничего хмельного, а также не склонять к этому других, содействовать делу трезвости словом и трезвым примером своим». Многие священнослужители, в частности, настоятель Всехсвятской церкви, были против создания подобного общества на кладбище, считая свои храмы более подобающим местом. Но о. Иоанна поддержал епископ Вениамин, и в 1912 году первое в Симбирске церковное общество трезвости было открыто при Воскресенской церкви.

После революции Воскресенский храм не избежал гонений. Были осуждены и расстреляны первый настоятель о. Иоанн Апраксин и его преемник о. Иоанн Сергиевский. В 1930 году со звонницы сняты колокола. А вскоре кладбищенская церковь осталась единственной действующей в городе. Но 2 августа 1941 г. храм был закрыт, здание передано коммунхозу «под засыпку хлеба Ульяновскому пункту «Заготзерно», иконы и утварь увезены на склад горисполкома.

Воскресенскую церковь спасла эвакуация в Ульяновск Московской патриархии во главе с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). Поезд с иерархами прибыл в Ульяновск в ночь на 19 октября 1941 года. Но еще 1 сентября митрополит Сергий назначил настоятелем Воскресенского храма о. Анатолия Мартынова. Днем 19 октября прихожане встречали гостей. Ректор Московской духовной академии, выпускник Симбирской семинарии протоиерей А.П. Смирнов вспоминал: «Наше впечатление от храма и богомольцев было хорошее. Храм хотя и не особенно велик, но содержится, стараниями верующих, в порядке. Народ с нескрываемой радостью и приветливостью встретил высоких духовных гостей и выразил желание помочь нам устроиться на новом месте и сделать для Святителя и его свиты все, что только можно».

26 октября 1941 года митрополит Сергий совершил первое в Ульяновске соборное служение в Воскресенском храме. Так небольшой кладбищенской церкви довелось быть кафедральным собором. Но церковь находилась в плохом состоянии и была неудобно расположена. К тому же митрополит считал нужным открыть в городе и другие храмы. Было выбрано здание бывшего католического костела на ул. Водников, которое отремонтировали и передали церкви. 30 ноября 1941 г. митрополит Сергий освятил новый храм во имя Казанской иконы божьей матери как Патриарший Казанский собор. Здесь же поселился сам наместник Патриарха и разместилась его канцелярия.

В ноябре 1941 года митрополит Сергий назначил на пустовавшую 4 года Ульяновскую кафедру архиепископа Иоанна (Соколова). В июне 1942 г. из Ульяновска в Москву от митрополита Сергия ушло сообщение о сборе 3-х миллионов руб. и теплых вещей для фронта. 30 декабря 1942 г. он призвал к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. На собранные церковью средства было построено 40 танков, переданных в марте 1944 г. армии.

В июле 1943 года в Ульяновске прошло предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий рекомендован к избранию патриархом Московским и всея Руси, а в начале сентября Московская Патриархия выехала из Ульяновска в Москву. 8 сентября состоялось избрание Патриарха.

В январе 1945 года Воскресенский храм с постройками и имуществом был передан Ульяновским облисполкомом в бессрочное бесплатное пользование церковной общине. Власти на него не покушались, в дела общины не вмешивались, но и помощи не оказывали. Настоятель о. Василий Городецкий писал в 1953 г. архиепископу Иоанну (Братолюбову): «Я церковь Воскресения… принял в плачевном состоянии… Грязную, закопченную, холодную при пяти развальных печах… Почти ни полена дров на зиму, ни свечей…».

Добрую память оставили о себе настоятели Воскресенского храма о. Николай Потоцкий (1955-1959) и о. Никифор Николаев (1960-ые гг.). С последним городские власти даже согласовывали вопрос о прокладке трамвайных путей по ул. К. Маркса вдоль кладбища. Отец Никифор ознакомился с проектом и благословил его. В 1950-х – 1972 гг. несколько могил на городском кладбище, в т. ч. перенесенная сюда могила Д.И. и Д.Д. Минаевых, решениями облисполкома были взяты под охрану, как памятники истории и культуры.

В августе 1972 г. кладбище было закрыто. На его территории, после истечения сроков санитарных норм, планировалось устроить парк. А тем временем для кладбища и Воскресенской церкви начался период запустения и обветшания. Ситуация улучшилась после назначения настоятелем о. Бориса Крыжина, переведенного из Неопалимовской церкви. Предок его, Иван Крыжин, в 1676 г. получил с товарищами из служивых людей жалованную землю на Симбирской земле (с. Китовка). В 1950-х отец Борис был духовным сыном и личным секретарем Ульяновского архиепископа Иоанна (Братолюбова). В некрологе на его кончину (2004) говорилось: «…А с 1981 года перевели отца Бориса в Воскресенскую церковь на старом городском кладбище. И там его неутомимая натура помогла преобразить запущенный храм»

Позже настоятелем Воскресенской церкви был сам архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. В 2000 году по инициативе главы администрации области Ю.Ф. Горячева территория кладбища стала благоустраиваться, а церковь отремонтирована. Еще до этого, в феврале 1998 г., на куполе храма установили новый позолоченный крест. Затем покрашены стены и купола храма, обновлены фрески, очень удачно перестроены кладбищенские ворота. Тогда же приведены в порядок захоронения на кладбище, восстановлены дорожки, убраны старые деревья.

Еще один капитальный ремонт церкви проводился в 2012-2014 гг. В феврале 2016 года Церковь Воскресения включена в реестр объектов культурного наследия федерального значения; 3 июня того же года на стене храма установлена информационная доска.

А Воскресенский некрополь постепенно вновь пришел в упадок. Здесь находятся могилы церковных пастырей; известных симбирян; революционеров, участников Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, ученых, деятелей культуры и искусства… Даже краткое перечисление имен слишком затянулось бы. О захоронениях старого городского кладбища часто писал и рассказывал Антон Юрьевич Шабалкин, много лет занимающийся их изучением. К сожалению, поддержанием его в более-менее приличном состоянии занимается почти исключительно Общество возрождения Воскресенского некрополя, не располагающее достаточными возможностями и средствами. Заявления властей о намерениях привести кладбище в порядок по большей части намерениями и остаются.

Борис Васильевич Аржанцев в статье о Воскресенской церкви писал: «Незнание своей родословной и мест захоронения наших предков… служит основной причиной запустения наших кладбищ, а порой и бездумного сооружения на их месте жилых домов и других зданий». Так случилось с бывшими Покровским и Всехсвятским симбирскими кладбищами. Воскресенский некрополь, к счастью, не разделил их участи. Тем больше ответственность за его сохранение в наши дни. Ведь и церковь Воскресения, при всей ее самостоятельной ценности, является неотъемлемой частью мемориального комплекса Воскресенского некрополя.

По материалам ГАУО, Б.В. Аржанцева, А.Ю. Шабалкина, И.Э. Сивопляса, публикациям симбирских газет и др.

План вновь проектированного расположения губернского города Симбирска. 1887 год. Красным выделено Новое городское кладбище (№ 54 на плане). ГАУО.

План Нового городского кладбища с разбивкой по разрядам. Архитектор Л.М. Анненков, десятник П.И. Курочкин. 1905 год.
ГАУО.

Слева: Проект пристройки к кладбищенской часовне алтаря и колокольни. Архитектор П.И. Малукалов. 1905 год.
Справа: Проект кладбищенской церкви. Архитектор Л.М. Анненков. 1905 год. ГАУО.

Слева: Архитектор Федор Осипович Ливчак.
Справа: Воскресенская кладбищенская церковь. Архитектор Ф.О. Ливчак. ГИММЗ «Родина В.И.Ленина», из архива Б.В. Аржанцева.

Воскресенская кладбищенская церковь. Фото В.В. Перфильева, 1975 год.

Воскресенская кладбищенская церковь. Архив КО УОНБ, Ф114.

Н.П. Облезин. Слева: Встреча эпох. Эскиз. 1960-1970-ые гг.
Справа: Над вечным покоем. Воскресенская церковь. 1960-1970-ые гг.

А.И. Титовский. Воскресенская кладбищенская церковь. 1984/ УОКМ.

Воскресенская церковь.