Цивилизация поражена энергозависимостью. Без электричества невозможно функционирование любого производства, и даже жилой дом превращается в пещеру. И что особенно удручает, так это тот факт, что эпизодические, аварийные перебои в работе центральных электросетей, могут привести не только к выходу из строя оборудования или бытовой техники, но они чреваты нарушением технологического процесса на ответственных участках производств, что влечёт за собой потерю прибыли и несёт угрозу безопасности людям.
К нам обратились бдительные жители города с вопросом «Как, и в какие сроки устраняются аварии на электросетях?».
Мы решили лично разобраться, как в городе Ульяновске осуществляется бесперебойная подача электроэнергии потребителям. И отправились на одно из ведущих предприятий коммунальной энергетики города – Муниципальное унитарное предприятие “Ульяновская городская электросеть” (МУП “УльГЭС”).
МУП «УльГЭС» оказывает услуги по передачи электроэнергии, несет нам свет в дома и квартиры, обеспечивая необходимый комфорт. Несмотря на более чем вековую историю, сегодня «Ульяновская городская электросеть» является современным развивающимся предприятием.
Нас, группу журналистов, встречает директор Виталий Владимирович Вульфсон и ведет в диспетчерскую – сердце предприятия, которая немного напоминает центр управления космическими полетами – с компьютерами и огромным экраном во всю стену.
– Одним из структурных подразделений предприятия является оперативно-диспетчерская служба (ОДС), на которую возложены задачи по оперативному управлению электросетями МУП «УльГЭС» как Правобережью, так и Левобережью, ведению требуемых режимов работы, производству переключений, предотвращению и ликвидации технологических нарушений, подготовке к производству ремонтных работ.
Все это требует от специалистов ОДС постоянного внимания и постоянного контроля за оперативной информацией о работе энергооборудования на каждый текущий момент времени. Основным средством контроля всех изменений электрической схемы сетей МУП УльГЭС является диспетчерский щит – рассказывает нам директор предприятия.
К нашей беседе присоединяется начальник ОДС Белавина Лариса Геннадьевна:
– Для удобства в работе смонтирована видео-стена из восемнадцати видеокубов.
В качестве программного обеспечения визуализации и управления оперативной схемой электросети УльГЭС используется специализированный программно-технический комплекс. Информацию об изменении состояния контролируемых объектов (неисправность, отсутствие тока, заземление участка и т.д.) диспетчер оперативно получает на видеостене и мониторах на своем рабочем месте, постоянно отслеживая актуальную структуру взаимосвязей сетей и оборудования и оперативно анализируя состояние объектов электросети.
Одна из важнейших задач службы – оперативная ликвидация аварий в электрических сетях. В кратчайшие сроки оперативно-выездные бригады (ОВБ) под руководством диспетчера локализуют повреждение и возобновляют подачу электрической энергии. При этом большое внимание уделяется взаимодействию персонала с администрацией города, коммунальными службами, МЧС и смежными сетевыми организациями.
Лариса Геннадьевна разъясняет нам нюансы диспетчерской работы. Например, если случается авария в сетях МУП «УльГЭС» сообщения рассылаются помощником диспетчера руководству предприятия и всем заинтересованным структурам города по электронной почте и посредством СМС. Оперативная информация также размещается на сайте предприятия.
Причин технологических нарушений может быть много: природные чрезвычайные, падения деревьев и веток на ВЛ-6/10кВ, наезды на опоры ВЛ, повреждение оборудования, перегрузка оборудования, порывы кабельных линий и многое- многое другое.
При получении информации о порыве кабельной линии служба кабельных сетей МУП «УльГЭС» направляется на место для составления акта об обнаружении повреждений КЛ и фотофиксации места производства земляных работ. Одновременно с этим оперативно-диспетчерская служба производит определение повреждённой кабельной линии и переключение нагрузки потребителей по резервной схеме.
После проведения необходимых слаженных действий службы кабельных сетей и сетевых районов МУП «УльГЭС» по ремонту кабельных линий (КЛ), оперативно диспетчерская служба производит включение в работу КЛ и восстановление нормальной схемы.
– Хотелось бы обратиться к жителям и представителям бизнеса, и предупредить, что на территории г. Ульяновска проложены подземные кабельные линии электропередачи напряжением до и выше 1000 В.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 г., в охранной зоне кабельных линий электропередачи ЗАПРЕЩАЕТСЯ без ведома предприятия, в ведении которого находятся эти сети, проведение каких-либо земляных работ. Юридические и физические лица, нарушающие данные требования, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическим отделом МУП «УльГЭС» проведена претензионно-исковая работа за период с 2020 года по июнь 2021 года по возмещению ущерба, связанного с восстановлением поврежденных кабельных линий на сумму: 1 400 220,97 руб.- добавляет Виталий Владимирович.
Далее мы обратились непосредственно к диспетчеру ОДС.
– Рабочая смена диспетчера длится 12 часов: с 8:00 до 20:00 дневное дежурство и с 20:00 до 08:00 — ночное. Однако, в случае возникновения нештатных ситуаций, время работы может увеличиваться.
В 7:30 я обязан прийти на работу и принять смену у сдающего диспетчера. За это время я получаю всю информацию о том, что произошло в электрических сетях за то время, пока я отсутствовал на рабочем месте (т.е. двое суток):
- какие аварии произошли (отключения электроэнергии);
- какие произошли изменения в схеме электроснабжения;
- принимаю оперативную информацию по предприятию в целом;
- принимаю ключи от электроустановок;
- проверяю работоспособность комплексов телемеханики;
- какие заявки остались недоработанными с предыдущей смены, принять их и доработать в своей смене;
- проверить все записи в оперативном журнале и расписаться за прием смены;
- произвожу ознакомление с планом работ на смену;
Мне нужно давать разрешение на подготовку рабочего места и допуск персонала для выполнения плановых ремонтных работ, координировать работу всех работающих на линии бригад, при этом, иногда требуется согласование наших действий со смежными сетевыми организациями.
В течение смены, одновременно при организации плановых и аварийных ремонтных работ мы принимаем заявки от населения. Диспетчерская работа чаще всего сопровождается стрессом и высокими психологическими перегрузками. Особенно при возникновении аварийных ситуаций с отключением электроэнергии. Диспетчер ОДС должен иметь «оперативное» мышление, определить первостепенность задач, при этом не допустить перерыв в подаче электроэнергии потребителям. Также необходимо иметь хорошую память, в связи с большим количеством информации, хорошее физическое, психологическое и эмоциональное здоровье.
Я работаю диспетчером с 2005 года. Начинал свою карьеру 19 лет назад с должности электромонтера ремонтного цеха предприятия. Затем, 2 года проработал электромонтером в оперативно-выездной бригаде ОДС. Набравшись достаточного опыта начал работать диспетчером.
Для интересующейся молодежи могу сказать, что работать у нас интересно. Если задуматься – наше предприятие работало еще при императоре Николае II! Сегодня, придя к нам на работу, можно получить колоссальный опыт в профессии, освоить множество смежных, необходимых для работы профессий. Для выпускников профильных техникумов, предоставляется возможность (и поощряется стремление повысить уровень своих знаний) получить высшее образование. По Коллективному договору предоставляется оплачиваемый учебный отпуск 2 раза в год. Нынешний директор, Виталий Владимирович, лично контролирует и прилагает огромные усилия для социальной поддержки работников и сохранения жизни и здоровья работающего персонала. – рассказал нам диспетчер Ренат Саитович Ханов.
Также мы пообщались с электромонтером Ульяновым Владимиром Александровичем.
– Я работаю электромонтером оперативно-выездной бригады на этом предприятии с 1977 года. Уже 41 год в профессии.
Я люблю свою специальность, свою работу и чем больше проводов в схеме или распределительной коробке, тем мне интересней.
Профессия электромонтёра очень нужная и ответственная, и так же очень опасная. Необходимо к работе относится очень внимательно. Так как электричество не имеет ни цвета, ни запаха. Прежде чем что либо сделать необходимо много раз подумать, всё взвесить, не торопиться. Спешить в моей профессии нельзя. Специальность электромонтёра заставляет всегда быть очень внимательным, собранным, осторожным, дисциплинированным. Профессия электромонтёра очень престижная достойная, востребованная – я так считаю.
Молодому поколению, я хотел бы пожелать, чтобы каждый выбирал профессию себе по душе – если будет нравиться специальность тогда и работать будет легко и интересно. На нашем предприятии мы всегда рады видеть молодых специалистов – электромонтеров. У нас с каждым работником заключен коллективный договор, также предусмотрено стандартный пакет льгот и социальных гарантий.
В настоящее время политика руководства направлена на социальную поддержку и сохранение здоровья сотрудников, особенно, в период распространения новой короновирусной инфекции. На предприятии ведется пропаганда здорового образа жизни. Организовываются медицинские осмотры персонала, устраиваются спортивные соревнования, проводится вакцинация, а также периодические тесты на антитела.
На такой оптимистичной ноте мы закончили диалоги с профессионалами своего дела.
Следует отметить, что выполняемые объемы ремонтных работ, совершенствование схемы, внедрение новых прогрессивных технологий, автоматизация рабочих мест специалистов, эксплуатация сетей монтерскими участками обеспечивают достаточно высокую надежность, о чем свидетельствует динамика последних лет по количеству заявок на сетях 0,4, 6, 10 кВ:
2017 год – 2174 заявок;
2018 год – 1570 заявок
2019 год – 1637 заявок
2020 год – 1342 заявки
Наличие инструмента, неснижаемого аварийного запаса материалов, измерительных приборов и их содержание в исправном состоянии, технически исправных транспортных средств – все это способствует улучшению качества выполняемых работ по оперативному обслуживанию сетей.
По итогам 2020 г.:
Количество заявок в сетях 10/6/0,4 кВ – 3,7 в сутки.
Время выполнения одной заявки – 1 час 27 мин.
Количество контролируемых диспетчером нарядов в год – 7818, в сутки – 31
Нормативное время выезда ОВБ – 8 минут.
Среднее время обработки телефонного вызова от потребителя – 0,9 минуты.
Из всего услышанного и увиденного хочется сделать вывод о надежности работы такого сложного энергетического комплекса как МУП «УльГЭС».
Энергетика современного города представляет собой сложную многоуровневую систему, предназначенную обеспечить комфортные условия проживания населения, а также нормальное функционирование расположенных на его территории промышленных производств, предприятий и учреждений.
Формирование коллектива единомышленников, где один за всех и все за одного, где каждый понимает свою роль и значение в подразделениях осознавая существенную роль поставленных задач в рамках предприятия, все это способствует поддержанию высокого уровня профессионализма как отдельного работника, так и предприятия в целом.
Самая главная ценность – это человеческая жизнь. Поэтому в целях сохранения жизни и здоровья сотрудников, политика руководства предприятия нацелена на обеспечение безопасности всех видов работ.
– На нашем предприятии трудится много умных, ярких и талантливых специалистов. Ответственность, преданность делу и профессионализм трудового коллектива МУП «УльГЭС», при высочайшем напряжении сил обеспечивают выполнение поставленных планов, надежность энергоснабжения, полноценную и бесперебойную работу энергосистемы города.
Коллектив пополняется, задач много, поэтому приглашаем студентов профильных факультетов ВУЗов на производственную практику, а дипломированных специалистов на работу, и надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество – Подвел итог встречи Виталий Вульфсон.