«История Успенской церкви города Симбирска разделяется на две половины: историю Успенской церкви прежней и теперешней». А.К. Яхонтов, 1898.
Многие утраченные храмы Симбирска имели долгую историю, ознаменованную достопамятными событиями. Это в полной мере относится и к Успенской церкви (церковь Успения Божьей Матери; Успения Пресвятой Богородицы). Современными авторами этому храму уделено немного внимания, возможно, из-за принадлежности его к не совсем «правильной» конфессии – хоть и воссоединившихся с официальной Церковью, но все же раскольников, староверов. Но это лишь часть истории Успенской церкви – одновременно одного из самых старых храмов Симбирска, и одного из сравнительно новых; церкви и подгорной, и нагорной; монастырской, приходской и единоверческой; знавшей периоды расцвета и упадка.
История этой церкви восходит ко времени основания мужского Успенского монастыря, возникшего одновременно с городом. Иеромонах Макарий, пришедший в Синбирск вместе с боярином Хитрово, построил на берегу Волги деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи.
В 1652 году Успенский монастырь уже существовал, а игумен Макарий просил у царя Алексея Михайловича на содержание его землю и сенные покосы «за валом и за городом на степной стороне близко валу и горы от Свияги реки и по чувичу». В том же году монастырю дано место на берегу Волги под хлебный амбар, в 1666-м пожалованы земли близ монастыря; а также к югу от города (близ нынешней Винновской рощи) и Чувиченские луга.
Неизвестно, как выглядела первая деревянная Успенская церковь, простоявшая недолго. Во время осады Симбирска в 1670 году войском Степана Разина «воровские люди Успенский монастырь выжгли и разорили без остатку» вместе с деревянным острогом и домами подгорных жителей. Сгорела и церковь.
Вскоре монастырь был восстановлен, а в нем построена новая каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, освященная в 1674 году. Этот храм существовал в почти неизменном виде без малого два столетия. Церковь была монастырской, но имела отдельный причт и Успенский подгорный приход.
Между тем пахотными землями и сенокосами монастыря самовольно завладели жители города. В 1671 году игумен Иоасаф жаловался царю, что на монастырской земле «неведомо почему поселились дворами Синбирские жилецкие люди»; оброку не платят, «и монастырю от них теснота». Монахи содержали рыбные ловли на острове Чувич и мельницы под с. Арское. Но, не имея достаточных доходов и земли, монастырь главным образом существовал за счет жалования от казны деньгами и хлебом.
В 1691 году игумен Гурий просил для Успенского монастыря порожнее место на горе, подле кремля, «под часовню и под монастырский двор», где монахи могли бы служить молебны для горожан. В 1697-м место это было отведено, и монастырь построил на нем, кроме часовни, еще 4 хлебных амбара.
На конец XVII – начало XVIII вв. пришлось время расцвета Успенского монастыря. Подгорье было тогда главным торговым местом города, и в приходе Успенской церкви состояли богатые купцы. «Говорят, что под горой были прежде даже частные каменные здания» («СГВ», 17.07.1865). Выходцы из дворян и помещиков составляли немалую часть монашеской братии. С 1704 года монастырь управлялся не игуменами, а архимандритами, что говорит о его значении. Первым настоятелем в таком чине стал архимандрит Адриан.
На рубеже XVII – XVIII вв. в Симбирске был построен Покровский мужской монастырь. Быстро возвысившись, он отвлек от Успенского монастыря многих богомольцев, и доходы последнего сильно сократились. К тому же подгорье стало приходить в упадок, его богатые жители переселялись «на гору», где начала формироваться новая торговая часть города. Сказалось и неудобство места, занимаемого монастырем, подверженного частым оползням.
Успенский монастырь пришел в упадок и в 1724 году был закрыт за малолюдством; братия переведена в Покровский монастырь. Последний архимандрит Иосиф стал казначеем Покровского монастыря. «Монастырское строение велено было продать, а годное перевесть»; а Успенская церковь была обращена в приходскую
Приходской храм Успения Божьей Матери (фото 1) стоял на подгорной Успенской улице, немного севернее Петропавловской церкви (фото 2). Вид его почти не изменился со времени постройки в 1674 году.
В холодной церкви находился престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, в теплом северном приделе – престол во имя Св. Николая Чудотворца. Входы с крыльцами в обе части находились с запада; еще один вход вел в холодную церковь с юга. Над главным отделением холодной церкви построен был каменный восьмигранник, увенчанный куполом с яблоком и 8-конечным крестом. Крыша тесовая; в 1848 г. вся церковь покрыта железом. В 1817 г. отмечалось, что церковь осела в землю по самые окна и поддерживалась каменными контрфорсами, крытыми тесом.
Полы кирпичные; на стенах масляными красками изображены 23 главы из Апокалипсиса; роспись плафона изображала 9 чинов ангельских, в середине – Господь Саваоф в окружении херувимов. Пятиярусный резной иконостас «богато позлащенный»; царские врата «с прекрасными древними изображениями Благовещения и четырех Евангелистов» (Сборник 1870 г.). Замечательны были образа древнего письма: Господа Вседержителя; Св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского; Успения Божьей Матери и другие. Позже в разных храмах Симбирска сохранялись древности – богослужебные книги, напрестольный крест, святые сосуды – оставшиеся от приходской Успенской церкви и монастыря.
Каменная 4-ярусная колокольня, стоявшая отдельно от храма, по преданию была построена «по закрытии монастыря»; нижний ярус 4-угольный, три верхних – 8-угольные. Церковь окружала деревянная ограда на каменном основании.
В первое время после закрытия монастыря приходская Успенская церковь имела два штата священнослужителей. Но отток населения из подгорья продолжался, уменьшалось и число прихожан. Церковь стала одноштатной, а уже в 1826 году указом Казанской духовной консистории, «по малолюдству и бедности прихожан», штат совсем закрыт. Приход и храм были приписаны к Петропавловской церкви. Но службы в Успенской церкви совершались: зимой постоянно, а часто и летом.
А вскоре история Успенской церкви оказалась связанной с единоверцами. По известному определению «единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». Единоверцы сохраняют древние богослужебные чины, но признают верховенство Московского патриархата. Официальная церковь терпимо относилась к единоверцам, видя в таком компромиссе возможность воздействия на основную часть старообрядцев.
Единоверие возникло в России в XVIII веке и официально регламентировано в 1800-1801 гг. В Симбирске единоверия не существовало до середины XIX века. В 1853 году известный миссионер, симбирский кафедральный протоиерей Павел Николаевич Охотин призвал старообрядцев обращаться в единоверие и обещал им помощь епархии в устройстве единоверческого храма. «Умные и более начитанные старообрядцы не отвергли этой мысли»: из их среды к Охотину явились 12 человек: Петр Титович Воронков, Савва Андреевич Банцеков с двумя братьями, Евфимия Петровна Хренова и другие. После обсуждения они подали прошение на имя Симбирского епископа Феодотия, в котором просили принять их в лоно св. Церкви, уступить для богослужения древнюю Успенскую церковь, снабдить ее «древле освященным» антиминсом и «рукоположить им своего священника».
Преосвященный Феодотий принял просителей и обещал исполнить их желание. Действительно, вскоре он получил разрешение Синода на открытие единоверческой церкви. Священником в ней, по общему желанию присоединившихся к единоверию старообрядцев, был рукоположен почтенный старец Савва Андреевич Банцеков. От Московского митрополита Филарета был получен антиминс для храма. В грамоте от 31 октября 1854 года, обращенной к единоверцам, епископ Феодотий указал: «…Древнюю Симбирскую Успенскую с придельною к ней во имя Святителя и Чудотворца Николая церковью передать вам сообразно с вашими понятиями о древности. … При сей церкви быть рукоположенному Нами иерею Савве…»
При Успенской церкви были восстановлены причт и приход, богослужения единоверцев совершались в ней до 1863-1865 г. Но расположение храма под горой оказалось неудобным для прихожан. Среди единоверцев (как и среди старообрядцев вообще) немалую часть составляли купцы, селившиеся близ Ярмарочной площади и Казанского выезда. «СГВ» (3.11.1870) писали: «Так как число единоверцев все более росло, и так как единоверцы эти преимущественно живут в нагорной части Симбирска, и в сообщении с церковью особенно старцы по отдаленности в ненастное время затруднялись, то и просили они Преосвященного Евгения, Епископа Симбирского, дозволить им перенести каменную Успенскую церковь в нагорную часть города в среду единоверцев».
Разрешение епископа и Св. Синода было дано. Глава симбирских староверов купец Ф.В. Красников пожертвовал землю на Казанском выезде (ныне ул. Гагарина) под храм и погост, а также материалы и деньги. «Прекрасный план для трехпрестольной церкви в древне-византийском вкусе с семью главами составил губернский архитектор Белоусов» («СГВ», 3.11.1870). В 1865 году «Губернские ведомости» сообщали, что на Казанском выезде «уже начались приуготовительные работы»
В 1866 году подгорная Успенская церковь была разобрана. Позже на ее месте построена небольшая каменная часовня. А в 1866-1867 гг. возведен на Казанском выезде новый единоверческий храм «из материала древней Успенской монастырской церкви» (П.Л. Мартынов). «Не щадя никаких издержек принялся за дело устроения и благоукрашения церкви Савва Андреевич Банцеков со старостою Симбирским купцом Иваном Михайловичем Беляевым и особенно явил в этом усердие Федор Васильевич Красников» («СГВ», 3.11.1870)
А.К. Яхонтов писал, что новая Успенская церковь освящена в 1868 году. «СГВ» в статье «Об освящении Симбирской единоверческой церкви» (3.11.1870) сообщают иное: «В феврале 1869 г. вновь устроенные в теплой церкви два придела во имя Покрова Пресв. Богородицы и Св. Николая были освящены священником С.А. Банцековым…, а в 1870 году освящена и настоящая церковь во имя Успения Божьей Матери на древле освященном антиминсе, присланном по ходатайству Его Преосвященства от Митрополита Исидора»
Успенская единоверческая церковь находилась на углу Ново-Казанской (ныне Гагарина) и Провиантской (утрачена) улиц (фото 5-6). Сейчас на этом месте находится жилой дом № 15 по ул. Гагарина с магазином «Магнит». Каменная пятиглавая церковь (фото 4) в виде восьмерика на четверике «построена наподобие корабля, в византийском стиле, снаружи и изнутри оштукатурена, покрыта листовым железом» (А.К. Яхонтов). К западу от храма находилась колокольня. На большом колоколе весом 58 пудов, перенесенном из подгорной церкви, имелась надпись: «1777 году августа 10 дня вылит сей колокол в городе Симбирск ко храму Успения Божия Матери». Церковь была обнесена оградой на каменных столбах. На одном углу стояла построенная в 1900 г. часовня, в которой хранилась почитаемая чудотворной икона Св. Николая Чудотворца. В 1904 году приход церкви составлял 184 человека.
В холодной церкви находился лавный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы. Здесь было 4 иконостаса. Центральное место иконостаса на Горнем месте занимала икона Успения Божьей Матери с 12-ю апостолами, перенесенная из старой церкви. «Предалтарный иконостас – столярной работы, на нем колонны, резьба и царские двери, изображающие животворящий Крест Господень… Это – тот древний иконостас, который был в прежней Успенской церкви. Однако он потерпел значительные изменения… Изменены также царские двери: прежде они были сплошные, теперь имеют форму 8-конечного животворящего Креста Господня. Изображения на дверях и местные иконы прежней церкви заменены новыми, Московской работы. Прежние иконы частью оставлены в Успенской часовне под горою, частью находятся в церкви, но на других местах» (А.К. Яхонтов). В этой части церкви выделялись иконы Преображения Господня, Живоначальной Троицы, Успения Божьей Матери, Тайной Вечери и др. Из прежней Успенской церкви перенесены иконы Иоанна Крестителя, Смоленской Божьей Матери, Владимирской Божьей Матери.
Два придела находились в теплой части церкви. Южный придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; северный – во имя Св. Николая Чудотворца. В этих частях храма наиболее замечательными являлись икона Казанской Божьей Матери, местные иконы Спасителя, Св. Николая, Явления Богородицы преподобному Сергию и др.
В Успенской церкви хранились уникальные предметы церковной старины: антиминсы XV-XVI веков, Евангелия, Псалтырь XVI века и т. д.; что Александр Кузьмич Яхонтов объяснял «любовью прихожан церкви к предметам нашей церковной древности».
31 октября 1904 года в Симбирске отмечалось 50-летие единоверческой церкви и ее прихода. К этой дате Успенская церковь была отремонтирована, в ее главном приделе, бывшем до этого холодным, установлены печи. Единоверцы обратились с просьбой к епископу Симбирскому и Сызранскому Гурию совершить торжественное служение в их храме и получили согласие. В день юбилея в Успенской церкви собралось множество людей, в т. ч. «иноприходских православных и раскольников старообрядцев». Присутствовали городской голова и председатель Окружного суда.
Преосвященный Гурий совершил литургию, произнес поучение и освятил антиминсы для единоверческих церквей епархии. По окончании литургии отслужен молебен Успению Божьей Матери и совершен крестный ход вокруг храма. Церковному старосте В.Е. Воронкову за его 30-летние труды поднесена была икона Спасителя; купец С.А. Бокоунин от имени прихожан зачитал благодарственный адрес.
«Торжественное архиерейское служение, совершенное здесь Преосвященнейшим Гурием, первым из всех Симбирских архипастырей, громкое произношение Владыкою молитв, истовое изображение двуперстно крестного знамения, соблюдение всех обрядов единоверческого служения произвели на молящихся сильное впечатление. … Умилились этим богослужением присутствовавшие раскольники австрийского лжесвященства, открыто высказывая свое удовольствие о виденном и слышанном» («СЕВ», 1904, № 24)
Успенская церковь закрыта в октябре 1929 года, в ней решено было открыть «избу-читальню для обслуживания населения окраин». В начале 1930 г. читальня окружного отдела народного образования в здании бывшей церкви уже работала. В июне того же года с колокольни сняты колокола общим весом 282 пуда. Бывшая Успенская единоверческая церковь «разобрана до 1934 года» (В.Н. Ильин).
***
Источники:
1. М.В. Арнольдов. Симбирский Успенский монастырь. / Материалы для истории и статистики Симбирской губернии, вып. 1, 1866.
2. Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре. / Симбирский сборник 1870 года.
3. Успенская подгорная церковь. / «Симбирские губернские ведомости», 17.07.1865.
4. Об освящении Симбирской единоверческой церкви. / «Симбирские губернские ведомости», 3.11.1870.
5. А.К. Яхонтов. Успенская церковь. / «Симбирские епархиальные ведомости», 1898, №№ 15, 16. / А.К. Яхонтов. Церкви города Симбирска, вып. 2, Церкви на горе.
6. Торжество 50-летия единоверческой церкви г. Симбирска 31 октября 1904 г. / «Симбирские епархиальные ведомости», 1904, № 24.
7. В.Н. Ильин. Успенская церковь. / Симбирск-Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. 2001.
и др.
Подгорная Успенская церковь по «плану фасада и вида», сделанному в 1817 году.
«Симбирская церковная старина», выпуск 2, 1915.
«В Симбирское епархиальное церковное археологическое общество вновь поступили следующие предметы: […] Копия с плана и фасада, снятая хранителем музея Симбирской ученой архивной комиссии П.А. Александровым, бывшей подгорной Симбирской монастырской Успенской церкви».
«Симбирские епархиальные ведомости», 1914, № 8-9, отд. неофициальный.

План Симбирска 1843 года. ГАУО.
Цифрой 1 на плане отмечена подгорная церковь Успения Божьей Матери (№ 16 по экспликации плана), цифрой 2 – Петропавловская церковь (№ 15 по экспликации плана).

Рукопись Симбирского Успенского монастыря, упраздненного в 1724 году.
«Симбирская церковная старина», выпуск 1, 1914.

Успенская единоверческая церковь на Ново-Казанской (ныне Гагарина) улице, перенесенная из подгорья в 1866-1867 гг. Дальше по улице виден дом купца Заборина, находящийся ныне на углу улиц Гагарина и Орлова.
С открытки начала ХХ века.

Фрагмент топографического хозяйственного плана губернского города Симбирска 1871-1872 гг. НСБ.
Красным кружком отмечено местонахождение единоверческой Успенской церкви на пересечении Ново-Казанской и Провиантской улиц.

План вновь проектированного расположения губернского города Симбирска 1887 года.
Красным кружком отмечено местонахождение единоверческой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы (№ 14 по экспликации плана) на углу Ново-Казанской и Провиантской улиц.

Суров
Такая красота была в центре города . Но ведь поднялась чья то рука чертова , собаки такую красоту разрушили !
.
а вот то что снесли памятник архитектуры 17 века- изначальный храм в подгорье вас не смущает?ну а потом логично уже другие люди снесли реконструированное и «перенесенное» как тюз на пушкинской здание
Суров
Зачем разрушали ? Думали карла маркса лучше ?
Атеист
конечно лучше