Во вторник на заседании парламента врио губернатора Алексей Русских выступил фактически с программным докладом. Глава региона заявил: нужно повернуться лицом к людям. Сейчас за чертой бедности находится 15% ульяновцев, и именно для людей нужно создавать инфраструктуру, а не гнаться в рейтингах инвестиционной привлекательности. В числе других проблем Русских выделил и сложившуюся ручную систему управления с низким уровнем инициативности и плохим лоббированием интересов региона. Глава региона надеется, что к 2025 году бюджет области достигнет 100 млрд рублей. Пока же нужно решить вопросы с плохими дорогами, обманутыми дольщиками, низкой газификацией, некачественной питьевой водой, умирающей Волгой и неухоженной Свиягой.

Приводим полный текст отчета:

“Свое выступление в Законодательном собрании я использую для того, чтобы представить собственное видение ситуации в Ульяновской области и определить основные приоритеты работы Правительства в 2021 и последующие годы. Очень важно сейчас, в самом начале сверить курсы, выработать единую общую линию развития области.

Напомню, официальный отчет о работе правительства направлен вам в марте.

Решение Президента России Владимира Владимировича Путина о моем назначении временно исполняющим обязанности губернатора я понимаю следующим образом.

Во-первых, поддержать, усилить Ульяновскую область федеральными ресурсами, которые появляются у региона в связи с приходом новой команды. Это определенное признание заслуг и значимых результатов, которые были достигнуты за прошедшие годы и которые надо удержать и преумножить.

Во-вторых, необходимость формирования более современной управленческой культуры, эффективной и нацеленной на результат.

Я принял этот вызов и взял на себя обязательства перед Президентом. Для меня это большая ответственность.

С момента Указа Президента России о моем назначении прошло почти три месяца. Это время я максимально использовал для анализа ситуации, знакомства с командой и сложившейся обстановкой в регионе.

Позвольте сформулировать ряд непредвзятых выводов и заключений. Моя оценка не является субъективной. Я смотрю аналитику, использую независимые источники информации. Я должен был понять, на каких достижениях предыдущего этапа мы будем строить новую стратегию, а что нужно принципиально менять. При этом не собираюсь судить то, что было до меня. Я не хочу критиковать, я хочу делать, добиваться реальных результатов.

Отмечу наиболее выигрышные стороны Ульяновской области.

Первое. В целом сильная профессиональная работоспособная команда.  Я не испытываю никакого дискомфорта, работая здесь. Понятно, что сейчас идет притирка, ознакомление. Идет донастройка. И она будет продолжена с целью максимального и эффективного использования тех интеллектуальных и профессиональных ресурсов, которые есть на местах.

Второе. Работая на протяжении ряда лет с огромной отдачей, я бы сказал на надрыве, в логике заданной модели развития, область максимально использовала любые возможности и шансы, в буквальном смысле хваталась за все. И сейчас это мобильный, открытый новациям регион с развитой диверсифицированной экономикой.

Третье. Несомненные успехи в привлечении инвестиций. Созданы работающие, эффективные точки экономического роста – Портовая особая экономическая зона, экономическая зона «Заволжье», индустриальные парки. Отмечу, что зоны развития создаются и в муниципальных образованиях – Инзе Новоспасском, Кузоватово. Самое современное инвестиционное законодательство.

Четвертое. Сильная общеобразовательная школа. Итоги ЕГЭ, участия в предметных олимпиадах, процент поступления выпускников в топовые вузы страны – все это свидетельствует о высоком качестве именно школьного образования. Только один пример. Стобалльники: 2018 год – 25, 2019 год – 39, 2020 год – 46 выпускников.

Пятое. Огромный рывок в сельском хозяйстве. Более 2-х миллионов тонн собранного зерна в прошлом году – это результат совокупного труда всех аграриев области.

Шестое. Очень хорошо развивается композитная отрасль. Порядка 10 предприятий выпускают продукцию из композитных материалов, которые конкурируют с лучшими мировыми образцами.

Седьмое. Отмечу целенаправленную работу по формированию региональной идентичности. Растет интерес к прошлому родного края, к культурным традициям. Подготавливаются интересные книги, понемногу раскачиваются местные туристические ресурсы. Ульяновская область становится интересной в масштабах России. Такая работа очень важна и будет продолжена.

Теперь ряд концептуальных наблюдений, которые, как я считаю, обосновывают необходимость обновления работы всей системы управления.

Во-первых, следует признать, что прежняя модель развития, в основе которой лежит инвестиционная привлекательность региона, требует существенной корректировки. Приоритет должен быть отдан развитию современной качественной инфраструктуры – инженерно-технологической и социальной.

Основная и единственная наша цель – повышение качества жизни людей, их благополучие. Во главу угла мы должны ставить интересы граждан, жителей области. Социальные приоритеты!

Инвестиционная политика непосредственным образом помогает в достижении этой цели – строящиеся предприятия создают увеличивающийся сектор новой современной занятости, обеспечивают ульяновцев высокооплачиваемыми рабочими местами. Поэтому борьба за инвестиции будет продолжена.

Второй вывод – низкий коэффициент полезного действия власти, достаточно слабый уровень эффективности работы. В чем суть эффективности? Это рост уровня и качества жизни населения. И все, точка.

Я считаю, что сейчас региональная власть должна решать проблемы бедности, создавать все условия, чтобы люди не выживали, а жили. Получали достойную заработную плату, имели возможность растить детей, обеспечивать их развитие, получать качественную медицинскую помощь, обогащаться культурно.

Я посмотрел несколько рейтингов, которые на протяжении ряда лет сравнивают регионы по комплексным показателям качества жизни. Вывод очевиден. Ульяновская область, с точки зрения социальных показателей, топчется на месте, практически не развивается.

Вот рейтинг регионов по уровню благосостояния семей. Это РИА-рейтинг, который замеряет один показатель – среднемесячный остаток типовой семьи с двумя детьми после минимально необходимых трат. В 2012 году Ульяновская область находилась на 63 месте, в 2019 году на 65 месте, в 2020 году – на 62 месте.

Или рейтинг агентства «РИА Рейтинг» по качеству жизни населения в российских регионах. При расчете рейтинга проводится анализ показателей, которые характеризуют основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов, жилищные условия, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, экологические и климатические условия, безопасность проживания, демографическую ситуацию, здоровье населения и уровень образования. 2014 год – 35 место, 2020 год – 33 место.

Рейтинг зарплат в малых и средних населенных пунктах. Здесь такие показатели: отношение зарплаты к фиксированному набору товаров и услуг, средняя зарплата в средних и малых населенных пунктах, отношение зарплаты в средних и малых населенных пунктах к зарплате в крупных городах региона. 2018 год – 69 место, 2019 год – 71 место, 2020 – 67 место.

Сохраняется высокий, выше среднего в России уровень бедности. За 2020 год численность населения с доходами ниже среднего составляла в Российской Федерации 12,%, а в Ульяновской области – 15%.

При этом в инвестиционных рейтингах Ульяновская область выглядит более чем достойно. И если какое-то время назад можно было оправдывать низкие показатели и позиции в социальной сфере успехами в инвестициях, то сейчас этот перекос должен быть устранен.

Я считаю, что надо правильно выстроить приоритеты нашей работы, вернуть в политику именно человеческое измерение, строить наши действия на принципах социальной справедливости и заботы о людях.

Третий вывод. Очень много проблем в самой системе управления.

Назову только некоторые, лежащие на поверхности.

– Отсутствие эффективного распределения полномочий, ручное управление, низкий уровень инициативности руководителей среднего звена.

– Слабая работа с федералами и плохое лоббирование интересов региона.

– Доминирование процессов над результатами.

– Слишком далекий горизонт планирования, выходящий за пределы контроля и имеющихся ресурсов, а также отсутствие на уровне ведомств вообще какой-либо реальной, а не формальной стратегии.

– Как результат – преобладание оперативного «плоского» ручного управления преимущественно через организацию мероприятий без привязки к целеполаганию.

– Отсутствие очевидной и понятной системы в расстановке приоритетов.

Поэтому задача ближайшего времени – перенастроить работу Правительства области, опираясь на профессионализм работающей в настоящее время команды.

Поверьте, управленческой революции не будет. Будет наладка работы команды. Наши действия должны быть понятны жителям, наши решения должны быть продуманными и приниматься людьми. Наш бюрократический интерфейс должен быть удобным в использовании.

Уважаемые коллеги!

Теперь о приоритетных направлениях деятельности областного Правительства.

Бюджетная политика.

Ульяновская область – низкодотационный регион. Который всегда стремился к независимости от федерального центра. Политика развития строилась преимущественно на собственных финансовых ресурсах.

С одной стороны, серьезно растут собственные доходы. С другой, необходимость ускорения темпов развития инфраструктуры и финансовые траты, которые принёс период пандемии, ведут к росту взятых кредитов.

Сейчас бюджетный долг находится на безопасном уровне. Но далее считаю необходимым усиливать сотрудничество с федералами в реализации капиталоемких проектов. Ставлю задачу бюджет 2025 года сформировать в размере 100 миллиардов рублей. И это не только наши с вами территориальные амбиции, это задача, которую ставит Президент.

У области есть потенциал для этого. Здесь живут талантливые люди, готовые работать, готовые созидать.

У нас развитая промышленность – авиа-, автомобиле- и станкостроение.

Например, авиастроение. Наш флагман АВИАСТАР примерно на 20 лет вперед обеспечен заказами. Сейчас задача отладить производственный процесс и выйти на нормальную программу выпуска самолетов. Это ИЛ-76МД-90А, новый самолет МС-21. Есть планы создания абсолютно нового транспортника ИЛ-100.

Большие перспективы у композитной отрасли. Мы будем продолжать открывать новые производства и выпускать продукцию, способную конкурировать с лучшими мировыми образцами. Новые сверхлегкие и прочные композиты востребованы в авиации и космосе, в энергетике и судостроении, в радиоэлектронике, медицине и строительстве, а также при создании современной транспортной инфраструктуры.

У нас мощный оборонно-промышленный комплекс. Действует центр нанотехнологий. Там тоже выращивается сейчас много стартапов, которые, я уверен, скоро будут вносить существенный вклад в экономику области.

А это все новые рабочие места, новые налоговые отчисления.

Коллеги, вы прекрасно знаете, что работа с бюджетом — это не только доходная часть, но и пристальный контроль над эффективностью расходов.

У бюджетной эффективности три составляющие.

Во-первых, элементарная экономия. Мы все должны понимать, что тратим деньги ульяновских налогоплательщиков, жителей области. Поэтому нужен тщательный анализ и оптимизация расходов. Пока не все подрядчики понимают свою ответственность.

Во-вторых, бюджетная эффективность – это рациональное использование средств. Вложенный рубль должен приносить прибыль, то есть работать на рост.

В-третьих, бюджетная эффективность определяется социальной результативностью – пользой для людей. Потраченные средства должны создавать общественные блага, пользу людям.

Прямая государственная поддержка в виде субсидий, и предоставление налоговых льгот также должны быть эффективными.

Думаю, что в борьбе за эффективность нам надо лучше использовать возможности госпрограмм, реформировать работу с ними. Основная цель госпрограмм – связь денег и результатов. Пока я вижу, что госпрограммы – очень правильный, но неработающий инструмент!

Еще один момент, который касается бюджетной политики. Это борьба за внимание и средства федерального центра. Сегодня перед нами стоят задачи, которые невозможно решать собственными силами. Мы должны войти в максимальное число программ, использовать механизмы распределения дотаций. Это и вопросы нормативно-правового характера, налоговой политики. Это и планы инфраструктурного развития, национальные проекты.

Я обращаюсь к действующим депутатам Государственной Думы, сенаторам от Ульяновской области, представляющим наши интересы в Москве и к тем, кто только вступает в предвыборную борьбу. Как человек, проработавший в Государственной Думе и Совете Федерации, я знаю, что возможности привлекать федеральные средства есть.

Сейчас нам нужна слаженная команда лоббистов, людей готовых отстаивать интересы области на самом высоком уровне. Я со своей стороны готов использовать весь свой опыт, свои знания и контакты.

Вы видите, за короткий срок уже много удалось. Поручения по итогам визита Председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина, договоренности о выделении средств на строительство нового корпуса Гимназии № 100 в Ульяновске. Сдвинулась с мертвой точки тема водовода из Кузоватовского района в Ульяновск. Нам готовы помогать по противооползневым работам и берегоукреплению. Мы приблизились к старту строительства больницы на Нижней Террасе и так далее.

Но и мы с вами должны соответствовать – помимо принципиальных решений нужна кропотливая работа нашей команды здесь на местах. Это подготовка проектно-сметной документации, экспертизы, финансирование.

Уважаемые коллеги!

Приоритетом предстоящей работы я вижу оперативное и в тоже время глубокое погружение в насущные проблемы десятков тысяч ульяновцев. Власть должна повернуться лицом к человеку, к его чаяниям и надеждам.

Каналы обратной связи показывают, что в топе вопросов, волнующих жителей региона, традиционно находятся проблемы строительства, общественного транспорта и дорог, ЖКХ и благоустройства, водоснабжения и водоотведения.

Понятно, что аналоговое, точечное решение конкретных ситуаций – важная задача. Я этим занимаюсь с первого дня моего пребывания в регионе. Конечно, такая практика продолжится и в будущем. Однако сейчас я хочу обратить внимание на крупные вызовы, проекты, которые облегчат жизнь многим ульяновцам. По некоторым из них мы заручились федеральной поддержкой, но проблемы региона решать нам с вами.

Кратко пройдусь по зонам, которые требуют быстрого реагирования.

Строительство. Расселение из аварийного жилья. Обманутые дольщики.

Мы видим, что темпы строительства и ввода жилья – обнадёживающие – больше миллиона кв. метров в прошлом году, и более 800-та в текущем. Важно продолжить реализацию жилищных программ и прийти к пониманию, что они являются не самоцелью, не погоней за статистикой и сухим результатом, а направлены на социальную поддержку жителей региона.

На улучшение уровня жизни также нацелено инфраструктурное строительство и ремонт существующих объектов, программа развития территорий.

Мы продолжаем работы.:

  • По реконструкции Центра народной культуры (ДК УАЗ),
  • Строительству Театра юного зрителя.

По капитальному ремонту:

  • Мемориального центра,
  • корпуса № 3 Социально-реабилитационного центра им. Е.М. Чучкалова,
  • здания структурного подразделения Детской городской клинической больницы,
  • лечебно-диагностического корпуса Областного клинического онкологического диспансера в Солдатской Ташле.

Кроме этого, мы приступаем к строительству:

  • общеобразовательных школ в Димитровграде на 1100 ученических мест и в Старой Майне на 400 мест, новой школы в селе Первомайский Чердаклинского района,
  • детского инфекционного корпуса на 100 коек в Ульяновске,
  • 15 фельдшерско-акушерских пунктов в сельских населённых пунктах области,
  • жилого корпуса с пищеблоком дома-интерната для престарелых и инвалидов в селе Водорацк,
  • сельского дома культуры в Шиловке.

Что касается расселения людей из аварийного жилья. Мы ставим задачу идти ускоренными темпами по переселению жителей области из непригодных для жизни домов.

Благодаря пересмотру сроков реализации программ к 2023 году мы улучшим условия проживания почти 1300 человек. Кроме того, если мы будем и впредь оперативно переселять людей из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, то федеральный центр продолжит финансировать регион. Эту задачу я считаю приоритетной для Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

К концу 2023 года мы рассчитываем полностью решить проблему обманутых дольщиков Ульяновской области.

Сегодня реестр проблемных объектов состоит из 31-ого многоквартирного дома. Более 3-х тысяч 400 человек нуждаются в помощи.

10 домов (более 2-х тысяч дольщиков), застройщики которых признаны банкротами, будут достроены с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства.

До 2023 года за счет региональных мер и бюджета Ульяновской области планируется достроить 21 дом (почти 1350 дольщиков).

Дороги. Транспорт.

Как только я приехал в регион, сразу заметил, что дороги здесь в неважном состоянии. Все автомобилисты, думаю, со мной согласятся. Проблема серьёзная, ей очень много лет. Недовольно население, гости, бизнес. Огромное недовольство общественным транспортом.

По итогам 2020 года доля федеральных дорог, находящихся в нормативном состоянии, составляет 89%, региональных дорог 46% и местных дорог 56%, а в границах Ульяновской агломерации до 75%.

Сейчас нужно наращивать темпы ремонта существующего дорожного полотна и строительства нового. По нашим подсчётам, с той помощью, которой мы сейчас заручаемся в федеральном центре, за 3 года можно серьёзно поправить ситуацию с дорогами. В плане на 2021 года построить и реконструировать почти 10 километров дорог (в том числе мостовых переходов), а также отремонтировать больше 455-ти километров и 3-и мостовых перехода.

Еще один показатель, который мы себе ставим – 85% региональной опорной сети дорог в 2024 году будет приведена в нормативное состояние (справочно: опорная сеть – это дороги, пользующиеся наибольшим транспортным спросом).

Коллеги, хочу сообщить важную информацию – есть решение о выделении дополнительных семисот миллионов рублей федеральных средств на приведение в порядок дорожной сети области.

К работе общественного транспорта у жителей региона также накопилось много вопросов. Да, в 2020 году в регион были доставлены 29 новых трамваев. Была обеспечена региональная поддержка на возмещение лизинговых платежей новых автобусов среднего класса марки «СИМАЗ». Я вижу, что работа ведётся, но она медленная.

Жители жалуются на нарушение расписания графика движения, на транспортную инфраструктуру, на условия пассажирских перевозок, на отсутствие современной системы информирования.

Основными приоритетами транспортной сферы должны стать динамичное обновление пассажирского транспорта, реконструкция остановок, вокзалов и станций, организация бесперебойной, комфортной и безопасной работы транспорта и внедрение современных информационно-цифровых технологий.

Сейчас мы стремимся включиться в федеральные программы, готовим документацию, взаимодействием с центральными ведомствами. Работы немало, она непростая, но необходимая.

Особое внимание хочу уделить Ульяновску. Знаю, что все дорожно-транспортные вопросы находятся в повестке городской администрации. Призываю мэрию города ответственно и с полным погружением в проблематику решать поставленные жителями региона задачи и надеюсь на тесное сотрудничество.

На дворе 21 век. Но у нас постоянно стоит вопрос улучшения качества питьевой воды. А в некоторых населенных пунктах просто нет воды. Уже на протяжении полутора месяцев я держу на личном конторе ситуацию с водоснабжением в Сенгилеевском районе, городе Ульяновске, Ишеевке, ряде других муниципальных образованиях. Нам нужны серьезные системные решения, возможно перераспределение ресурсов, чтобы раз и на всегда закрыть эти вопросы.

Строительство водовода в правобережье Ульяновска – тему смогли поднять на уровень Премьер-министра, решение одобрено министрами природных ресурсов и строительства. В ближайшие несколько лет мы этот проект реализуем. Это будет серьезной победой, когда в кране будет чистая родниковая вода.

Низкий уровень газификации. А это значит, во многих домах остается дровяное отопление. Надо ускорять газификацию области. В 2021 году газоснабжение получат более 4 тысяч жителей Ульяновской области.

У нас на экономическом форуме в Санкт-Петербурге состоялось обсуждение политики относительно газификации области с представителями Межрегионгаза. Мы договорились, что они дополнительно 62 пункта включают в программу газификации на 2022-2023 годы. И вы знаете, по инициативе Президента Госдума приняла закон, что внутрипоселковая сеть тоже будет строиться за счет Газпрома. Для нас это большое подспорье, потому что внутри поселков тянули трубы за счет регионального бюджета. Нашей целью является 100%-я газификация области к 2029 году.

Множество застарелых экологических проблем. Умирающая Волга в рамках Куйбышевского водохранилища. Неухоженная в черте Ульяновска Свияга. Вредные производства, отравляющие воздух и водоемы. Пресловутый «Гиппократ» в Мулловке. Нефтяная линза губит Винновскую рощу. Чадящие мусорные полигоны.

Этот список почти бесконечный. Пора бить тревогу. Это наша ответственность перед детьми и внуками.

Экологические проблемы нужно решать системно, раз и навсегда. Задача не только найти деньги, но и провести грамотную экспертизу, сформировать эффективный план работ. И начинать осмысленно действовать.

Целый клубок проблем в сфере здравоохранения. Задача – сделать медицину доступной для всех, обеспечить высококлассное обслуживание всех категорий граждан.

Острой остается тема лекарственного обеспечения. Не хватает лекарственных средств в больницах и в аптеках.

О здравоохранении и его проблемах можно говорить долго. Хочу сразу подчеркнуть – все проблемы начинаются с головы. Тот управленческий коллапс, который я застал является первопричиной многих и многих недостатков, которые ярко проявились в период пандемии.

Это неэффективное использование имущества и ресурсов, дефицит и недостаточная квалификация кадров, в том числе управленческих, отсутствие полноценной стратегии развития отрасли, постоянное сваливание в сторону решения тактических задач. Думаю, что в ближайшее время нам удастся оздоровить отрасль.

При этом я с огромным уважением и благодарностью отношусь ко всем медицинским работникам.  Спасибо вам за вас самоотверженный труд и героизм. Вы достойны работать в более комфортных условиях и за более высокое вознаграждение. Наша задача обеспечить Вас всем необходимым. И этот один из наших важнейших приоритетов!

Говоря о накопленных проблемах, отдельное внимание хочу уделить двум крупнейшим городам региона Ульяновску и Димитровграду.

В Ульяновске проблем много. Дороги и транспорт, покореженный архитектурный облик, изношенная инженерная инфраструктура. Безобразие с Генпланом города. Две прекрасные реки и нет ни одной набережной! Удивительно!

Город с яркой историей должен обрести ухоженный вид. А жители почувствовать комфорт и безопасность. Давайте сделаем его городом, в котором хочется жить, которым будем гордиться.

Ульяновск – город, где родился Владимир Ильич Ленин. Это мировой якорь. У нас есть все основания привлекать сюда большие туристические потоки.

Нам нужно оживить движение по Волге, открыть транспортное сообщение по реке с Казанью и Самарой, обеспечить развитие берегового сервиса. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров меня уже поддержал, запланирована встреча с Рустамом Миннихановым.

Я убежден, что мы должны найти разумный баланс между интересами застройщиков и интересами города. Дать застройщикам строить комфортное современное жилье, которое востребовано, но при этом они не должны губить природу и сложившиеся городские ландшафты. Мы будем расчищать русло Свияги в черте города.

Исторический центр должен остаться историческим, а районы – комфортными для проживания со всей необходимой инфраструктурой в пешей доступности. Для этого нужно, чтобы решения власти были взвешенными с учетом интереса жителей, а не застройщиков, которые хотят из квадратного метра «выжимать» максимум. Нам нужен главный архитектор, поэтому мы объявим всероссийский конкурс.

Что касается Димитровграда – у этого города огромный нереализованный потенциал. На уникальном предприятии НИИАР сейчас реализуется проект по строительству нового атомного реактора на быстрых нейтронах. При его постройке перспективы НИИАРА и, соответственно, Димитровграда, будут проглядываться на 60 лет вперед.

Центр лечения онкобольных – единственный в мире, где пациенту предлагается четыре метода лечения. Я посетил технопарк, который реализуется совместно с КАМАЗом – много желающих открыть там производство, намечены планы по расширению производственных площадей.

У города есть будущее. Опять же все зависит от руководителей, насколько эффективно будут принимать решения. Надо просто прекратить там политиканствовать и сформировать там единую партию – партию димитровградцев.

Эти и многие другие проблемы, которые я прекрасно знаю, определяют и будут определять направления моей работы.

Первое. Зрелая, продуманная социальная политика, направленная на обеспечение высокого качества жизни ульяновцев и социальную справедливость.

Мы будем целенаправленно решать следующие задачи:

– Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

– Совершенствование поддержки семей при рождении детей.

– Повышение уровня доступности организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

– Повышение социального благополучия граждан пожилого возраста и развитие системы долговременного ухода.

– Соблюдение принципа нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Я так воспитан, забота и ответственность для меня не просто слова. Каждый житель Ульяновска должен чувствовать, что может рассчитывать на помощь государства в тяжелой жизненной ситуации. Считаю, что основная направленность бюджета должна быть социальная.

Отсюда второй приоритет – создание качественной доступной социальной инфраструктуры на всей территории области. Это доступность качественного образования, медицинского обслуживания, культуры, спорта. Это удобное транспортное сообщение. Это 100%-я газификация области. Это чистый воздух и качественная вода.

Отдельно выделю необходимость масштабной модернизации лечебных учреждений региональной системы здравоохранения. Областную детскую больницу ждет современный ремонт с новейшей техникой на 200 млн рублей. Первую поликлинику им.Кирова оборудуют на 80 млн рублей.

Также в пример приведу динамично развивающийся микрорайон Юго-Запад и губернаторский лицей №100. Мы договорились о строительстве нового корпуса для младших классов, это позволит решить вопрос со второй сменой и даст 500 дополнительных мест.

Третье. Борьба с бедностью и социальным неравенством.

В Ульяновской области сохраняется высокий, выше среднего в России уровень бедности. За 2020 год численность населения с доходами ниже среднего составляла в Российской Федерации 12%, а в Ульяновской области – 15%. По результатам прошлого года мы были в четвёрке «лидеров» антирейтинга бедности в ПФО.

Считаю, что основным инструментом преодоления бедности должны стать прежде всего экономические меры. Создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование крепкого среднего класса. Необходимо повышение минимального размера оплаты труда, обуздание инфляции, контроль за ростом цен и тарифов.

Четвертое. Комплексное развитие сельских территорий. По официальным данным в сельской местности проживает 38% населения Ульяновской области. Из них больше половины, – с низкими доходами. То есть наша общенациональная задача – борьба с бедностью – в значительной степени имеет сельское измерение. Качество жизни на селе остается критично низким. К глубокому сожалению, наши сельские территории продолжают отставать по социальной обустроенности, качеству образования и медицинской помощи, бытовому комфорту, уровню развития инфраструктуры. И этот разрыв очень обиден на фоне многолетних успехов ульяновского АПК.

Мы ставим перед собой задачу обеспечить высокий стандарт качества жизни во всех муниципальных образованиях региона. Суть стандарта – одинаковые по качеству услуги в любой точке Ульяновской области.

Пятое. У нас талантливая творческая молодежь. Задача переломить тенденцию оттока, чтобы они оставались здесь, работали на Ульяновскую область. А это, соответственно, в перспективе малый и средний бизнес. Надо создавать все условия для этого. У нас Ульяновск город студенческий. Молодежь подрастает замечательная. Я уверен, что мы поборемся с другими регионами не только за нашу ульяновскую молодежь, но станем привлекательной территорией для жителей других субъектов.

Шестое. Обеспечение продовольственной безопасности области.

В период пандемии коронавируса агропромышленный комплекс показал себя как наиболее устойчивая отрасль экономики, как «подушка безопасности» всего региона.

Мы будем увеличивать производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

И здесь я вижу несколько перспективных направлений.

– Обновление машинно-тракторного парка, строительство новых и реконструкция действующих животноводческих комплексов.

– Введение в оборот дополнительных земель сельскохозяйственного назначения.

– Внедрение глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Приоритетном должны стать проекты, связанные с переработкой и производством конечной продукции.

– Развитие малых форм хозяйствования – снижение административных барьеров и совершенствование механизмов государственной поддержки сельхозпроизводителей.

– Важно чтобы местный производитель в первую очередь имел гарантированный рынок сбыта здесь в области. А мы им будем помогать осваивать новые горизонты.

Для многих жителей нашего региона садоводство – это определённый образ жизни, а также возможность обеспечить свои семьи продуктами, выращенными собственными руками. Нужно продолжать поддерживать садоводческое движение. Прежде всего развивать инфраструктуру – электрификация, подъездные дороги к СНТ, обеспечивать водоснабжение, а там, где есть очевидная потребность, проводить газ. Думаю, что есть необходимость в подготовке специальной областной программы развития садоводчества.

Уважаемые коллеги!

Моя задача как руководителя региона направить энергию, всех политических и общественных сил на созидание, на конструктивное сотрудничество. Работать буду с каждым Моя цель объединить все конструктивные силы региона, все политические партии и общественные движения.

Я еще раз повторю, что у нас одна партия – партия жителей Ульяновской области. А это на всех на нас – исполнительную власть, депутатский корпус возлагает высокую ответственность за будущее Ульяновской области.

Мы сейчас решаем актуальные задачи и закладываем фундамент благополучия, дальнейшего развития на многие годы вперед. Мы обязаны смотреть вперед.

Предлагаю запустить в Ульяновской области проект, который позволит ответить на важные для каждого ульяновца вопросы: «Как мы хотим жить через 5, 10 лет? Какой увидят область наши дети и внуки?»

Нужна общеобластная дискуссия на самых различных общественных и профессиональных площадках. В результате мы с вами получим коллективное представление жителей Ульяновской области о будущем в горизонте 2030-2050 годов. И уже на этой основе и будут строиться наши амбициозные планы.

Спасибо за внимание!