«Огурец…»! Можно сказать, это главный, опорный наш овощ. Ему – особое внимание! А почему главный? А потому, подчеркну я вам, что минувшей зимой был у меня очень неприятный момент… Посетил наш город очень существенный, потенциально существенный инвестор – причем очаровательного женского пола …Ну, сидим, пьем чай… И слышу : «А огурец у Вас имеется?» Да – аа.. Такой момент! А огурца-то как раз и не оказалось…» Ведущий клуба-Жан Миндубаев. **** Жан Миндубаев. ЧРЕВО ГОРЫ. Повесть. Казанскому Университету посвящаю. Глава 10. «Дьявол прячется в чреве Горы…» (Мудрость Востока) Репортершу местной газеты с претенциозным названием «Народная» – в каждом доме родная» Людмилу Уванову всегда тянуло на «остренькое». Неважно, чем это остренькое было: стремлением местных графоманов войти в вечность созданием своих шедевров; возведением в губернии «Усадьбы Колобка» или жизнью умалишенных в сельской психушке. Перо у Людочки было бойкое, здравым смыслом господь ее не обделил. Но характер! Вся губерния помнила о том, как еще в советские времена она отбрила городского начальника, прибывшего к «трудящимся» на приборостроительный завод. Мэр Симборска возымел желание «доложить» трудовому народу о своем эффективном руководстве и его ощутимых результатах. В заводском клубе собрали так называемых «активистов-передовиков». Распаляясь от собственного красноречия градоначальник Хермаков вещал:
Понятно, что мясо, яйца и масло в силу известных причин продаются у нас в регионе по талонам. Но с овощами мы стараемся, организовали, можно сказать, целый овощной концерн под названием «Свияга». Там будут выращивать картошку-моркошку, капусту и прочую витаминно-полезную зелень… И особенно – огурец! Именно огурец! Можно сказать, это главный, опорный наш овощ. Ему – особое внимание! А почему главный? А потому, подчеркну я вам, что минувшей зимой был у меня очень неприятный момент…Посетил наш город очень существенный, потенциально существенный инвестор – причем очаровательного женского пола …Ну, сидим, пьем чай… И слышу вопрос: «А огурец у Вас имеется?» Да – аа.. Такой момент! А огурца-то как раз и не оказалось… Этот пассаж вызвал в зале большое оживление – даже раздались аплодисменты вперемешку с хохотом. Всем была известна чрезмерная пристрастность мэра к женскому полу. Говорили, что он не пропустит ни одной юбки. Так что реприза насчет огурца была воспринята собравшимися весьма своеобразно. И разве могла Люда Уванова упустить такой казус! Весь Симборск хохотал, читая в «народке» ее издевательский комментарий на этот сюжет под заголовком «Был момент – огурца не оказалось…» Людмила была женщиной боевой. Страх и сомнения ей были неведомы. В острых ситуациях она была бодра, энергична, дерзка и напориста. Как-то в ночном клубе «Лотос», где отрывались самые крутые симборские политтехнологи и пиарщики она встретила одноклассника Гошу Хузнецова. Выяснилось, что он увлекается диггерством и хочет отыскать старинный подземный ход, якобы соединявший некогда Симборский Кремль с рекой Волгой.
Через день в пять утра, прихватив диггеревское снаряжение. пустились они в подземное путешествие. Лаз туда нашелся за городской «Доской почета», на которой красовались изрядно выцветшие фотографии «Лучших людей Симборска». Сзади к этому парадному ряду доблестных граждан примыкал заросший пустырь заваленный строительным мусором, разбитыми плитами и прочей дрянью. Гошка постучал ломиком в старую бетонную плиту. Звук был гулким: «Тут!» Сдвинули ломтиком плиту. Из щели потянуло могильной сыростью. Уванову передернуло.
Подземный ход с замшелыми кирпичными стенами круто изгибался, опускался на десяток ступеней – и поворачивал. Приглушенно грохотал трамвай над головой, слушалась дробь отбойного молотка… Где-то там наверху, под солнечными лучами, среди шороха листвы шла своя, как бы отрезанная от них жизнь… Страх одолел Людмилу, она задыхалась. «Держись, курва!» – заорал Гошка, вдруг осознавший реальную опасность. Он втащил терявшую сознание женщину в какую-то пещеру, сунул ей под нос пузырек с нашатырем. Открыв глаза, Людмила озиралась недоуменно… Узнав Гошу, вдруг спросила:
«Свихнулась!» — мелькнуло в голове Хузнецова. Людмила повторила:
Гоша крутанул пальцем у виска. Людмила поднялась, достала из рюкзака кружку, приложила ее донышком к стенке пещеры:
Кузнецов тоже прижался к кружке.
В дебрях Горы они были не одни. Из кружки глухо доносилось: «заелись… им сверху видно все!.. покажем силу Горы!..» «…в Бога они поверили, как же!…» «весь Симборск обезбожили!..» «Треснет Гора под нами… треснет!..» И вдруг в мрачной земной толще зазвучал хор: «…никто не даст нам избавленья!.. добьемся мы освобожденья… собственной рукой»… У жадной до сенсаций Людмилы исчезли все страхи, только что ее парализовавшие. Ей захотелось немедленно раздолбать стену подземелья, чтобы увидеть, распознать, разнюхать: чьи голоса в толще Горы? Зачем собрались? Кто собрался? Она стукнула кружкой в стенку пещеры и открыла рот, чтобы заорать:
Уванова захлопала в ладоши:
Она обожала авантюры. По правде говоря, Гошка ничего не учуял в подземных пространствах. Но спорить с девицей ему было не с руки – на вечер, как он понял, у них намечались весьма заманчивые дела … А между тем странные звуки Людмиле совсем не мерещились – чрево Горы к тому времени действительно обживалось…
Глава 11. Однажды, лазая по симобрскому косогору, Мирошник обнаружил странную галерею, уводящую вглубь… Она была явно не водоотводная, ее предназначение было неясным. Бетонные стены зеленоваты от плесени; сварочные узлы, скреплявшие плиты, были тронуты ржавчиной – но отнюдь не до степени разрушения: видимо, здесь был употреблен какой-то особый металл. Идущий вдоль стен бронированный электрический кабель был сух – и, возможно, даже под напряжением. «Куда ведет этот таинственный коридор?» – озадачился Михаил. Подземное сооружение весьма заинтересовало Мирошника. Он рассказал об увиденном знакомому инженеру Игорю Строеву, доктору технических наук, который заведовал на «номерном» предприятии Заволжья какой-то сверхсекретной лабораторией… Тот проявил к информации явный интерес:
Мирошник привел его к входу в подземку…
Ответ был неожиданным:
Игорь занимался исследованием аномальных явлений. Его необычные проекты финансировались «НКО» – «некоммерческой организацией», получающей финансы то ли от российских бизнесменов, то ли забугорных благодетелей. Поэтому доктор наук трудился без особой оглядки на местное начальство.
Так Мирошник без ведома местных властей стал как бы комендантом Чрева Горы. «Свои люди» из лаборатории Строева явились со всем необходимым оборудованием. Вскрыли бронированные двери. За ними нашелся громадный ангар, из которого в нескольких направлениях расходились еще три туннеля. Обнаружилось невероятное обстоятельство: в подземных кабелях существовало напряжение! Двенадцать вольт! Откуда бралось электричество? «И кто сооружал все это? С какой целью? Когда?» Так началось негласное познание Чрева Горы. Подземелье оказалось весьма обширным и многозначным. Здесь было немало разных отсеков от туалетных комнат до кухонных комплексов; спален, рабочих кабинетов… И можно было даже включить освещение. Гора притягивала Мирошника все больше и больше. Он затащил в один из отсеков заимствованные из брошенного садового домика стол, тумбочку, стулья – и даже потертый матрац. Получилось что-то вроде рабочего кабинета. …Ему понравилось сидеть у входа в светозарные июньские ночи, смотреть на Волгу, слушать перекличку птиц в некогда знаменитых – а ныне заброшенных симборских яблоневых садах… «Подумать только: целыми баржами отправляли поволжские садоводы свои яблоки во все концы империи – а теперь это всем по фигу… Скудеет народ…» От таких мыслей почему-то становилось тоскливо, тянуло выпить. За пивом идти было недалеко – в речном порту круглосуточно работали киоски… Как-то после пива Мирошнику совсем не захотелось покидать свою подземную резиденцию. Было уже около полуночи. Лезть наверх, в город по косогору, затем тащиться в свою «КГТ» Мирошнику показалось глупым. Неподалеку подсыхала кем-то собранная копешка сена. Михаил принес в «подземку» несколько охапок, бросил на пол – и забылся безмятежным детским сном… Утро утвердило его в намерении обживаться в Чреве Горы. Чуть свет явился с бутылкой знаменитого портвейна «Три топора» поэт Романкин, посвятивший ночь писательству и выпивке. И поддержал его так:
Хлебнув «красненького», начинал уже в который раз повесть о своем безотцовском детстве… О том, как бродил он с дедом – пастухом за стадом по бескрайним заливным лугам. Как хорошо было им на бугорке возле заливного озера лежать и смотреть, как плывут куда-то неслышно по синему небу белые облака… как сладка была круто подсоленая горбушка хлеба из дедовской заплечной котомки вприкуску с диким луком… Но особенно трепетными были воспоминания Романкина о том, как целых две зимы провели они в землянке на берегу Волги.
Рассказ Романкина завершался одинаково:
Мирошнику и самому было что вспомнить из невеселого детства! Но собеседника он прерывал:
Но Романкин был оптимистичен:
Мирошник понимал, почему именно Николай теребит его в бетонном подземелье. Ему самому тоже все чаще и чаще хотелось исчезнуть, укрыться, забыться в неведомой норе – чтобы ни одна живая душа на Земле и знать не знала, и ведать не ведала что был такой человек Михаил Михайлович Мирошник – и нет его! Исчез, испарился, пропал в земных недрах… И – все! Еще вспоминались строки неизвестно кем написанного стихотворения: «….Как пес, бродяга или пьяница, Вспоминались эти строчки в связи с бередящей душу семейной драмой. И не покидал смятенную душу Мирошника поэт Гарсио Лорка: (Продолжение следует.)
Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Гость
Господи, какая *рень. Знавал я когда то одного партейного журналиста Мана Жиндубаева с берегов Фолги. Какой же бумагамарака!
Юрий
В конце этого отрывка под влиянием поэзии Лорки и от всего прочитанного у читателя (несовкового, а буржуазно-демократически мыслящего) должно возникнуть желание напиться и завалиться в тяжёлый беспробудный сон или же завыть от тоски. Молодец, Миндубай! Такой литературный шмурдяк замутил!
Житель
А нам не надо продолжения… диагноз понятен
Гость
Ульяновск- литературный город ЮНЕСКО, но такое впечатление, что кроме Жана в области нет писателей и поэтов.
Жан Миндубаев
Да ,это так..И “Литгород Юнеско”. и “Столица всего и вся…” И дажк “Членов Союза писателей РФ” целых 45 штук… Но писатель -это ведь не “Корочки” и значлк с избражением перпа и флага РФ …Эир-потребность ПИСАТЬ (ударение на втором слоге).Это -позыв души, это некая потребность что-то с казать людям.. Как шлвлоил талантливейший поэт земли Симбирской мой друг Леня Сурков- :”Писать- это чувствовать чужуюболь острее чем свою..”
Да еще к тому надо иметь хоть чуточку ума, эдравго смысла, способностей,образованности…тут на одном тщеславии не проедешь…Хотя и такое бывает_скажем Деьян Бедный( настоящее ФИО- Ефим Придворнов)
С.Воронин
”Писать- это чувствовать чужую боль острее чем свою..” говорил не сурков, а учитель Илья Мельников из фильма “Доживем до понедельника”. Его играл В.Тихонов-Штирлиц
Жан Миндубаев
Да ,это так..И “Литгород Юнеско”. и “Столица всего и вся…” И дажк “Членов Союза писателей РФ” целых 45 штук… Но писатель -это ведь не “Корочки” и значлк с избражением перпа и флага РФ …Это-потребность ПИСАТЬ (ударение на втором слоге).Это -позыв души, это некая потребность что-то с казать людям.. Как шлвлоил талантливейший поэт земли Симбирской мой друг Леня Сурков- :”Писать- это чувствовать чужуюболь острее чем свою..”
Да еще к тому надо иметь хоть чуточку ума, эдравго смысла, способностей,образованности…тут на одном тщеславии не проедешь…Хотя и такое бывает_скажем Деьян Бедный( настоящее ФИО- Ефим Придворнов)
Около – литературный крытик
Старые писатели и поэты в области ещё сохранились, штучно и единично, а новое “литературное” поголовье, считается компанейскими и “абломовцами”. Насчёт “красненького” Бареич явно не в “теме”, разве можно было все валить в одну кучу, благодатное, ласкающее слух в 60-80-х “красненькое”, и современное омерзительное пойло, кавказского происхождения 2010-20-х “Три топора”? Это литературная недоработка. Речь не идёт о марочных портвейнах за тысячи рублей, нет! Но даже пресловутый “Солнцедар” 80-х, которым предлагалось “красить заборы”, и среднеазиатский -“Кто с утра не пьёт “Чемен”, то извините, не “джельтмен”!, не идут ни в какое сравнение с “Тремя топориками” у которых единственный конкурент, это только “мулловский фанфурик” и лак для покраски. А Лида Дуванова, это конечно местная литературная звезда, без кавычек. Немного застал её очерки, как она ездила в Николаевский район, к двум братьям отшельникам, “напорятся” вина, и лежат двое трое суток под одеялами, или к деду фронтовику, в Барскую Березовку Вешкаймского района …очень занятные очерки.
Простите
Правильно Людмила Дуванова
Владимир Филимонов
Умница не я, Жан, а наш с тобой учитель анализа политических и общественных процессов, классик политической экономии В.И. Ленин. У нас в области сейчас формально коммунист у власти. Если бы он жил с Лениным в башке, мне не пришлось бы срывать с его людоедских проектов камуфляж филантропии.
Жан Миндубаев
Ну,ленин тут не совсем в кон…Ибо есть страны.которые и без ленинских тезисов сумели организовать вполнеь прриличную жизнь для своих граждан…
А вообще-то само явление “землячество”- это абсолютно естественное и объяснимое явление. Оно притягательно,гуманно и так далее. тут важно понимание что это такое есть…
Юрий
Организовать вполне приличную за счёт чего? За счёт участие в эксплуатации и ограблении третьих стран и народов опять таки. Этот феномен опять таки Ильич объяснил. Чему Миндубая учили в универе?
Все по установленному порядку
Богата на исторические катаклизмы на своём пути развития Ульяновская область. Ещё очень памятен многим ульяновцам “Ульяновский островок социализма Юрия Фроловича”, одни плюются при его
упоминании, другие благоговеют. В России строится все, как в оборонке, тройного назначения, (и это очень правильно и своевременно) с подтекстом в конечном итоге, так и назначение врио губернатора коммуниста Русских в кипящий, как котёл регион, есть именно такой подтекст – посмотреть что получится. А участь руководителей “играющих” против “короля и свиты”, в итоге печальна и трагична, это ещё хуже прикарманенных бюджетных миллиардов, да такие, практически и не проходят во власть через фильтр. Новый врио также не является каким то исключением, тем более будучи выбран на должность губернатора самим руководителем государства.
С.Воронин
Быть губернатором в Ульяновской области сейчас – это РАССТРЕЛЬНАЯ должность!!! Ничего исправить или улучшить после такого организованного Морозовым всеобщего разграбления невозможносно. А возмущение за неудачу падет на голову, коммунистов, которые якобы имели в руках всё, но не сделали ничего… А кремль будет поглядывать на всё это сверху и свысока посмеиваться!
Юрий
Возвращаясь к литературе. Миндубаю стоило бы ввести в свою писанину мифических существ Шурале. Именно на них можно было бы списать необъяснимые события и увязать их с загадками Симбирской горы и поступками людей. Да глядишь и симбирскую губернскую литературу обогатил бы новым образом. Наш Симбирский Габдулла, типа. Наверняка он думал об этом образе когда-то, но отважился сделать первый шаг. А вдруг бы не поняли и нагнули? Ну а сейчас когда все всё по барабану, то самое время.
Жан Миндубаев
С.Воронину спасибо. Я -то слышал это (ЭТО!) от Лени- фильм не видел.
Жан Миндубаев
“Юрию” Вообще-то я о шурале и не думал..Но ваша подсказка весьма интересна.. Полумаю.
Жан Миндубаев
Вот размышляю:почему некто “Юрий” полагает что он умнее всех- и можепт оных всех поучать?
Юрий
Про шурале просто совет. Скольким ты тут приговоры повыносил, так и не сосчитать. Странно от тебя даже слышать подобный упрёк. Я лишь выражаю свою мнение.