Вакцинация в Ульяновске и области идет полным ходом. Чтобы в регионе сформировался коллективный иммунитет против заразы, необходимо вакцинировать более 595 тысяч местных жителей. На 5 июля первый компонент прививки получили уже 202 643 человека, 149 629 — полностью завершили процедуру.

Однако у ульяновцев по-прежнему остается множество вопросов, касающихся самой процедуры, реакции организма на вакцину. Да и интернет продолжает пестрить суеверными сообщениями и комментариями злопыхателей.

Все точки над i относительно этой темы ставит главный внештатный аллерголог-иммунолог Минздрава Ульяновской области Александр Черданцев. Доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии УлГУ ответил на ТОП-8 вопросов, которые ульяновцы задают медицинским специалистам наиболее часто.

— Александр Петрович, на ваш взгляд почему вакцинация так важна в борьбе с COVID-19?

— В наше время самое эффективное средство предупреждения инфекции — это вакцинация, что признано учеными и врачами на всех континентах мира. Вакцинация позволяет избежать острого конфликта человеческого организма со многими возбудителями заболеваний. Особенно это касается тех случаев, когда речь идет о жизнеугрожающих ситуациях. Мы имеем большой опыт использования педиатрических вакцин, относимся к ним с пониманием и уважением, как к необходимой процедуре в жизни наших детей. Но в настоящее время ситуация диктует нам пересмотреть некоторые стереотипы вакцинации, поскольку речь касается жизни и здоровья взрослых людей в результате инфекции, которая может иметь очень плохие последствия для организма. Мы видим наглядные примеры трагических событий, связанных с COVID-19, и даже случаи легкого течения этого заболевания не вселяют оптимизма, поскольку его последствия оставляют большие проблемы со здоровьем на протяжении многих месяцев. Именно поэтому многие страны мира прилагают значительные усилия в разработке и производстве иммунобиологических препаратов, вакцин. В условиях пандемии такие препараты создаются по ускоренному протоколу с использованием имеющихся хорошо отработанных методик.

— Что представляет собой вакцина?

— Большинству из нас известно, что это медицинский препарат, содержащий фрагмент вируса или микроба, обладающий важной информацией для клеток иммунной системы человека, способной вызвать их активацию, внутреннее перестроение, и которая в итоге приведёт к появлению в крови специфических антител и клеток иммунной памяти. То есть цель введения такого препарата – обучение иммунитета определённому алгоритму действия для ситуации, когда произойдёт встреча человека с настоящим инфекционным агрессором. Сразу следует подчеркнуть, что иммунная система устроена так, что защита от всех известных микроорганизмов не наследуется, а приобретается через опыт общения с живой материей, т. е. через болезнь. Генетически мы можем получить от своих родителей лишь силу иммунной реакции, что определит активность и выраженность инфекционного воспаления. Далеко не всегда наш организм выигрывает противостояние с микроорганизмами, поэтому врачи часто вмешиваются в инфекционный процесс добавлением противовирусных средств или антибиотиков. Наиболее заразные и опасные микроорганизмы наносят тяжёлые сочетанные повреждения разных органов человека, что может вызвать стойкие отклонения в здоровье. По такому пути развивается сейчас ситуация с COVID-инфекцией. Вакцина же не несёт в себе ничего агрессивного, поскольку содержит лишь фрагмент вируса — белок, который не способен спровоцировать заболевание в теле человека, это маленький «кирпичик» той огромной структуры, которая в обычных условиях вызывает инфекцию. Этой микроскопической белковой информации становится достаточно, чтобы активировать клетки иммунитета — лимфоциты и сформировать иммунную память. Соответственно, ожидать проблем со здоровьем человека, связанным с вакцинацией не логично. Когда привитый человек встретится с настоящим вирусом, в его организме будет уже всё готово, чтобы по отработанному сценарию произвести отпор агрессору и не дать возможности вирусу закрепиться в какой-либо ткани – инфекция не развивается, или протекает очень несущественно.

Ещё раз подчеркну, что в условиях постоянного риска заражения особо патогенными видами вирусов или бактерий врождённый иммунитет (иммунная система слизистой, кожи и ряд других механизмов) может дать сбой, и откроются ворота для тяжёлой болезни. Это и определяет так называемую мозаичность заболевания СOVID-19 в семьях, когда могут болеть люди не все сразу, по очереди. То есть у некоторых членов семьи на каком-то этапе барьерный иммунитет ещё может препятствовать проникновению вируса через слизистые покровы, но рано или поздно коварная инфекция всё равно найдёт брешь в обороне. Особенно следует подчеркнуть ситуации, когда у человека имеются различные хронические заболевания, так называемые коморбидные состояния, что может облегчать заражаемость, осложнять течение инфекции и ухудшать прогноз по выживаемости и последующей реабилитации. Также следует знать, что эта инфекция может послужить сигналом для активации других дремлющих вирусов и микробов, которые с удовольствием поучаствуют в общем заболевании, и исходы такой кооперации микроорганизмов обычно для человека заканчиваются очень трагично.

Вакцинация — это единственный механизм превентивного формирования защиты от инфекции. Мы не говорим о вакцинации как о средстве борьбы с инфекцией, мы должны вакцинацию воспринимать как метод эффективной профилактики. В условиях, когда человек заболевает, прививка уже не поможет и не спасет здоровье или жизнь. Вакцина от COVID-19 содержит фрагмент вируса, в ней нет живой инфекционной материи. Такой препарат не может заразить человека, не вмешивается в обменные процессы, не нарушает работу системы кровообращения, эндокринных органов, ни коим образом не внедряется в ткани репродуктивной системы. Белки в составе вакцины имеют лишь одно свойство – стать мишенью для специальных клеток иммунитета человека – лимфоцитов и макрофагов, которые со временем создадут неуязвимость нашего тела к вирусу.

— Нужно ли перед вакцинацией сдавать тест на антитела и нужно ли вакцинироваться переболевшим людям?

— В настоящее время установлено, что перенесенная COVID-инфекция не оставляет после себя длительной эффективной защиты. К сожалению, через 6-8 месяцев большинство людей частично или полностью утрачивают антитела к вирусу. Поэтому последние рекомендации ВОЗ настоятельно рекомендуют всем переболевшим и вакцинированным в прошлом людям сделать повторную прививку, так называемую ревакцинацию. Эта манипуляция восстанавливает клетки иммунной памяти и создаёт уверенность, что человек вновь не заболеет. Для подготовки к этой процедуре не нужно сдавать кровь на уровень антител, эту рекомендацию изъяли из современного протокола. Объясняется это тем, что отечественные вакцины имеют приоритет по созданию разноплановой иммунной защиты от всех известных вариантов SARS-CoV-2, в то время, как человек, перенесший одну какую-либо вариацию, может заразиться другим мутированным штаммом, против которого эффективного иммунитета в организме человека ещё нет. Вакцинация людям, которые перенесли СOVID-19 в стёртой или лёгкой форм, и вовсе нужна полнодозовая, двукратная.

— Если человек привился, но плохо себя почувствовал. Это нормально? После вакцинации бывают серьезные осложнения?

— За весь период наблюдения, с момента регистрации отечественных вакцин против SARS-CoV-2, официально не подтверждено ни одного случая серьёзных нежелательных реакций или осложнений. Большинство событий в поствакцинальном периоде ограничиваются гриппоподобным синдромом с чувством ломоты в теле, недомоганием, а также повышением температуры. Эти события отражают естественный процесс активации иммунитета, что сопровождается выбросом из лимфоцитов в кровь определённых веществ, которые могут вызывать общий дискомфорт. Учитывая тот факт, что используемые отечественные вакцины несут в себе фрагмент мёртвого вируса, никакого риска инфекционной болезни после прививки в теле человека нет, и бояться поствакцинальных реакций не следует. Относиться к этим событиям нужно философски – они всего лишь характеризуют реагирование иммунитета на вакцину. Причём, чем ярче эти симптомы, тем интенсивнее идёт формирование защиты. Длительность этих симптомов не превышает 48 часов, и по возможности, мешать этим явлениям различными таблетками не следует.

— В соцсетях часто можно увидеть опасения от молодых людей «Я сделаю прививку и потом не смогу родить здорового ребенка». Это так ?

— Если бы такие проблемы существовали, то род людской, за последние 50-60 лет перестал бы размножаться. Вакцина против COVID-19 ничем не отличается в производстве от многих хорошо известных «детских» и «взрослых» вакцин, — применяются схожие технологии и единые платформы. Именно это и послужило причиной столь быстрого выхода в свет 4-х зарегистрированных в нашей стране препаратов, т.е. учёным не было необходимости «изобретать велосипед» — когда появилась необходимость, готовое решение производства вакцины уже имелось. Начиная с младенческого возраста, мы все получили великое множество прививок, и что-то не наблюдается тотального снижения фертильности, мужского и женского бесплодия. А вот развитие бесплодия у лиц после перенесенной COVID-инфекции встречается в пять раз выше, чем у не болевших, и это учёными уже официально объявлено.

— Эффективна ли имеющаяся в России вакцина и справляется ли она с новыми штаммами?

— Все отечественные вакцины, используемые в настоящее время высоко эффективны по отношению к любым известным мутациям коронавируса. Мы не знаем, что будет в ближайшем будущем, учёные наблюдают за эволюцией вируса. В какой-то степени у специалистов существует тревога, что рано или поздно может произойти такая мутация, которая позволит вирусу ускользать от поствакцинального иммунитета. Но на сегодняшний день наши вакцины полностью перекрывают все штаммы SARS-CoV-2, которые известны официальной медицине.

— Нужно ли вакцинироваться переболевшим?

— Как уже упоминалось ранее, с позиции той информации, которой сейчас располагают ученые и врачи, основанной на данных по наблюдению в течение года за переболевшими и вакцинированными людьми, сформирован однозначный вывод – спустя 6 и более месяцев прививаться нужно всем, и переболевшим и вакцинированным. Такая прививка будет называться ревакцинацией для людей, перенесших COVID-19 тяжело или получивших ранее полный курс вакцинации. Им препарат вводится однократно. А для лиц, которые якобы болели (с их слов), или если подтверждённая инфекция протекала в лёгкой или стёртой форме – вакцинация должна быть полноценная, 2-х дозовая. Игнорировать этот совет не следует, поскольку проблема со здоровьем или беда могут вернуться в дом вновь.

— Почему если ты вакцинировался, все равно нужно носить маску?

— Ни одна из известных вакцин не защищает человека от заражения на 100 процентов. В СOVID-вакцинах защита от инфекции находится в диапазоне 92-94%, т.е. часть привитых сможет заболеть, пусть и в лёгкой форме, но эти люди будут инфекционно-опасными для окружающих. Именно поэтому противоэпидемические мероприятия на территории наших населённых пунктов никто не отменяет. И не важно, вакцинировался ты ранее, или по настоящему болел СOVID-19, не существует абсолютной уверенности, что это не случится вновь (если не провести своевременно ревакцинацию). Масочный режим уйдёт из нашей жизни в случае формирования коллективного иммунитета, т.е. когда бóльшая часть человеческого сообщества (более 60%) на определённой территории проживания будет иметь высокий уровень защитных антител. Каким путём это будет достигнуто (испытанием через острую инфекцию или вакцинацией), каждый выбирает для себя сам. Просто иллюзий не нужно испытывать – все жители крупных агломераций обречены на СOVID-инфекцию, вопрос лишь времени и тяжести пережитых страданий. Альтернативное исключение из этого списка – это вакцинация. Вот тогда и вернёмся к своей прежней жизни, полной ярких красок, эмоций, волнительных встреч, свершений и путешествий.