На денег нет — и воды нет

Проблемы с водой в городах и селах Ульяновской области, начавшиеся в жаркие весну и продолжившиеся летом этого года — результат многолетнего пренебрежительного отношения чиновников и депутатов разного уровня к важнейшим для людей вопросам. Таких вопросов при прошлом губернаторстве накопилось немало, но пример с водой — один из самых наглядных. Смотрим, как это было.

Четыре миллиарда на пять лет

Летом 2010 года Поволжье страдало от засухи. Гибли посевы, дорожало зерно, деревни оставались без воды, появилась угроза пожаров в лесах. В начале июля под руководством губернатора Сергея Морозова в региональном правительстве было созвано совещание, продолжавшееся чуть ли не до десяти часов вечера. Пообещав уволить муниципальных глав, которые вовремя не сообщили в область об устаревших водопроводных сетях и ненадежных источниках воды, глава региона пообещал предпринять все возможное, чтобы проблему водоснабжения в ближайшие годы решить во всех населенных пунктах области.

Оказалось, нужно для этого пять лет и около четырех миллиардов рублей финансирования. Воодушевленные готовым планом действий, областные чиновники, разошлись по домам, муниципальные, получив очередной ушат упреков, — отключились от конференц-связи.

В ноябре 2010 года, когда верстался бюджет, была принята обновленная областная программа «Чистая вода» с ударным содержанием.

Минус два миллиарда и 700 километров

Правда, чтобы ознакомиться с ним сейчас, придется покопаться. Программу переделывали много раз, в основном урезая заложенные в нее финансирование и работы. Сравним конкретные показатели из двух документов — начальной программы и итоговой.

Согласно первому варианту, с 2011 по 2015 году в регионе должны были построить и отремонтировать 1100 километров водопроводных сетей. Потратить на это планировалось почти 3,6 миллиарда рублей. Доля сельских населенных пунктов, обеспеченных водой надлежащего качества, должна была вырасти с 61,5 до 66,5 процента. Программа сопровождалась подробными приложениями с указанием проблем водоснабжения по муниципалитетам области и конкретным списком работ на каждый год.

Завершена программа была досрочно. Правда, не из-за выполнения всех показателей — с 2014 года она стала подпрограммой в большой коммунальной областной программе. Кое-что из запланированного за прошедшие три года выполнить удалось. Например, в Ульяновске поменяли водопровод к переулку Гоголя, где жил тогдашний мэр Ульяновска Александр Пинков. Но в целом план по решению проблемы водоснабжения региона уже к середине сроков своей реализации был провален.

Это наглядно показывает итоговый вариант программы. Согласно ему, реконструировать за пять лет планировалось всего 416 километров водопровода, финансирование уменьшилось до 1,56 миллиарда рублей. И это при том, что программа остановилась на середине. Шла бы дальше — урезали бы еще больше?

Привет от канализации

Итак, с 2014 года для Ульяновской области приняли новую «Чистую воду». Распланирована подпрограмма была уже на 10 лет. Цели в ней также достаточно амбициозные.

Потратить на программу за 10 лет планировалось почти 5,5 миллиарда рублей. Правда, 4,4 миллиарда из них область надеялась получить из Москвы. В результате уже к 2021 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, в регионе должна была вырасти до 96,2 процента.

Отметим, что ранее программа разделяла сельское и городское население, потому что с селом ситуация была куда критичнее. Теперь же показатели объединили и они стали выглядеть не так удручающе. На 2012 год, отмечалось в программе, безопасная питьевая вода подавалась 95,3 процента ульяновцев. Понять, сколько процентов получали именно качественную воду, которая стала целевым индикатором программы, сложно. В тексте речь идет как о доброкачественной воде, так и об условно доброкачественной.

Важным новшеством программы стало отсутствие конкретных  списков показателей и планируемых мероприятий по городам и районам. Теперь муниципалитеты ежегодно должны были подавать заявки по ремонту и прокладке водопроводов, а область лишь одобрять их или отклонять.

Общая картина потерялась, и с регионального уровня, на котором проблема оказалась в засушливом 2010-м, ответственность вновь опустилась на муниципальный. За регионом остались лишь обезличенные показатели и крупнейшие проекты, вроде водовода от Архангельского водозабора к селам Чердаклинского района и станции водоподготовки в Новой Майне.

Еще одно новшество — в программе обозначили проблему нехватки очистных сооружений и  прописали их обновление в городах региона. Как выяснилось, к 2012 году в Волгу ежегодно стали сбрасывать около 95 тысяч кубов неочищенных стоков. Собственно, за счет канализационной темы финансирование программы и оставалось большим — федералы начали выделять деньги на объекты водоочистки под лозунгом оздоровления Волги.

И еще 4,3 миллиарда!

Но и этим планам дождаться их окончания не удалось. С 2020 года начала действовать новая областная программа по коммуналке. «Чистая вода» в ней опять пошла подпрограммой. Распланировали ее до 2024 года.

В ней еще больше внимания оказалось уделено канализации. Выяснилось, что очистные сооружения в регионе изношены почти на 83 процента, сети водоотведения — на 57 процентов, канализационные насосные станции — на 63 процента.

При этом в паспорте подпрограммы ни в целях, ни в индикаторах уже не приводилось конкретных показателей — только общие формулировки про повышение обеспеченности и количества отремонтированных объектов. Финансирования опять обещали много – на пять лет 4,3 миллиарда рублей.

Но, отметим, что некоторые показатели предыдущей программы оказались вполне выполнены и даже перевыполнены. Так, доля населения с качественной водой, подаваемой централизованно, уже к 2019 году составила 97,3 процента. Правда, как указывается в программе, к 2017 году только 66,4 процента сельского населения получали доброкачественную воду. А ведь повысить этот показатель до 66,5 процента изначально планировали еще к 2015 году.

Вообще же эффективность программы в этот раз стали считать не в процентах и километрах, а в людях, для которых должно улучшиться качество водоснабжения. Так, видимо, выглядело более впечатляюще.

Всего 2,2 миллиарда

Суммы в программах прописываются немалые. Но, как показало десятилетие, они так и остаются на бумаге. По данным областного минЖКК, с 2006 года до 2020-го на ремонты и создание новых объектов водоснабжения и водоотведения региона было направлено только 2,2 миллиарда рублей. Протяженность водопроводных сетей с 2006 года увеличилась лишь на 566 километров.

На 2021 год на работы планировалось потратить 1,3 миллиарда, но большая их часть, как и в 2020 году, финансировалась по проекту «Оздоровление Волги». Деньги эти направляются на канализационную инфраструктуру, а не водоснабжение.

То есть на водопроводы за 15 лет было потрачено менее двух миллиардов рублей. А ведь еще в 2010 году говорили, что нужно примерно 4 миллиарда, чтобы закрыть все проблемы. Ситуация с водой показывает типичную схему работы региональных чиновников. Нужно принять и распиарить дорогущую программу, а потом с одобрения депутатов, ее ежегодно урезать. И перекладывать ответственность по отслеживанию проблем на муниципальных чиновников. Потом всегда будет, на кого свалить вину.

Понятно, что к концу жаркого 2021 года мы опять получим обновленную «Чистую воду» с дорогими обещаниями. Но сможет ли новое руководство области сделать их реальностью или опять займется переписыванием программ?