«Теневая» экономика в районах Ульяновской области. ЦСИ об итогах борьбы за 1 квартал

Борьба с теневой экономикой плотно ведётся Центром стратегических исследований уже более 3 лет и за это время накоплен достаточный позитивный опыт наряду с Вологодской, Архангельской, Калужской областью и Республикой Крым.

Вначале это была достаточно «узкая» работа, связанная с «гаражной» экономикой. Затем сфера действий по борьбе с «теневой» экономикой расширилась на все основные сферы деятельности в регионе, в результате были определены наиболее подверженные распространению нелегального бизнеса отрасли и сферы деятельности, которые закреплены за ответственными кураторами. Таким образом, по сей день, в целях систематизации проводимой на уровне региона работы со стороны отраслевых министерств и ведомств реализуются мероприятия «дорожной карты» по противодействию «теневому» сектору экономики Ульяновской области с распределением по 17 «зонам локализации».

Распределение по «зонам локализации», практикуемое в Ульяновской области, оценивается в качестве передовой межрегиональной практики представителями научного сообщества.

 

Начальник Департамента стратегического планирования Правительства Вологодской области Пономарева Светлана Анатольевна – эксперт в работе по противодействия «теневому» сектору экономики, автор передовой практики полагает, что неформальный сектор вряд ли получится искоренить полностью, но создать институциональную среду для ее значительного сокращения вполне реально. Ульяновская область на ряду с Вологодской, Калужской, республикой Крым использует специфические меры: снижения количества «нелегалов», а именно комплексный подход – через выделение отраслей наиболее, подверженных распространению «теневого» сектора. Но выделение «зон локализации» не говорит о «зарегулированности» экономических отношений, т.к. в настоящее время применяется очень активная политика налогового стимулирования. И это вполне обоснованно, поскольку дает возможность вышедшему из тени, растущему бизнесу окрепнуть, сформировать «мораль налогоплательщика» в условиях честной конкуренции.

 

Что касается методики подсчёта «теневиков», то здесь был применён научно-экспертный подход (была использована методика расчёта Вологодской области).

В 2018 году в Ульяновской области насчитывалось занятых в неформальном секторе – 113,7 тыс. человек. Это численность неработающих лиц, трудоспособного возраста, за вычетом безработных, женщин в декрете, неработающих инвалидов, неработающих  пенсионеров в трудоспособном возрасте, ухаживающих за нетрудоспособными.

Благодаря проведённой работе по легализации, во всех муниципальных образованиях Ульяновской области за 3,5 года отмечен процесс сокращения численности нелегалов более чем на 16,7 тыс. человек – мы вышли на уровень 97 тыс. человек по итогам 2020 года.

Только за год пандемии доля «теневиков» в общей численности занятого населения СНИЗИЛАСЬ на 2,9% – с 19,5% до 16,6%.

В 2020 году в Ульяновской области зарегистрировано 7,6 тысяч самозанятых  (при годовом плане – 3,5 тысячи человек), на  01.04.2021г. – 10,6 тысяч. Они приносят ежемесячно порядка 2 млн рублей. Наибольшее количество фрилансеров зафиксировано в Ульяновске, Димитровграде и Ульяновском районе. Нововведение пользуется большой популярностью среди водителей такси, репетиторов, парикмахеров, риелторов, фотографов и представителей IT-сферы.

Однако, на сегодняшний день сохраняется объём потенциального ущерба для регионального бюджета порядка 2,4 млрд рублей. Это практически консолидированный бюджет г. Димитровграда – 2 381 млн рублей, в 6 раз больше бюджета Барышского района или в 20 раз больше чем бюджет Старокулаткинского района.

 

По результатам проведенных опросов сотрудниками Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга РАНХиГС за последний год в России сократился спрос на теневые (неформальные) услуги, а оказывающий их неформальный рынок труда стал меньше.

По итогам основных наблюдений:

  • 17,13% — доля работающих неофициально на постоянной основе в России,
  • 11,3% — те, кто получает основной доход от неформальных услуг,
  • 42% в течение одного календарного месяца оплачивали какие-либо услуги или работы неофициально (в 2006-м — 56%, в 2013 году — 51,7%,          в 2016 году — 51,3%, в 2019 году — 50%),
  • 1,8 услуги в среднем оплачивались «из рук в руки» в течение календарного месяца в 2020 году (в 2006-м — 2,2 услуги в месяц).

При этом по оценкам Федеральной службы по финансовому мониторингу теневая доля в общем объеме ВВП РФ составила в процентном отношении примерно 20%.

Важно, что все региональные мероприятия в прошлом году были декомпозированы ЦСИ на муниципальный уровень.

С прошлого года ЦСИ проводит своеобразный ежеквартальный Рейтинг оценки эффективности работы по борьбе с «тенью» муниципальных образований (рейтинг заинтересованности). Причём для муниципалитетов разработаны KPI для ежеквартальной оценки их деятельности. Анализ данной работы на муниципальном уровне крайне важен, поскольку они и есть непосредственные участники и исполнители всех мероприятий по противодействию нелегальному бизнесу. И, работая «на местах», имеют действительно реальную и полную картину.

С целью объективного рейтингования муниципальных образований по эффективности работы в рамках борьбы с «тенью», оцениваются:

– количество легализованных «теневиков»,

– качество проводимых мероприятий (рейдов, проверок), в том числе эффективность информационной работы с точки зрения «здоровой» пропаганды;

– достигнутый экономический эффект, выражаемый в дополнительных доходах в местный бюджет.

По результатам анализа KPI деятельности муниципалитетов Ульяновской области по итогам 1 квартала 2021 года, в целом по области проведено:

– 162 ежемесячных заседания рабочих групп по противодействию «теневому» сектору экономики;

– 236 совместных ежемесячных межведомственных  рейдов по противодействию нелегальной деятельности с контролирующими органами;

– 316 мониторингов по инвентаризации территории с целью выявления не зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, неформально занятых граждан (в разрезе закрепленных зон локализации).

В результате проведенных мероприятий выявлено:

–  3186 фактов неформальной занятости;

–  634 фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности;

–  экономическая эффективность – 17106, 83 тыс. рублей (данная сумма складывается из дополнительных доходов НДФЛ и спецрежимов по результатам работы межведомственных комиссий);

снижение налоговых поступлений по НДФЛ в разрезе отраслей, к аналогичному периоду 98%, при росте недоимки 103% к уровню 2020года;

увеличение темпов роста по заработной плате в разрезе отраслей – 107%

Рейтинг муниципальных образований в борьбе за дополнительные доходы бюджетов и, соответственно, увеличение возможностей в плане развития территорий муниципалитетов сложился следующим образом:

Наименование МО место Сумма баллов
г. Ульяновск 1 96
Майнский муниципальный район 2 88
Тереньгульский муниципальный район 3 86
г. Димитровград 4 85
Карсунский муниципальный район 4 85

 

Ульяновский муниципальный район 6 82
Барышский муниципальный район 6 80
Инзенский муниципальный район 6 79
Кузоватовский муниципальный район 9 77
Новоспасский муниципальный район 10 75
Николаевский муниципальный район 10 72
Павловский муниципальный район 12 72
Сенгилеевский муниципальный район 13 67
Мелекесский муниципальный район 14 65
Цильнинский муниципальный район 15 65
Базарносызганский муниципальный район 16 64
Радищевский муниципальный район 16 61
Сурский муниципальный район 18 60
Чердаклинский муниципальный район 18 58

 

г. Новоульяновск 20 56
Новомалыклинский муниципальный район 21 55
Старомайнский муниципальный район 21 55
Вешкаймский муниципальный район 23 53
Старокулаткинский муниципальный район 24 52

Один из лидеров рейтинга МО «Майнский район», в лице главы администрации Шуенкова Олега Валентиновича комментирует: «Все мероприятия по снижению неформальной занятости на муниципальном уровне проводятся в рамках межведомственного взаимодействия с Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области, отделом судебных приставов по Майнскому району, прокуратурой района и МО МВД России «Майнский». В районе утверждена Дорожная карта по противодействию «теневой» экономики. Вся организационная работа выстраивается согласно плана.

  1. Выявляем «проблемных» работодателей, выплачивающих заработную плату ниже минимальной заработной платы.
  2. Организуем разъяснительную работу среди работодателей и работников-участников рынка труда;
  3. Выявляем факты неформальных трудовых отношений;
  4. Осуществляем мониторинг заключения трудовых договоров с выявленными легализованными работниками, не имевшими ранее оформленных трудовых отношений.

Сотрудники администрации на еженедельной основе в рамках закрепленных зон локализации проводят инвентаризацию территории на предмет выявления неформальной занятости. Кроме того, организована работа телефона «горячей линии» для предоставления гражданам возможности информировать органы местного самоуправления об имеющейся задолженности по заработной плате, о выплате заработной платы ниже МРОТ, применении работодателями скрытых схем выплаты заработной платы.»

В целом, перечень мероприятий в муниципальных районах идентичен, но высокий уровень обеспечивается «неформализованным» подходом, а фактической активной работой».

 

В целях повышения доходной базы регионального бюджета и снижения объемов «теневого» сектора АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» предлагает следующие меры:

  • Повышение эффективности

– рассмотреть вопрос о возможности заключения Соглашений о сотрудничестве между Правительством Ульяновской области и ФНС, МВД, Прокуратурой Ульяновской области в целях обеспечения четкой регламентации межведомственного взаимодействия в процессе проведения контрольных мероприятий. Известно, Прокуратура, ФНС и МВД без восторга работают с этой темой, ввиду сложной доказательной базы;

– руководителям отраслей разработать комплекс мер по выявлению неформально занятых граждан и незарегистрированной предпринимательской

деятельности в разрезе отраслей, на примере Инструкции, разработанной ЦСИ и Министерством финансов Ульяновской области в сфере «Деятельность по предоставлению финансовых услуг»;

– заслушать руководителей отраслей, входящих в зоны локализации неформальной занятости, на заседаниях рабочей группы по вопросам борьбы с теневой экономикой при Министерстве финансов Ульяновской области;

  • Законодательные инициативы

– Министерству экономического развития и промышленности Ульяновской области внести предложения о лимитированном размещении информации о продаже услуг без предъявления документов о регистрации, так называемый «закон об Авито», а также об увеличении штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность как минимум в 10-кратном размере, об  исключении доступа «нелегалам» в государственные и бюджетные учреждения;

– Министерству АПК и развития сельских территорий Ульяновской области внести предложения об установления ограничений поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, используемых при ведении личного подсобного  хозяйства;

3) Пропаганда

– кураторам зон локализации совместно с Управлением информационной политики активно популяризировать преференции для бизнеса, способствующие вовлечению людей в предпринимательство и самозанятость;

– освещать в СМИ «негативный опыт»: проводимых мероприятий, их результатов, нарушений и применённых мер ответственности.