Коллектив ульяновского симфонического оркестра «Губернаторский» направил врио губернатора Алексею Русских обращение с пожеланием продолжить работу с Ильей Дербиловым как с художественным руководителем и главным дирижером. Контракт с последним закончился 30 июня, и на новых условиях о разделении должностей на худрука и главного дирижера Дербилов трудовой договор подписывать отказался. О работе в Ульяновске дирижер говорит уже в прошедшем времени и не отрицает, что принял новое предложение по работе. Официальной позиции ни руководства Минкульта, ни Ленинского Мемориала в очередной раз получить не удалось.


Фото: Ленинский Мемориал

Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории Илья Дербилов занял пост главного дирижера Ульяновского симфонического оркестра в 2018 году  в свои 37 лет. В Ульяновск он переехал вместе с супругой-скрипачкой. За эти годы  по инициативе и под управлением Дербилова проведены крупные концертные циклы, посвящённые 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена и 180-летию со дня рождения П. И Чайковского. Коллектив оркестра участвовал в музыкальных фестивалях в Саранске, Удмуртии,  Елабуге, Тольятти, в последнем сезоне выступил в концертном зале им. Чайковского в абонементе «Шедевры русской симфонической музыки. Оркестры России», принял участие во всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение – opus 30», в проекте «Год Вайнберга в России». Ежегодно оркестр проводит около 70 концертов.

Об уходе Дербилова стали говорить 29 июня. В тот же день СМИ сообщили: новым художественным руководителем симфонического оркестра и главным приглашенным дирижером назначен известный итальянско-российский дирижер и пианист Фабио Мастранджело. Планировалось, что Дербилов останется главным дирижером, а Мастранджело будет курировать творческую политику оркестра: репертуар, фестивали, абонементы. Такое разделение обязанностей директор Ленинского Мемориала Лидия Ларина объясняла тем, что оркестру “необходимо развитие и много связей”. С коллективом не советовались – просто уведомили.

Однако управление оркестром развернулось в иное русло: на новых условиях Илья Дербилов подписывать контракт отказался. Во-первых, по имеющейся информации дирижер пытался инициировать процесс отделения оркестра от ОГАУК «Ленинский мемориал», в чью структуру оркестр вошел в 2017 году после ликвидации филармонии как юрлица. Сам Дербилов эту версию порталу не комментирует, но и не отрицает: “Я бы не хотел комментировать, ситуация уже в прошлом. Но если так было написано, значит под этим есть основания”. Во-вторых, по новым условиям руководства Мемцентра и Минкульта управление оркестром разделяется на две отдельные должности под два человека: худрука и главного дирижера. По словам Дербилова в творческом процессе разделять эти должности невозможно и подобная практика реализована только в Башкирии, “«… да и там свои особенности”. По новой схеме Мастранджело намерен сыграть в Ульяновске 4–5 концертов. Все остальное время оркестром будет руководить второй главный дирижер, заслуженный деятель искусств Мордовии Сергей Кисс.

12 июля коллектив оркестра направил открытое обращение врио губернатору Алексею Русских, в котором обрисовал происходящее: ситуация в оркестре сложилась неблагоприятная, руководство Ленинского мемориала подписало контракт с Мастранджело без учета мнения коллектива, к Дербилову музыканты испытывают профессиональное доверие и глубокое уважение. По информации “Коммерсанта” на вечер понедельника под письмом стояли 55 подписей из 85–90 сотрудников оркестра. Музыканты просят не называть фамилии инициаторов и подписавшихся, боясь «административных репрессий».

Насколько известно, это письмо в Администрации губернатора зарегистрировали. Официальной позиции главы региона по возникшему конфликту пока нет.

Сегодня, 14 июля,  Дербилов вместе с ульяновским симфоническим оркестром выезжает на “Летние вечера в Елабуге”, но уже как приглашенный дирижер. Бывший худрук признается, что уже получил новое предложение по работе. Новую должность не раскрывает, но по данным СМИ Дербилов возвращается в Государственную академическую капеллу Санкт-Петербурга и готовится стать худруком сразу нескольких симфонических оркестров:

– Для меня все, что связано с Ульяновском и оркестром, – приятные, но воспоминания. Жизнь по-другому расставляет приоритеты. Я ситуацию принял, решение Минкульта и Ленинского Мемориала услышал. Другое дело, что я как свободный человек с 1 июля имею право соглашаться на предложенные условия, либо нет. Нынешнее предложение я не могу принять. Я не согласен с тем, что моя работа на посту художественного руководителя была не эффективной: цифры по проданным билетам, посещаемости, проведенным концертам и тд. говорят сами за себя, и не можем спорить относительно качества – публика бы не ходила на плохой продукт. Это заслуга команды. <…>, – прокомментировал порталу Дербилов.

Дирижер признался: письмо оркестра на имя врио губернатора стало для него новостью, Дербилов благодарен им за солидарную позицию:

– Я бы остался работать в Ульяновске, но я услышал мнение Минкульта и для меня вся ситуация ясна. У меня было короткое общение с Сидоровой (министром культуры, – прим.ред), по Мастранджело решение принято. Завтра (сегодня, 14 июля, прим.ред) мы выезжаем в Елабугу, с оркестром я выступаю как самостоятельный приглашенный дирижер. Желаю им [Минкульту] дальнейшего процветания, не более того. Что касается оркестра – это  те люди, которые останутся мне родными.  Каждый человек – отдельная для меня судьба с его насущными проблемами и творческими поисками. По истечении формальных сроков контракта мы не перестанем быть друзьями. Не так важно, кто руководит коллективом, важна атмосфера. Хочу пожелать только добра, Киссу (второй главный дирижер, заслуженный деятель искусств Мордовии, – прим.ред)  и Фабио – удачи.

Официальных комментариев ни руководства Минкульта, ни Ленинского Мемориала привычно получить не удалось. Удивительно, но чиновники от ульяновской культуры – одни из наиболее закрытых среди всей региональной власти.  Ранее изданию “Коммерсантъ” министр культуры Евгения Сидорова сообщала, что  «разделение должностей худ­рука и главного дирижера или главного режиссера — совершенно обычная модель, в которой работают многие театрально-концертные организации»,— пояснила министр. Если вспомнить, что подобная практика реализована только в Башкирии (по словам Дербилова), позиция министерства и руководства Мемцентра действительно начинает вызывать вопросы и о настоящих мотивах такого решения, и о форме его принятия. Об коллектив оркестра буквально вытерли ноги – позиция людей проигнорирована. И это модель управления всей ульяновской культурой, которую всё чаще можно охарактеризовать словом “самодурство”.