13 июля сотрудники МБУ “Правый берег” начали наносить необычную для города разметку. На бульваре Пластова возле бордюра нарисовали дорожку для велосипедистов и обозначили места для парковки авто. Паркинг для автомобилей обозначен по-новому: если ранее машины ставили под углом к бордюру, то новая схема предполагает параллельную парковку. Для движения авто оставили одну полосу.

Днем 14 июля инициатор проекта – замглавы города Алексей Гаев организовал встречу с архитекторами. Позвал и нас. По словам чиновника, бульвар Пластова – лишь часть кольцевой схемы, которая включит в себя Спасскую, Дворцовую (по обеим сторонам дороги) и часть Гончарова. Это “кольцо” нарисуют в течение недели. Если проект одобрят водители, пешеходы и велосипедисты,  его развернут на территории всего города. Единственный минус – новая схема паркинга сокращает количество машиномест. Гаев попросил обратной связи от местных жителей. Призываем оставлять свое мнение в комментариях.

Кольцо включает в себя бульвар Пластова, Спасскую, Дворцовую и Гончарова. Мы пока делаем разметку дешевой краской, чтобы было просто и быстро. Все это для того, чтобы понять, как это будет работать, где мы ошиблись и что необходимо исправить, чтобы в будущем это развивать на территории всего города. Основная цель заключается в том, что на существующей дорожной сети мы обеспечиваем возможность ее более эффективного использования. Мы сокращаем количество парковочных мест и обеспечиваем возможность проезда транспорта. На полосе по-прежнему смогут проехать даже автобусы средней вместимости (СИМАЗ). Плюс  мы имеем велодорожку под защитой параллельной парковки. Образуется своеобразный щит. Велосипедисту и самокатчику будет передвигаться безопасно. Если все это заработает, проект станет начальной точкой. У нас почти все улицы имеют достаточную ширину для организации такого движения, – сообщил Гаев.

 

 

Разговор продолжили уже на Гончарова. Гаев отметил, что главное – обеспечить возможность не просто кататься на велосипедах и самокатах, а ездить на них. Разметку по заявленному кольцу планируют нанести за неделю.

Мы заменим перпендикулярную парковку и на других улицах, где будет проходить веломаршрут. Что касается ширины полос, то она здесь (на Гончарова) тоже достаточна. Мы пробуем сейчас этот проект в самом сложном месте, а дальше будем его масштабировать на город, чтобы люди на вело могли доехать от места, где они живут, до учебы, работы, торговых центров. Главное, что мы пытаемся обеспечить возможность не кататься, а ездить. У нас средства легкой мобильности превращаются в транспортные средства. Ни один город не может обеспечить комфортное передвижение местных жителей, если они будут пользоваться только личным автотранспортом. Приоритет – на общественный транспорт и средства малой мобильности. Нам нужна обратная связь от жителей. Важно, чтобы эта система работала, и водители парковались правильно. Мы можем поставить камеры, можем штрафовать, но необходимо и разъяснять. Я надеюсь, что это кольцо (по центральным улицам – Улпресса) мы сделаем за неделю. Мы выбрали такую схему из-за того, что не должно быть движения из ниоткуда в никуда. Самые сложные из заявленных участков  – Спасская и Дворцовая. Спасская узкая, а на Дворцовой мы должны сделать велодорожки по обеим сторонам улицы и добиться того, чтобы количество автополос не сократилось. Сейчас мы также ведем подсчет, сколько времени примерно автомобиль в среднем проводит на парковке. Результаты будут известны через неделю.

Гаев также отметил, что альтернативного парковочного пространства при уменьшении машиномест в центральной части города нет. Приоритет отдается максимальному использованию общественного транспорта:

Объективно сам центр сильно забит автомобилями. Пока альтернативы никакой дать не можем. Этот вопрос не решается просто. На одну машину необходимо около 20 кв.м. При их имеющемся количестве площади на парковку в центральной части города нет. Больших площадок, где можно построить огромные паркинги, также нет. Вариант один – максимальное использование общественного транспорта. У нас все решения контринтуитивные. Кажется, что для сокращения пробок необходимо строить большие дороги, развязки. Это приводит к тому, что мы стимулируем к использованию личного транспорта, пробок меньше не становится. Поэтому нужна альтернатива. По этому пути уже идут многие города.

Архитектор Сергей Фролов считает, что из-за сокращения парковочных мест автомобилистам станет хуже, но при этом увеличится трафик велосипедистов и кто-то пересядет с авто на велосипед:

Мне этот подход нравится. Это называется тактический урбанизм, когда дешевыми средствами пытаются придать новый функционал существующему пространству. В дальнейшем, чтобы делать аналогичный проект, необходимо прибегать к помощи профессионального сообщества и учитывать мнение местных жителей. Решение таких вопросов требует вовлечения более широкого круга людей. Как первый заход мне очень нравится. Да, из-за сокращения парковочных мест автомобилистам станет хуже, но при этом увеличится трафик велосипедистов и кто-то пересядет с авто на велосипед. До того, как меня сбили на велосипеде в прошлом году, я передвигался на нем. Если велосипедное движение будет развиваться то нужда в парковочных местах будет снижаться. Город сильно выигрывает от такого развития событий.

Еще одна возможная проблема при реализации этого проекта – не начнут ли паркующиеся авто перегораживать велодорожку. Учитывая то, что в городе есть много любителей нарушить правила парковки/стоянки автомобилей, мы поинтересовались у директора АНО “ЦОДД” Дмитрия Савина, будут ли сложности при фиксации нарушений. Как оказалось, мобильные комплексы эти нарушения учитывать не смогут. Штраф может выписать только пеший сотрудник ГИБДД (!) или же сами жители смогут направить жалобу с фото в ГИБДД (мы ранее писали, что этот механизм фактически не работает).

В настоящее время существующие технические средства, которые используются у нас, и которые есть в России, не позволят фиксировать такие нарушения. Пересечение сплошных линий велосипедной дорожки со стороны проезжей части зафиксировать не удастся. Сможет оштрафовать только пеший сотрудник ДПС, либо по обращению гражданина. Все это работа ГИБДД, – прокомментировал Савин.

Здесь будем надеяться на сознательность водителей и “авторитет” разметки.

Итог