«ФедералПресс» продолжает рассказывать о захоронениях радиоактивных отходов и других связанных с радиацией объектов на территории Приволжского федерального округа. Советская эпоха оставила после себя огромное ядерное наследие, немалая часть которого находится в хранилищах и на предприятиях, расположенных рядом с городами, где мы живем. Во второй части нашего спецпроекта «Скрытая угроза» пойдет речь о захоронениях радиоактивных отходов, расположенных на территории Ульяновской области.

В городе Димитровграде уже 65 лет функционирует научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР) – крупнейший в РФ экспериментальный комплекс по атомной энергетике. Предприятие входит в структуру госкорпорации «Росатом». С 1966 года на территории НИИАР начал работать полигон по захоронению жидких радиоактивных отходов.

Если бы все эти жидкие отходы были загружены в железнодорожные цистерны – получилось бы 6 663 цистерны или состав длиной 79 км.

До 1973 года отходы захоранивали на глубине 1500 м от поверхности земли, после – на 1130 м. В 1990-е годы в то же захоронение было залито еще несколько сотен тонн нерадиоактивных ядохимикатов.

По словам председателя димитровградского Центра содействия гражданским инициативам Михаила Пискунова, сейчас под территорией полигона и предприятия, а может быть и на десятки километров вокруг, образовалось целое море опасных жидких отходов.

«В Димитровградском НИИ атомных реакторов жидкие отходы поначалу предполагалось упаривать и переводить в твердое состояние, однако потом там пошли по более дешевому пути. Жидкие РАО стали просто закачивать под землю, а точнее, в глубинные водоносные пласты. Всего за время существования полигона закачано свыше двух миллионов кубометров. Таким образом рядом с Димитровградом образовалось своего рода подземное радиоактивное море. И это смертоносное наследство продолжает ежемесячно пополняться тысячами кубометров», – утверждает эксперт.

В наше время НИИАР производит около 50 видов отходов разных классов опасности, в том числе радиоактивных. Значительное их количество закачивается под землю без построения специального хранилища – просто в насыщенные водой слои грунта. НИИАР все еще остается единственным поставщиком РАО для захоронения на территории Ульяновской области.

Сотрудники НО РАО утверждают, что с 1966 года на территории полигона не было ни одного ЧП. В соответствии с их данными, по состоянию на 2019 год скважины объекта технически исправны, все отходы надежно локализованы. Радиационный фон на территории захоронения не превышает естественного.

В 2011 году госкорпорация «Росатом» анонсировала на территории НИИАР строительство еще одного полигона. По данным тех лет, объемы накопленных отходов по ПФО составляли 156 тысяч кубометров, и каждый год эта цифра увеличивалась на 4,3 тысячи. Под Димитровградом планировалось захоронить еще 200 тысяч кубометров отходов, «Росатом» выделил на это более 32 миллионов рублей. Но на момент публикации этого материала аукциона на строительство нового полигона на сайте госзакупок так и не появилось.

Периодически в СМИ встречаются заявления жителей региона и активистов о том, что захороненные под землей радиоактивные отходы негативно влияют на здоровье граждан, заболеваемость раком и общий экологический фон. Однако, по данным Ульянстата, показатели здоровья населения по Димитровграду практически не отличаются от показателей по региону и России: это относительно благополучный город, где рождаемость выше средней по региону, а смертность, напротив, ниже.

Отходы или топливо будущего?

В соответствии с «Законом об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ, отходами считаются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Однако, по словам ученых, большая часть отработанного ядерного топлива – это уран и плутоний, из которых можно сделать новое ядерное топливо. Килограмм любого из этих металлов при полной отработке может выдать примерно в 12 раз больше энергии, чем за один цикл «прогонки» через АЭС, КПД которых обычно не превышает 33%.

С 2018 года в России производится уран-плутониевое топливо на основе «отработанных» изотопов из вторичного сырья. По сути, процесс превращения отработанного ядерного топлива в энергию идет уже прямо сейчас.

Одно из направлений развития «Росатома» сейчас – это рециклинг: многократное пропускание отработавшего топлива через АЭС. Если учесть, что в России накоплено около 23 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, называть эти вещества отходами будет уже не совсем верно. И уж тем более недальновидно навсегда хоронить их в земле или под водой.