В минувшую субботу, 17 июля, исполнилось 100 дней с момента, как Алексей Русских временно исполняет обязанности губернатора и управляет Ульяновской областью. Дата совпала с днём рождения нового губернатора: в СМИ и пабликах чиновников была масса поздравлений (мы присоединяемся). Попыток анализа было меньше. К круглой дате мы попросили экспертов дать оценку работе главы региона. Мнения глубоко анализирующего процессы бывшего чиновника, журналиста и политтехнолога.

Бывший топовый чиновник, пожелавший остаться неизвестным. Настроен критически.

Оценку давать нечему, ничего за 100 дней не произошло. При подготовке к выборам должны быть события, связанные с самоидентификацией, он должен как то позиционироваться. На сегодня Русски себя никак не проявил. Нет даже ядрышка, чтобы его выделить. Есть нелепые инициативы и декларативные заявления, но четкой программы нет. Он был согласован много месяцев назад и у него было много времени, чтобы понять ситуацию. Мы пытаемся придать значимость некоторым событиям. Он должен был подготовить программу, выступить с ней, получить мнение оппонентов, убедить оппонентов или проигнорировать их, внести кадровые и бюджетные решения. 

Журналист и автор телеграм-канала “Симбирский шугожор” Виталий Ахмеров, напротив, считает, что Русских наметил пути решения основных региональных проблем и выстроил стратегию лоббизма в части привлечения федеральных денег и проектов.

По моему скромному мнению, могло быть и хуже. Русских, как обладатель выраженного синдрома отличника, взялся за изучение ситуации в регионе рьяно, засучив рукава. Он изучил основные проблемы и наметил пути их решения, обозначил свою стратегию лоббизма – привлечение федеральных денег, проектов. Посмотрим, как это сработает: KPI ясны: набережная, противоополозневые работы, артезианская вода. Все очень дорого и труднореализуемо. Прекрасные индикаторы эффективности. Кадровая политика могла быть и жестче, но это нам с вами очевидно, кто жулик и кого надо гнать. А человек хочет вникнуть и разобраться, кто есть кто, и кого на кого можно заменить. Кучиц пока выглядит явной ошибкой, но посмотрим. С другой стороны, Вавилин и Гаев вместо Панчина – шаг в нужном направлении

Политтехнолог Евгений Карманов: настроен ещё более критически, чем бывший чиновник.

Первые 100 дней Алексея Русских в управлении Ульяновской области тремя жирными чертами подчеркнули все негативные аспекты практики назначения Москвой будущих губернаторов. С самого начала наблюдать за Русских приходилось с чувством испанского стыда – когда другой человек делает что-то настолько нелепое, что тебе становится неловко. В регион приехал абсолютно чужой человек, который никогда не хотел и не собирался оказаться на данном месте. Который вынужден на ходу придумывать причины своего приезда и делал это катастрофически плохо («У нас много общего, ведь Ижевск тоже стоит на Волге» – рука\лицо). Фантасмагории в этот странный политический спектакль добавлял (и продолжает добавлять, хотя градус немного снизился) Сергей Морозов, который изо всех сил старался показать, что он никуда не уходит, что остается хозяином региона. В итоге, кстати, никуда не ушел и, скорее всего, остался. Русских же сначала покорно соглашался с этой активностью, а потом и вовсе начал пританцовывать в такт. Смотреть, как он принимает благословение на губернаторство от «Единой России» – это снова испанский стыд. Причем сразу и за него, и за «Единую Россию». Партии в их ульяновском исполнении наглядно продемонстрировали свою ненастоящесть, полное отсутствие реальной идеологии. Как в детской присказке: «А если он тебе в окно скажет прыгать, ты тоже прыгнешь?». «Да, прыгну!», – радостно вопит ЕР и поддерживает представителя партии, с которой воевала насмерть последнюю тысячу лет. Тут и Оруэлл вспоминается («Океания всегда дружила с Остазией»), и корова из Мимино («Жить захочешь – не так раскорячишься!»). Все понятно, раскоряченью действительно нет предела, но от этого наблюдать за происходящим не становится менее изумительно – я говорю о людях, которые вынуждены на все это смотреть. Политический цирк, аттракцион неслыханной идеологической беспринципности, смертельный номер – прогиб через себя. Еще противнее наблюдать, как представитель вроде бы оппозиционной партии участвует в абсолютно имитационных и неконкурентных выборах, которые сделаны таковыми ради него.
Сверхзадачи, которые изо всех сил решает Русских – как бы не показать самостоятельность, как бы не напороться на укоризненный взгляд Сергея Ивановича, как бы не отдавить ему какой-нибудь мизинчик. Он вступил в игру, где его лишили двух главных опций нового политика – возможности критиковать предшественника и возможности формировать собственную команду. Без них он выглядит откровенно жалко. Повестка Русских, помимо всякой ритуальщины, сузилась до борьбы с ковидом (в которой он не демонстрирует особых успехов и на которую всем плевать) и обещаний что-нибудь сделать с оползневой бедой (это единственная тема, возбуждение которой можно записать на его счет). Вся остальная повестка осталась в руках старых местных элит («Единой России» в широком смысле), даже внутригородское оживление, связанное с новым мэром и его метлой, ничего не добавляет Русских. Попытки продемонстрировать себя как федерального лоббиста (смотрите, к нам Мишустин приехал) не впечатляют никого – мы 16 лет жили при Морозове, который этой темой прожужжал все уши. То есть плавали, знаем, понимаем. Стыд и позор – других слов нет.

Лидеры парламентских фракций высказали свое отношение к проделанной работа в “Молодежной газете”, поэтому им вопрос мы задавать не стали.
Дмитрий Грачев (ЛДПР) считает, что новый глава региона усиливает работу с федцентром по проблемным вопросам, среди которых аварийное жилье и дороги.
Единоросс Василий Гвоздев 90 дней сверял свою позицию с Русских на делах и пришел к выводу, что 1200 депутатов поддержат позицию по консолидации усилий в интересах людей.
Депутат Госдумы Алексей Куринный отмечает смелые решения Русских, касаемые экологической повестки, и частые визиты федеральных министров с последующим привлечением миллиарда рублей для решения проблем.