Минприроды региона приступило к разработке  техзадания  на проектно-сметную документацию по берегоукреплению нижней части оползневого склона Ульяновска. Это первый этап работ по берегоукреплению 17-километрового участка. “Венцом” дорожной карты, подписанной премьером Михаилом Мишустиным, должно стать строительство набережной. Врио губернатора Алексей Русских озвучивал, что в числе применяемых технологий рассматривается строительство шпунтовой стенки. Похоже, что часть работ на себя возьмет ульяновская  компания “ВИС-МОС” экс-председателя местного правительства Александра Майера.

Фото Алексея Мараховца

 

На прошлой неделе врио губернатора Алексей Русских сообщил, что федеральный центр подтвердил финансирование строительства трех противооползневых объектов на оползневом склоне Ульяновска. Речь идет об участке протяженностью 17 километров. Предварительно все работы в черте города оцениваются в 15 млрд рублей: это берегоукрепление,  отвод грунтовых вод, строительство гидротехнических сооружений.

В рамках поручения премьера Михаила Мишустина разработан проект дорожной карты по противодействию оползневым процессам, работы разбиты на три участка. Первый – это разрез Милановского. В данный момент Минприроды разрабатывает техзадание на проектно-сметную документацию по берегоукреплению нижней части склона, а также техническое задание на противооползневые работы – от Президентского моста до ул. Тухачевского. Параллельно ведутся переговоры с институтом геологии Москвы, архитектурным институтом Нижнего Новгорода, проектными организациями Москвы и Самары, которые занимаются оползневыми процессами. Они уже приступили к обследованию склонов, потом подготовят предложения для разработки ПСД, в которых пропишут технологию берегоукрепления и противооползневых работ. Часть берегоукрепительных сооружений построена, где-то нужен ремонт, где-то – реконструкция. Третья часть – вопросы в части водоотведения: строительство и реконструкция ливневой канализации и очистных сооружений. Этот вопрос прорабатывается Администрацией города Ульяновска, прокомментировала и.о. министра природы и цикличной экономики Гульнара Рахматулина. 

– После подготовки земельного участка под гидротехнические сооружения мы приступим к проектированию нижней части. Ориентировочная стоимость проекта по берегоукреплению составляет 34.5 млн рублей. По оползням пока принимаем предложения от институтов, ориентировочно на проведение изыскательских и проектных работ потребуется 124 млн рублей, уточнила профильный министр.

Ранее на встрече с ульяновским землячеством врио губернатора Алексей Русских рассказывал, что берегоукрепление планируется проводить за счет бетонирования стыков, на которые впоследствии можно “насадить” набережную:

– Работы разделили на три части. Первая – водоотведение наверху, потому что почва от осадков размокает и начинает обваливаться. Внизу это берегоукрепление, будем бетонировать стыки в расчете на то, чтобы на них можно было набережную насадить. Есть несколько технологий, наверное, шпунтить придется и заливать все это бетоном. Тюрин (первый зампред правительства Ульяновской области, – прим.ред.) сейчас определяется, какую технологию мы будем применять. Третьи работы – на самой Волге, там тоже есть несколько технологий. Проектировать будем за свои, региональные деньги, а вся стройка будет за федеральный счёт. В 2022 году должны начать строить, – сообщил тогда глава региона.

Окончательного технического решения по работам нет  – это определится при разработке ПСД во второй половине 2022 года. В то же время Андрей Тюрин докладывал о переговорах с некой ульяновской компанией, которая работает за рубежом и занимается горизонтальных бурением. И.о. главы города Дмитрий Вавилин подтвердил нам, что на часть работ вполне можно рассматривать компанию “ВИС-МОС”, динственную, работающую по таким технологиям. С 2013 года предприятие вышло на рынок по бурению поисково-разведочных, эксплуатационных и нагнетательных скважин, освоению и капитальному ремонту скважин, а также геологоразведочным работам.

Почетный разведчик недр, в прошлом главный геолог института «Ульяновскгражданпроект» Иван Мирошников считает, уложенные более 50 лет бетонные плиты показали себя как эффективное и надежное решение:

– Прежде чем работать внизу склона или на самом склоне, надо решить вопрос с укреплением берега. С 100-летию Ленина так и сделали: укрепили берег бетонными плитами, которые лежат и по сей день. Эти плиты надежны, она пролежали почти 50 лет. Сейчас под ними много чего произошло – вымыто, сами плиты деформировались. Их надо либо капитально ремонтировать, либо перекладывать – это большая, но очень эффективная работа. Если бы не эта работа, мы бы имели несколько крупнейших оползней. Со строительства Ленинского Мемориала была построена мощнейшая дренажная система. Она требовала текущего, капитального ремонта, ухода за ней. Но в итоге произошло то, что произошло. Сегодня никто не скажет, насколько устойчив берег, где может произойти беда. Раньше существовала оползневая станция, по ее исследованиям разрабатывались проекты берегоукрепления внизу и всего склона. И эта станция была решающей инстанцией, которая могла запретить или разрешить строительство в пределах оползневого склона. И каждый год эта станция делала ежегодник, в котором оценивала каждый оползень. По нему можно было прогнозировать судьбу оползня на год-два. Станцию ликвидировали, и этих данных нет уже 20-30 лет. Сегодня оползни – это некий Х, великая неизвестность. Причем правый берег Свияги тоже со своими “подарками”. Дренажной системой никто не занимался, не ремонтировал. Их строили, но бессистемно.