В пятницу на аграрном комитете в ЗСО рассмотрели ситуацию с ценами на продукты. С начала года морковь подорожала в 3,6 раз, капуста – в 2,5 раза. Сейчас на полках магазинов выставлены импортные товары: морковь и картофель производить нерентабельно, овощи везут из Египта, Израиля и тех регионов России, которые начали сбор урожая и предлагают более высокое качество. Минсельхоз признается: ситуация с ценами – общемировая и на местном уровне ведомство стоимость продуктов фактически может только мониторить.

Наивысшей рост цен на продукты произошёл в конце 2020 года (сахар, растительное масло), либо в начале 2021 года (продукция птицеводства). Сейчас цена на эти продукты стабилизировались. В мае – июне  цены на большинство социально-значимых продуктов показывают минимальный рост – не более 2%. В последние два месяца высокий рост цен наблюдается только на овощи, отмечают в Минсельхозе. Цены на них выросли от 2% (лук репчатый) до 90% (морковь и капуста), на отдельные виды рост за год составил более двух раз.

Повышение потребительских цен на овощную продукцию обусловлено сезонностью и наблюдается в зимний и весенний период ежегодно. В это время заканчиваются сроки хранения отечественных картофеля и овощей и на прилавках появляется импортная продукция.

– В этом году торговле пришлось раньше переходить на импортные овощи, а они были дороже обычного в связи с повышением цен на продукты на мировом рынке. Свой вклад в рост цен внесла и пандемия: она спровоцировала спрос на мировом рынке и проблемы с логистикой. Кроме того, на удорожание картофеля ещё оказал влияние фактор низкого урожая в прошлом году в целом по России. Снижение цен на овощи открытого грунта и картофель традиционно произойдёт по мере сбора нового урожая. Регионам дано поручение, чтобы ранние овощи максимально быстро и без посредников поступали в продажу, так можно быстро насытить рынок своими овощами и обеспечить снижение цен. Для этого нужно максимально широко использовать форматы нестационарной торговли. В настоящее время уборка и реализация овощей нового урожая у товаропроизводителей Ульяновской области ещё не началась. Продажу овощей мы начнём сразу по мере уборки. При этом за последние две недели мы уже видим снижение потребительских цен на “борщевой набор”: согласно статистическим данным, потребительские цены на картофель снизились на 14%, на лук репчатый и морковь – на 5%. Со своей стороны для стабилизации цен профильное ведомство организует ярмарки и мобильную торговлю, торгово-закупочные сессии по продвижению местной продукции в торговые сети, есть договорённость с производителями и организациями торговли о сдерживании отпускных цен на социально-значимые продукты питания, – прокомментировал глава Минсельхоза Михаил Семенкин.

 

Профильный чиновник рассказал, что на негативную ситуацию роста цен на овощи оказывает влияние ряд макроэкономических факторов. Во-первых, диспаритет цен: рост цен на промышленную продукцию для аграриев происходит гораздо более высокими темпами, чем рост закупочных цен на сельхозпродукцию. Так, цены на сталь с ноября 2020 года выросли в среднем на 70%, что приводит к росту цен на запчасти и сельхозтехнику. Минеральные удобрения с начала года подорожали более чем на 30% и никаких решений об их снижении или фиксации не принималось, отметил и.о. министра АПК Ульяновской области Михаил Семенкин.

Вторая причина – повышение тарифов на коммунальные услуги. Электроэнергия для сельхозпроизводителей подорожала на 13,5%. Третий фактор – налоговая политика государства и иные административные решения, влияющие на рост расходов производителей. В 2021 году вводится обязательная маркировка средствами идентификации отдельных видов молочной продукции, и себестоимость производства вырастет не меньше чем на 5-15%.

В числе других факторов – снижение уровня платёжеспособности населения, которое приводит к изменению структуры потребления продуктов: сокращение спроса на более дорогие продукты питания и увеличение спроса на дешёвые.

Также на себестоимость и рост цен повлияло снижение курса рубля, что приводит к удорожанию материально-технических ресурсов для товаропроизводителей и повышению цен на импортное продовольствие. Так, в 2020 году ослабление курса рубля привело к росту цен на ввозимые корма для птицы и кормовые добавки, ветеринарные препараты. Стоимость отдельных кормовых компонентов в валюте повысилась от 50% до 100%.

Последним фактором Семенкин выделил ситуацию на мировых рынках сельсхозпродукции (урожай/неурожай, ограничение перемещения товаров между государствами, рост или снижение мировых цен).Так, в связи с ростом мировых цен стоимость фуражной пшеницы в 2020 году поднялась на 25%, на фуражную кукурузу — на 40%, на подсолнечник — до 60%.

Спикер Заксобрания Валерий Малышев спросил, что случилось с морковью и почему “мы кушаем заморскую”. Семенкин пояснил, что морковь в России давно не производилась – не рентабельно. Последние 3-4 года невыгодно производство и картофеля. Аналогично по сахарной свекле – производители отказывались выходить на посевную, за прошлый год в стране обанкротились 7 заводов. Ульяновский сахарный завод удалось спасти погектарной субсидией.

Малышев и коммунист Дмитрий Алексеев высказались о необходимости возврата к пятилетнему госплану: “Государство вынудило людей бросить заниматься сельским хозяйством, распродало электроснабжающие организации”. Михаил Семенкин ответил, что в регионе создано 78 кооперативов и  этого достаточно, так как все “не насытим материально -техническими ресурсами”: “Наша задача – решить вопрос с землями. Тенденция к спросу на пастбища и луга высокая. Земли для выпаса скота практически нет”.

Депутат Матвей Володарский раскритиковал врио губернатора Алексея Русских за то, что “пустил ценовую политику на самотек”: “Пчелы, ипподром – это все легко. А кто с 1 июля поднял тариф на электроэнергию? Русских. Даже Гая, 100 хотят угробить ради “Гулливера”.

Директор ульяновского филиала ПАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») Сергей Нестеров отметил, что цены на продукты из раза в раз регулируются вручную, нужна системная работа по поддержке производителей и организации овощехранилиц:

– Нужно стимулировать наших товаропроизводителей. Хранилища будут важным фактором, и нужно понять, откуда мы возьмем на них деньги. Сейчас мы, безусловно, снизим цены на картофель, морковь, лук. Но это временно. И будут другие факторы, которые повлияют на повышение цены. Мы каждый раз вручную пытаемся что-то исправить. Нужно выстраивать систему стимуляции товаропроизводителей, изготовителей кормов, удобрений. Действительно, ульяновской моркови у нас нет на полках, мы везем ее с Египта, Израиля. Мы покупаем картофель со Ставрополья. Мы с удовольствием бы закупали его с Ульяновской области, и это будем нам дальше дешевле, но, к сожалению, мы не можем выдержать качество – у Ставрополя оно лучше.

Председатель Госкорпорации развития предпринимательства Руслан Гайнетинов считает, что необходимо “наполнить” предприятия возвратными деньгами по стоимости ключевой ставки и тотально снизить контрольно-надзорные мероприятия:

– Уверен, что необходимы «зеркальные» меры поддержки российским компаниям, аналогично мерам запущенным в кризис 2008-2009 годов, когда мы впервые в стране сформировали пакетные меры поддержки предпринимателей и ключевые финансовые институты развития, на уровне регионов России. Сейчас, в условиях неравномерности условий на мировом рынке, необходимо наполнить ликвидностью наши предприятия возвратными деньгами по стоимости ключевой ставки. Второе направление – это тотальное снижение контроля-надзора. Если мы хотим быстрого роста или восстановления, надо «убирать» излишнюю регуляторику!!! В неравных условиях по $ и € и стоимости ресурсов, к сожалению и регуляторика и индекс административного давления (ведётся Уполномоченным по правам предпринимателей при Президенте РФ) у нас остаются одной из основных проблем, о которых говорит российский бизнес.