Около 30% переболевших коронавирусной инфекцией обращаются к врачам с проблемами центральной нервной системы и психиатрическими нарушениями. Связаны ли заболевания головного мозга и COVID-19? На этот и другие вопросы медики ответили в ходе очередного эфира программы «Спросите доктора». В этот раз ее гостями стали главные внештатные специалисты Минздрава Ульяновской области психиатр Ольга Гаврилова и невролог Евгения Преображенская.

Напомним, проект реализуется при поддержке регионального правительства, Медицинской палаты и Центра общественного здоровья.

— Евгения Сергеевна, насколько часто постковидный синдром влияет на центральную нервную систему?

— Нервная система при COVID-19 поражается в 82% случаев. Это и общемозговые проявления, такие как головная боль, головокружение, повышенная утомляемость, общая слабость, боли в костях и мышцах, и более серьезные проявления, в частности энцефалопатия, то есть снижение активности головного мозга, что ухудшает прогноз течения самого коронавируса, — говорит невролог.

— Как часто выявляются психиатрические осложнения после коронавирусной инфекции? На самом ли деле на это стоит обращать внимание?

— По разным источникам, постковидный синдром встречается достаточно часто, его испытывают примерно от 30% до 70% переболевших. Психическими отклонениями, с которыми чаще всего обращаются люди, переболевшие коронавирусом, являются депрессивные и тревожные расстройства, нарушение сна, ухудшение внимания и памяти, очень многие обращаются с паническими атаками. Некоторые пациенты рассказывают о том, что ранее у них вообще не наблюдалось подобных симптомов. По результатам исследования, которое мы провели, в Ульяновской области в этом году посещаемость психиатра выросла в среднем на 10%. В неделю от 4 до 12 пациентов обращаются с жалобами, которые возникли после перенесенной коронавирусной инфекции, — отвечает Ольга Гаврилова.

— С возникающей паникой и чувством тревоги пациент может справиться сам или все же нужно обращаться за помощью к специалистам? Требуется ли медикаментозное лечение?

— Все зависит от частоты и силы панических атак и были ли они в доковидный период. Исходя из этого нужно либо самим пытаться бороться с этим, либо обращаться к специалистам, не усугубляя ситуацию, потому что это в последствии грозит более длительным приемом более сильных препаратов, – замечает Евгения Преображенская.

— Как понять, что требуется помощь врача в таких ситуациях?

— Если у человека адаптивные механизмы и его уровень стрессоустойчивости достаточно высокий, возникшая тревога через определенное время проходит. Мы говорим о конечных симптомах, то есть когда человек перенес инфекцию, постепенно настраивается на обычный лад, к нему возвращается его физическое благополучие, а те психические отклонения, которые возникли из-за постковидного синдрома, в том числе панические атаки и тревожность, проходят. Если мы говорим о тревоге длительной, изматывающей человека, отравляющей его жизнь, такие формы требуют обращения к специалисту. Начать лечение нужно с участкового врача-терапевта, потом обратиться к неврологу, если человек боится сразу пойти в психиатру. Мы всегда призываем обращаться за психологической помощью. Психологи принимают при поликлиниках города и области, в женских консультациях, можно записаться в нашу службу, действующую по адресу: ул. Кирова, 20, по бесплатному телефону 32-15-92. Также у нас есть телефон горячей линии 8-987-689-89-28, который работает с 8:00 до 15:00, — поясняет Ольга Гаврилова. — Также важная роль в этом вопросе отводится родным, родственникам, друзьям, коллегам, потому что человек, действительно, не всегда может объективно себя воспринимать. И здесь речь не только о людях пожилого возраста, но и о лицах трудоспособного возраста, ведь даже люди трудоспособного возраста могут не совсем объективно оценивать свой статус. У нас были случаи, когда приводили своего супруга и говорили, что он стал раздражительным и агрессивным, в принципе, он соглашается с этим, но сам объективно оценить себя и прийти на прием не смог бы.

— Непросто обратиться сразу к психиатру даже при явных симптомах. Могут ли оказать содействие другие врачи, к примеру, неврологи?

— Мы с психиаторами работаем в тесной связке, поэтому, когда у пациента только начинаются астенические проявления, то есть снижение работоспособности, способности концентрации внимания, появляются повышенная утомляемость и редкие панические атаки, мы начинаем помимо ноотропных, метаболических препаратов назначать вегетокорректоры. Если, несмотря на нашу терапию, все равно происходит усиление панических атак, тогда пациентов мы отправляем к психиатрам, объясняя, что в этом нет ничего страшного и стыдного, просто нужно вовремя обратиться к специалисту, который назначит минимальный курс самых маленьких доз препаратов, которые не отразятся на способность вождения и не найдут отражение в медицинской справке, говорим, что человек не будет состоять на учете в больнице. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее человек с этим справится, тем легче будет полностью восстановиться и тем меньше вероятности, что эта ситуация повторится вновь, — рассказывает невролог Евгения Преображенская.

— Правда ли, что у лиц, перенесших коронавирус, ухудшается память? И возможно ли восстановление?

— Среди обратившихся — с постковидным симптомом ухудшение памяти 25%. Часто субъективно на это жалуются молодые люди трудоспособного возраста. Например, моя первая пациентка с жалобами на постковидный синдромом пришла ко мне в прошлом году. Она работает в банке и ей 47 лет. Женщина сообщила, что выйдя на работу после больничного, не могла сосредоточиться на работе, в голове были вата и туман, ухудшилась память, при этом ее должность ответственная и требует работы с документацией. Никогда прежде у нее не было ничего подобного, — рассказывает психиатр. — Однако память восстанавливается, потому что наши высшие психические функции достаточно гибкие, но для этого нужно правильное лечение во время коронавируса и восстановление после перенесенного заболевания.

— Правда ли, что пожилые люди, которые переболели коронавирусной инфекцией, наиболее часто подвержены изменениям работы головного мозга, в том числе развитию деменции, болезни Альцгеймера и другим заболеваниям?

— Точных данных о том, что COVID-19 является причиной развития болезней головного мозга, в частности Альцгеймера и сосудистой деменцией, пока нет, но коронавирусная инфекция усугубляет процесс развития сосудистой деменции. В этом врачи убеждаются на собственных примерах. При коронавирусной инфекции поражаются сосуды, возникает тромбовоскулит. Если у человека серебряного возраста или уже глубокого пожилого возраста были проблемы сосудистого характера, то, естественно, после заболевания коронавирусом, к сожалению, наступает лавинообразное ухудшение, — поясняет Ольга Гаврилова.

— Что делать, чтобы защитить себя и близких от такого осложнения?

— Проходить профилактику, в основном медикаментозную, которую может назначить только специалист. Важны и те препараты, которые назначаются для лечения коронавируса, ведь потом поддерживающие дозы необходимо принимать в течение нескольких месяцев. Мы говорим о кроверазжижающих лекарствах, и это очень важно, ведь это профилактика и инсультов и других тромботических нарушений, — рассказывает психиатр.

— Сам вирус вызывает нарушение микроциркуляции крови, то есть хуже снабжаются кровью мелкие сосудики, которые являются частью коры головного мозга. Страдает участок, который отвечает за нашу память и интеллект. Естественно, люди серебряного возраста и старше уже имеют до заболевания COVID-19 проблемы с сосудами: артериальную гипертонию, повышенный уровень холестерина, атеросклероз и другие заболевания. Чтобы головной мозг не страдал от последствий коронавируса, нужно проводить профилактику старения головного мозга. Заниматься коррекцией патологических состояний: артериального давления, контролировать холестерин и сахар в крови, и если есть необходимость, принимать холестириноснижающие препараты. А еще заниматься физической, умственной и социальной активностью, — дополняет Евгения Преображенская.

— Один из очень частных симптомов коронавируса – потеря обоняния. Это поражение рецепторов или все-таки нервной системы?

— Это поражение центральной нервной системы, обонятельной луковицы. Восстановление длительное, может занять до года, в зависимости от степени поражения, — говорит невролог.

— Евгения Сергеевна, возможна ли вакцинация от COVID-19 с хроническими заболеваниями неврологической и нервной систем?

— Со стороны неврологических заболеваний прямых противопоказаний к проведению прививок нет. Единственным противопоказанием к вакцинации от коронавирусной инфекции является постоянный прием гормональных препаратов. Таких заболеваний в неврологии три: миастения, хроническая доминизирующая воспалительная полинейропатия, рассеянный склероз или рассеянный энцефаломиелит в период обострения, когда для улучшения самочувствия пациента назначаются гормональные препараты внутривенно. Остальные неврологические заболевания, будь то последствия нарушения мозгового кровообращения, травм, эпилепсия, остеохондроз, другие виды полинейропатии и прочее, не являются противопоказанием к проведению прививок.

— Ольга Владимировна, а есть ли противопоказания по части психических заболеваний?

— В официальных инструкциях к препаратам психические расстройства в принципе не указаны. Мы можем прививать пациентов с психическими расстройствами, единственное, не прививаем людей, которые находятся в остром психозе и психотическом состоянии. Как правило, это пациенты, находящиеся в стационаре и лица, которые получают высокие дозы нейролептических препаратов. Однако даже в этом случае вакцинация возможна, но под контролем лечащего врача: на этот период снижается доза нейролептиков. В нашей клинике по желанию самого пациента и его родственников вакцинация от коронавируса проходит и особых осложнений замечено не было.

— Нужна ли какая-то особая подготовка перед прививкой людям с хроническими неврологическими и психическими заболеваниями?

— Если человек находится в состоянии ремиссии и у него нет обострений заболевания, то никакой специфической подготовки перед вакцинацией не нужно. Если же есть обострение любого неврологического заболевания, даже если это остеохондроз, то сначала нужно пройти лечение, убедиться, что состояние стабильное, подобрать поддерживающие препараты, чтобы не спровоцировать обострение, и только после этого прививаться, – объясняет невролог.

— С психиатрическими заболеваниями ситуация та же, единственное, наши пациенты часто и вне обострения получают поддерживающую терапию. Желательно обратиться к своему лечащему врачу-психиатру и проконсультироваться. Возможно, на период вакцинации, если состояние пациента позволяет, некоторые препараты будут отменены, либо будут скорректированы дозы, — поясняет Гаврилова.