В 2017 году Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан Указ №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года». Ульяновская область одной из первых внедрила систему оценки уровня экономической безопасности среди муниципальных образований. Как по итогу 2020 года чувствуют себя муниципальные районы региона? Поддерживают ли они безопасность в продуктовой, социальной и финансовой сферах? Разбираемся в вопросе с Центром стратегических исследований Ульяновской области.

Ежегодно Центром стратегических исследований Ульяновской области проводится оценка уровня экономической безопасности муниципальных образований региона, по результатам которой проводится ранжирование районов по трем группам: «лидеры», «зона стабильности» и «зона риска». Рейтинг основан на анализе 32 показателей, характеризующих социально-экономическое положение каждого района (группы показателей социально-демографического развития района, финансовых результатов предприятий, расположенных на территории, инвестиционной активности муниципального образования и другие).

По сравнению с результатами рейтинга пятилетней давности, когда исследование экономической безопасности проводилось впервые, число преуспевающих районов возросло с трех до восьми, а количество «отстающих» сократилось на 12. Это свидетельствует об активизации и проведении успешной работы муниципальных властей в части повышения качества жизни в своих районах.

Группа лидеров

Лидером рейтинга экономической безопасности–2020 среди 21 муниципального района, как и годом ранее, стал Новоспасский район. На втором и на третьем местах оказались Чердаклинский и Новомалыклинский районы соответственно. При этом, если позиция Новомалыклинского района стабильна в рейтинге второй год подряд, то Чердаклинскому району удалось совершить своеобразный «прорыв», покинув четвертое место и вплотную подобравшись к лидеру. По целому ряду показателей муниципальное образование демонстрирует лучшие результаты. Так, в районе отмечены: максимальный уровень средней заработной платы работников крупных и средних предприятий, невысокая степень износа основных фондов, отсутствие просроченной задолженности по заработной плате работников местных организаций и предприятий, высокая продовольственная обеспеченность мясом и молоком. Однако есть и негативные моменты, которые требуют более пристального внимания местных властей: старение населения, наличие большого количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, относительно высокая, по сравнению с другими муниципальными районами, доля детей в возрасте до 7 лет, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения.

Также в восьмерку лучших вошли Кузоватовский, Цильнинский и улучшившие свои позиции по сравнению с предыдущим годом Мелекесский, Сурский и Старомайнский районы

Неоднократное лидерство Новоспасского муниципального района в рейтинге явно демонстрирует успешность проводимой там экономической политики. Глава администрации муниципального образования «Новоспасский район» Горбунов Александр Михайлович комментирует:

«Более 50% показателей отмечаются наивысшим баллом: по обороту розничной торговли на душу населения, отгрузке товаров собственного производства по «чистым» видам деятельности на одного работающего, отгрузке потребительских товаров (на душу населения), обороту организаций по всем видам экономической деятельности на душу населения, уровню безработицы, среднемесячной начисленной заработной платы работников по крупным и средним предприятиям, доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, по степени удовлетворённости в производстве собственного молока (на душу населения) и др.

 

 

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности  должны быть оценены с точки зрения их эффективности и целесообразности. Для этого в течении года проводится систематический сбор данных, их обработка и анализ на предмет выявления действий, не приносящих желаемого результата, вырабатываются предложения о мерах, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования «Новоспасский район». По итоговым результатам, обнародованным АНО «ЦСИ Ульяновской области», проводится доскональный разбор показателей и по «провальным» показателям разрабатываются внутренние мероприятия по нивелированию сложившейся ситуации. Создание подобного анализа позволяет решить совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности муниципального образования. При оценке роли финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.

И еще, главное в работе по улучшению экономической безопасности района – это, начиная с Главы, депутатского корпуса любого уровня районного или областного (которые тоже не равнодушны к показателям) и заканчивая исполнителем, отрабатывать проблемные показатели и совместно вырабатывать меры по их улучшению».

«Зона стабильности» и аутсайдеры

Руководитель проекта Центра стратегических исследований, соразработчик рейтинга экономической безопасности Татьяна Андреева поясняет, что главная цель проводимого исследования заключается в выявлении «провальных» моментов развития муниципальных образований и поиск возможностей для их устранения. Пребывание районов в «зоне риска» говорит о том, что уровень жизни там крайне невысок и удовлетворяет лишь минимальным требованиям существования. Сегодня там оказался Павловский муниципальный район, которому для выхода из негативного положения может быть рекомендовано проведение процедуры санации. Если это не даст положительного результата, то в дальнейшем должно приниматься решение либо о продлении плана восстановления, либо о введении на территории района внешнего управления. К слову, положительный результат после процедуры санации демонстрирует Базарносызганский район, до этого неоднократно замыкавший рейтинг. Руководству района удалось нарастить несколько ключевых показателей: по вводу в действие основных фондов в расчете на организацию, росту заработной платы работников, отсутствию убыточных предприятий на территории района, а также ветхого и аварийного жилья в объеме жилищного фонда. Также буквально «взлетел» в рейтинговых позициях по сравнению с прошлым годом Радищевский район, покинувший зону риска и обосновавшийся на 10 месте. Таким образом, санация – это не «шаг в бездну» или конец рейтинга, это объективное видение сложностей района и выявление проблемных сфер для проведения работы над ошибками.

По мнению составителей рейтинга, актуальность сегодня приобретает проведение индивидуальной работы кураторов муниципальных образований от Правительства Ульяновской области с Главами администраций. Муниципалитетам, в свою очередь, следует провести оценку социально-экономического развития муниципалитетов в постпандемийный период и разработать планы мероприятий по достижению необходимого уровня значений показателей в разрезе отраслей

«Со стороны Центра стратегических исследований оказывается посильная поддержка и экспертное сопровождение программ мероприятий, направленных на выход муниципальных районов из так называемой «красной зоны». Учитывая, что рейтингование проводилось по итогам непростого, ковидного, года, представленные результаты кажутся довольно неплохими. Главное условие для дальнейшего движения вверх по рейтинговой таблице – это проведение в каждом муниципальном районе эффективной политики по восстановлению социально-экономической ситуации в условиях пандемии», – заключила руководитель проекта Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности Татьяна Андреева.