Минувшим летом было много сообщений об обнаружении на берегах Волги дохлой рыбы. “Российская газета” подробно рассказала о ходе и причинах массового замора из Самары, где река имеет еще нормальное течение. К нашему застойному болоту водохранилищу изложенные проблемы можно масштабировать в разы.

Материал “Российской газеты”:

Общественники, экологи и метеорологи бьют тревогу: такого крупного замора рыбы в Волге в Самарской области, как этим летом, не было, похоже, никогда. Как объясняют специалисты, при аномальной жаре — а температура в регионе несколько недель держалась выше 35 градусов и иногда столбик термометра подступал к сорокаградусной отметке — рыбе не хватает кислорода. Его «сжирают» миллионы тонн сине-зеленых водорослей.

Рыбе нечем дышать

— К нам поступало много обращений о фактах замора рыбы, да я и сам знаю отлично русло Волги в Самарской области и такого раньше никогда не видел, — говорит Денис Стукалов, директор АНО «Чистые водоемы». — Зеленое болото и тухлый запах разлагающейся рыбы — в двухстах метрах от городского пляжа, где купаются дети. Однозначно причины этого носят техногенный характер. Объяснения, что рыба просто задохнулась от недостатка кислорода, не выдерживают критики. У нас десятки, а то и сотни тонн погибшей рыбы, и никто за это не несет ответственность!

В свою очередь, экологи отмечают, что найти ответственного за замор рыбы не представляется возможным. Причина — в совокупности техногенных факторов.

—Во-первых, это запруживание реки при строительстве ГЭС. Плотина существует десятки лет, дно реки сильно заилено. Во-вторых, выбросы промпредприятий, от которых идет сильное развитие сине-зеленых водорослей, поглощающих кислород. Назвать какой-то определенный фактор причиной заморов сложно. Жара и, возможно, какие-то другие причины стали катализатором, — считает Станислав Саксонов, инженер-исследователь Института экологии Волжского бассейна РАН.

— Иловые отложения накапливаются до трех-четырех метров в глубину, — объясняет директор Тольяттинской гидрометеорологической обсерватории Приволжского УГМС Надежда Карпасова. — На Волге много застойных зон, где вода сильно прогревается. Река «цветет» каждое лето на протяжении 30-40 лет. Так мы говорим, когда идет размножение сине-зеленых водорослей. Они поднимаются на поверхность, а на их месте обитания в воде образуются пустоты, лишенные кислорода. Рыба там задыхается. По данным Росрыболовства, в 90 процентах случаев рыба гибнет от недостатка кислорода, пять процентов приходится на токсичные вещества и еще пять процентов рыбы погибает от болезней. Когда водоросли отцветают, они вновь опускаются на дно до следующего цветения, образуя огромные залежи. В этом году степень интенсивности цветения была выше, чем когда-либо. Пик пришелся на 2 августа, когда обычно вода в Волге уже очищается.

В то же время Надежда Карпасова уверяет, что в пробах воды, которые анализируются по 45 показателям, превышений по химическим веществам этим летом не было. Поэтому причину заморов рыбы от индустриальных загрязнений метеорологи исключают.

Грязно, еще грязнее

Специалисты Приволжского УГМС говорят, что вода в Волге характеризуется как загрязненная, а в районе Сызрани в этом году — очень загрязненная. По словам заместителя начальника Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды этого ведомства Натальи Евсеевой, это результат хозяйственной деятельности людей. В основном в воде превышение по трудноокисляемым органическим веществам, по соединениям меди и марганца. Отметим также, что норматив по органическим загрязнениям водоемов, установленный СанПиНом, не должен превышать пяти миллиграммов на литр воды. Сегодня в Волге этот показатель круглый год выше нормы, а в июле — августе, в пору самого бурного «цветения», постоянно превышен в два-три раза.

Отдел надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по Самарской области в 2020 году из открытых источников взял 1482 пробы по микробиологическим показателям, 473 — по санитарно-химическим.

По микробиологии 3,9 процента проб не соответствовали нормам, но химическим — 27 процентов, тогда как в 2019 году этот показатель был равен 16 процентам. Но все это не делает воду в водоемах токсичной. А вот росту сине-зеленых способствует.

Кто мешает, тот поможет

Говоря о борьбе с водорослями, специалисты отмечают, что самый эффективный способ – это сбор их с поверхности и расчистка русел рек от ила. Варианты противодействия с помощью иных водорослей, например хлореллы, показали свою неэффективность в Волге. Также у специалистов вызывают сомнения способы, предполагающие применение растительноядных рыб – это может даже приводить к еще большему росту сине-зеленых водорослей.

Тольяттинская компания «Биотех-комп» создала установку для сбора водорослей – самодвижущийся понтон грузоподъемностью четыре тонны с технологическим оборудованием на борту. Разработчики назвали ее «комбайном». Установка способна собирать одну тонну водорослей за 20 минут — в затонах и у берегов. Сбор растений идет с помощью специальной щетки, без воды, тогда как при сборе насосами закачивается вода, поэтому водоросли надо еще «отжимать».

Ведущий специалист компании Евгений Кутузов говорит, что установка уже запатентована в России и есть планы получить свидетельство на международном уровне, поскольку аналогов такому оборудованию в мире нет. Установка стоит миллион рублей и этот проект самоокупаем. Возможно создать аналогичную установку, которая будет собирать 200 кубических метров водорослей в сутки, но есть проблема их дальнейшей и быстрой переработки.

Сейчас собранный “урожай” перерабатывается в специальном биореакторе в органические удобрения для сельского хозяйства. Попутно с каждого кубометра сырья получается 200 кубометров биогаза (метана) и около 30 киловатт «зеленой» энергии. Электроэнергию пока компания использует для собственных нужд, а в ближайшем будущем планирует продавать на оптовый рынок.

— Миллионы тонн водорослей могут дать миллиарды кубометров газа, — говорит Евгений Кутузов. -То есть это реальный самовозобновляемый источник энергии, практически бесконечный ресурс. Да, собирать водоросли можно только два месяца в году, но никто не запрещает делать это про запас.