И знатоки архитектуры, и неискушенные обыватели считали Никольскую (Николаевскую, Казанскую) церковь самой красивой в Симбирске. Небольшая, очень гармоничная, она сразу притягивала взгляды. Исследователь симбирской церковной старины Александр Кузьмич Яхонтов писал:
«В сравнении с другими церквами Симбирска Николаевская церковь особенно замечательна архитектурою. … В печатных произведениях о Симбирске архитектура церкви называется «оригинальною». Действительность вполне соответствует этому суждению. Однако, при всем разнообразии орнаментов, нет здесь пестроты, но везде соблюдена строгая соответственность и приличие, красивость с прочностью, так что в здании выражается его характер и высокое назначение: это не палата, а храм Божий в возможной его лепоте»
Никольскую церковь часто называли «дворцовой», т. к. стоящий по соседству губернаторский дом, где останавливались царствующие особы, в Симбирске гордо именовали «дворцом». Отсюда и название Дворцовой улицы, что вела к дому губернатора.
Двойное название – Никольская и Казанская – отражает особенности архитектуры церкви и ее историю: это были два храма. «Обе церкви – самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать престолами. …Между обеими церквами нет соединительного входа. Теплая, западная, в честь Казанской иконы Божьей Матери; холодная, восточная – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского» (1)
Из «Симбирского календаря», напечатанного в Памятной книжке Симбирской губернии на 1916 год, следует, что 31 августа (10 сентября по новому стилю) 1651 года состоялось «освящение в Стрелецкой слободе деревянной церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери – ныне Никольской при губернаторском доме». Это не совсем так. К указанной дате относится первое упоминание о церкви. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа сказано: «7159 [1651] года августа в 31 день по отписке и по переписным книгам Синбирского города соборной церкви Живоначальныя Троицы протопопа Сергия прибыла вновь церковь Пресвятыя Богородице Казанския в городе, в Стрелецких слободах, дани рубль 20 алтын 4 денги. И августа в 31 день те денги взяты» (1, 3). Н.И. Баженов справедливо писал: «храм с престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери построен ранее 1651 г.» (2). Возведение деревянной Казанской церкви восходит ко времени основания города – периоду между 1648 и 1651 годами.
Не ранее 1708 г. при Казанской церкви была построена Николаевская (1, 2, 4). А.К. Яхонтов приводит обоснование этой даты: «По преданию, записанному в «Церковной летописи» Николаевской церкви, на том месте, где сейчас стоит храм святителя Николая, стояла прежде походная церковь Стрелецкого полка, и самая чтимая икона святителя и чудотворца Николая… передана в дар гражданам Симбирска стрельцами… Нет нужды предполагать какой-либо особой церкви походной. Следует думать, что по одном из прибытий стрельцов в Симбирск, в 1708 году, по указу Императора Петра I, по размещении их по теперешней Стрелецкой улице, они были прикомандированы к находившейся здесь Казанской церкви. В эту церковь они и жертвуют икону святителя Николая, бывшую полковою, в ознаменование чего при Казанской церкви устраивается церковь с посвящением святителю Николаю…» (1)
Неизвестно, как выглядели первоначальные Казанский и Николаевский храмы. К концу XVIII века обе церкви обветшали и были полностью перестроены, приобретя знакомый вид.
В 1792-1796 гг. вновь построена каменная теплая Казанская церковь и освящена 9 мая 1796 года. Сразу после этого, в 1796 г., началась постройка каменной холодной Николаевской церкви, примыкающей к Казанской с востока. 25 августа 1801 года перестроенный храм освящен (1, 2, 4). Хотя Казанская была древнее и больше, в Симбирске церковь обычно называли Никольской.
В 1836 г. Симбирск посетил император Николай I. Его указания по приведению города в «приличнейший вид» (о постройке Дома дворянского собрания, созданию Карамзинской площади, устройству Петропавловского спуска и т. д.) во многом определили развитие города и его облик. Побывал Николай I и в Никольской церкви, где протоиерей Спасо-Вознесенского собора Г.С. Мизерандов совершил для императора божественную литургию, за что был награжден золотыми часами (1). В Записках симбирского губернатора И.С. Жиркевича сказано, что Государь приказал расширить губернаторский дом с тем, чтобы «церковь, в которой он слушал обедню, вошла всем составом своим в дом губернатора», но дабы «у церкви одна наружность изменилась, а внутри точно было в том же виде, как и теперь, и чтобы навсегда оставалась приходскою». Это пожелание императора не было исполнено.
В 1863 г. в Симбирске побывал цесаревич Николай Александрович – старший сын Александра II, из-за ранней смерти так и не вступивший на престол. Наследника сопровождал академик А.П. Боголюбов. Среди 250 его рисунков, вошедших в альбом «Путешествие по России», есть несколько видов Симбирска, в т. ч. с изображением Никольской церкви (фото 1).
С этим визитом связано одно недоразумение, бытующее до сих пор. В 1864 г. вышла книга К. Победоносцева и И. Бабста «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма». В ней сказано: «…архитектор Бенземан…, что строил, около Карамзинской площади, недавно возобновленную церковь Николая Чудотворца, обратившую на себя внимание Великого Князя… оригинальностью и красотою рисунка». Видимо, отсюда сведения об «авторстве» И.А. Бенземана почерпнул П.Л. Мартынов (3), а за ним ряд более поздних авторов. Как уже сказано, Казанская и Никольская церкви перестроены в 1792-1801 гг. После этого работы проводились лишь после пожара 1864 г. Иван Адольфович, построивший в Симбирске ряд прекрасных зданий, работал здесь в 1837-1848 гг. и быть строителем Никольской церкви не мог.
Храм пострадал в страшном пожаре 1864 года. Через год на пожертвования прихожан «был устроен новый иконостас в Казанской церкви вместо сгоревшего» (1), а в 1866 году восстановлена вся Никольская церковь («СГВ», 25.10.1866). Сгорел и весь церковный архив. Потому-то сведения о «допожарной» истории Никольского храма отрывочны и зачастую основаны на косвенных свидетельствах.
В конце XIX века церковь неоднократно ремонтировалась. В 1877 г. Никольская церковь «исправлена…, поновлена штукатурка, лепная работа заменена новою, вся церковь выбелена, крыша окрашена медянкою». В 1884 г. «храм вновь исправлен снаружи и частью внутри». В 1887 г. настоятелем церкви стал Г.М. Сергиевский, и сразу начались внутренние работы в Казанском храме. «Были вызолочены и окрашены иконостас, заклиросные киоты и арка. Поновлены все иконы иконостаса… Потолок стены и пол окрашены…, стены разделаны под мрамор». Работы обошлись более чем в 1000 руб.; основные расходы взял на себя церковный староста Г.И. Старцев (1)
В 1889-1890 гг. проводились наружные работы: штукатурка, побелка, ремонт крыши и крылец. В 1893-1895 гг. «поправки производились в холодном храме»: окраска стен и полов, обновление росписей и иконостаса и др. «Была окрашена медянкою крыша храма и водружен на Казанской церкви вновь сооруженный крест; исправлен крест и на Николаевской церкви». Работы, стоившие более 2.500 руб., проводились на «пожертвования прихожан, бывшего начальника губернии М.Н. Теренина и предводителя дворян губернии князя И.М. Оболенского. Преимущественное участие в заботах по обновлению храма принимали Симбирские купцы Ф.И. Масленников и А.И. Конурин» (1)
Тогда же, в 1891 году, по свидетельству священника Г.М. Сергиевского «с северной стороны храма… найдены были черепа и кости похороненных людей, откапывались даже сохранившиеся гроба – колоды, сделанные из дуба, но при прикосновении они моментально рассыпались…». Находку сочли захоронением стрельцов. Впрочем, и много позже на бывшей Стрелецкой улице находили богатый археологический материал.
По описанию А.К. Яхонтова внутреннее убранство Никольской церкви было таково. Престол и жертвенник в алтаре дубовые. На Горнем месте образ Спасителя в золоченой раме. По правую сторону – деревянный крест и образ Спасителя, по левую – образ Казанской Божьей матери. Предалтарный иконостас двухъярусный, с позолоченной резьбой. На резных царских вратах изображено Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. По сторонам – местные образа Спасителя и Божьей Матери. За южной дверью – образ крестителя Иоанна, за северной – св. Николая Чудотворца.
В первом ярусе иконостаса иконы шести двунадесятых праздников; во втором – Тайная вечеря, образа Вседержителя и двенадцати апостолов. Над вторым ярусом – образ Воскресения Господня. На правой и левой сторонах храма две хоругви с изображениями св. Николая и Казанской Божьей Матери.
В иконостасе за правым клиросом помещена особо чтимая икона святителя Николая, по преданию принадлежавшая стрельцам. За левым клиросом – икона Владимирской Божьей Матери. У правой стены на особом киоте – небольшая икона святителя Николая с надписью, что эта икона «сооружена от усердия нижних чинов Саратовской команды внутренней стражи 1828 года»
На стенах росписи с изображениями святых. На своде купола четыре картины на библейские темы, а в центре, над головами молящихся, – изображение Господа Саваофа.
В Казанской церкви святой престол и жертвенник деревянные. В двухярусном предалтарном иконостасе центральное место занимали иконы Казанской Божьей Матери и Спасителя в серебряных ризах. На северной двери изображен архидиакон Стефан, вместо южной двери – образ Иоанна Крестителя. Во втором ярусе – Тайная вечеря, Преображение Господне и Вознесение. Над вторым ярусом образ Воскресения Господня.
В иконостасе за правым клиросом находилась икона Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», за левым – икона Божьей Матери «Споручницы». В трапезе церкви – резной иконостас с образами Спасителя, св. Александра Невского, Казанской Божьей Матери, св. Николая; на втором ярусе – двенадцати апостолов.
Среди древностей, хранившихся в Никольской церкви, А.К. Яхонтов выделяет Евангелия (1784 г. и др.), напрестольные кресты, потир 1814 года, дарохранительницы (1789 г. и др.), сосуды, венцы, церковные книги XVIII века и др.
Замечательная архитектура церкви «представляет наглядное соединение двух типов христианских храмов. Древний тип постройки базиликообразной, смешивающийся с центрическим в теплой, Казанской церкви, переходит в чисто центрический в холодной, Николаевской…
Каменная лестница ведет в каменный портик – крыльцо теплой церкви… Над длинным четырехугольным основанием церкви построен усеченный конус, который снаружи ограничивается несколькими нишами с архивольтами над ними; на конусе выстроен круглый барабан с пролетами, служащий помещением для колоколов, он оканчивается несколькими фризами… На барабане устроен субассимент из двух рядов небольших теремков; на нем – пирамидальный верх, оканчивающийся небольшим трибуном, на котором – реповидная глава, окрашенная в синий цвет, с золотым яблоком и восьмиконечным крестом.
Холодная церковь построена в центрическом, итальянском стиле. На круглом цокольном фундаменте основано круглое же здание церкви с четырехугольными окнами… С восточной стороны примыкает небольшой пристрой…, напоминающий абсиду древних церквей. Большое венецианское окно здесь разделяется на три части, из которых средняя заложена кирпичом и с наружной стороны на ней изображен святитель Николай… С северной стороны ведут в церковь двери… На цокольном основании… находятся колонны, оканчивающиеся фигурными субассиментами, поддерживающими висячие арки, выдающиеся вверх из здания церкви теремками… Над церковью высится усеченный конус…, над ним барабан с фризами и карнизом; над барабаном на субассименте из теремков в один ряд – реповидная глава, окрашенная в синий цвет, на главе… – венец темно-синего цвета, на котором… золотое яблоко с восьмиконечным крестом» (1)
Б.В. Аржанцев писал, что Никольская церковь «удивительно сочетала в себе красочные формы русского барокко с закомарами, кокошниками, шатровыми и луковичными главками».
А.К. Яхонтов полагал, что первоначально приход Казанской церкви был большим. Это следует из суммы дани в Патриарший приказ в сравнении с другими храмами Симбирска. Потом приход уменьшался. В 1887 г. к Никольской церкви было приписано 48 дворов (193 человека). В 1900 г. прихожан было 139 человек в 43 дворах. Правда, по В.Н. Ильину в 1916 г. приход Никольской церкви составлял 1378 чел. (4), возможно, из-за притока беженцев в годы войны.
Зато, как нетрудно предположить, среди прихожан «дворцовой» церкви было немало известных людей. Это М.Н. Теренин и другие симбирские губернаторы, купцы Заборины, Бокоунины и т. д.
Пожалуй, самый тиражированный факт из истории Никольской церкви – крещение в ней Володи Ульянова. Это произошло 16 (28) апреля 1870 года. Обряд крещения произвели священник В.П. Умов и причетник В. Знаменский. Крестными стали А.Ф. Белокрысенко и Н.И. Ауновская. Надо сказать, Ульяновы не были прихожанами Никольской церкви. Возможно, они выбрали этот храм из-за близости к тогдашнему месту жительства.
Причт церкви поначалу был двухштатным. С уменьшением прихода сокращался и причт. По клировым ведомостям в первой половине XIX века при Никольской (Казанской) церкви состояли священник, дьякон и два дьячка; с 1864 г. – священник и дьячок; с 1889 г. – священник и псаломщик. Священниками были Василий Умов (1869-1881), Феофан Яблонский (1881-1883), Стефан Зернов (1883-1887). В 1887 г. настоятелем Никольской церкви стал Гавриил Михайлович Сергиевский, служивший здесь без малого четверть века.
По клировым ведомостям Никольской церкви «на содержание священнослужителей ни жалования, ни оклада не полагается, а пользуются они от прихожан доброхотным подаянием». Состоятельные прихожане «доброхотным подаянием» храм не обделяли. Небольшой доход приносили «проценты с капиталов, положенных на вечное поминовение» в банки. «При церкви нет ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной земли» (1). Правда, по Н.И. Баженову «церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губ.; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом» (2)
В 1920-х годах Никольская церковь действовала, относясь к патриаршей ориентации. В 1930-м она уже принадлежала обновленцам – раскольничьему течению в Русской православной церкви. Решением Главнауки Наркомата просвещения СССР храм был включен в число охраняемых архитектурных памятников. Тем не менее в июне 1930 г. сняты колокола. 22-23 сентября 1931 г. большой Президиум Ульяновского горсовета постановил: «Имея в виду заключение Технической комиссии, Никольскую церковь закрыть, как угрожающую опасностью». Постановление малого Президиума горсовета от 25 апреля 1932 г. гласило: «Предложить Горстрою не позднее 15 мая 1932 г. Никольскую церковь полностью разобрать и убрать весь мусор». Храм был разобран до основания…
В 1980-90-х гг. известные ульяновские краеведы предлагали восстановить Никольскую церковь. В отличие от неуклюжей попытки построить на площади собор, что чуть не привело к разрушению соседних зданий, возведение небольшого храма такой опасности не несет. Архитектор, краевед Б.В. Аржанцев, возглавивший в 1990 г. отдел охраны памятников облисполкома, писал: «Церковь должна быть восстановлена в своем прежнем виде, для чего имеются достаточные текстовые, графические и фотографические материалы». А.С. Сытин с учетом близости Дворца бракосочетаний предлагал сделать этот храм венчальным. Но… не случилось.
Источники:
1. А.К. Яхонтов. Церкви города Симбирска. Выпуск 2. Церкви на горе. Симбирск, 1898.
2. Н.И. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года. Симбирск, 1903.
3. П.Л. Мартынов. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898.
4. Симбирск-Ульяновск. Краеведческий справочник-путеводитель. Сост. В.Н. Ильин. Вып. 1, Ульяновск, 2001.
5. Документы из фондов ГАУО, ГИММЗ «Родина В.И. Ленина».
и др.
Вверху: А.П. Боголюбов. Симбирск. 1863 год. «Допожарные» Стрелецкая улица и Никольская церковь.
Внизу: Работы по разбивке сада на Карамзинской площади. Фото А.С. Муренко, 1867 год.
Никольская (Казанская) церковь. Архив КО УОНБ.
Фрагмент плана Симбирска 1905 года. ГАУО.
Цифрами на плане обозначены:
1. Никольская церковь.
2. Губернаторский дом.
3. Карамзинский сад.
4. Дом городского общества (городская управа).
5. Мужская гимназия.
6. Дом дворянского собрания.
7. Николаевский собор.
Вверху: Губернаторский дом и Никольская церковь. Фото Г. Степанова. Из книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Том 6 «Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье». СПб, 1901.
Внизу: Стрелецкая улица. Слева губернаторский дом и Никольская церковь. 1900-ые гг. Архив КО УОНБ.
Дом губернатора, Никольская церковь и Стрелецкая улица.
Фото из книги П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования», 1898.
Слева: Никольская церковь. 1926 год. УОКМ.
Справа: Никольская церковь. Государственный исторический музей.
Слева. Фрагмент Никольской церкви. Начало ХХ века. УОКМ.
Справа: Д.И. Архангельский. Никольская церковь. Линогравюра из альбома «Век минувший. Архитектурный Симбирск». Симбирск, 1924.
Слева. Фрагмент Никольской церкви. Фото Д.И. Архангельского, 1920-ые годы. УОКМ.
Справа: Д.И. Архангельский. Деталь Никольской церкви. «Симбирская старина в графиках Архангельского». Симбирск, 1921.
Д.И. Архангельский. Никольская церковь.
«Симбирская старина в графиках Архангельского», Симбирск, 1921.
Вверху: П.И. Пузыревский. Симбирск. Никольская церковь. 1920. ГАУО.
Внизу: В.В. Воробьев. Стрелецкая улица, Никольская церковь. 1919. УОКМ.
А.Е. Клименко. Никольская церковь. 1998. ГИММЗ «Родина В.И. Ленина».
олег
сейчас на месте церкви доска почета. достойное место.
гость
Всё порушали дураки, и генератор зла, Ленин.
гость
Всё порушали дураки, и генератор зла, путин
бох
подаст!
Большевики
Все иконы и святые-ложь!
Шататель скреп
Почему то все разговоры об “утраченных храмах” заканчиваются одним – хотим много денег и места самые хлебные, проходные за чужой счёт. Никакой духовности.
Гостья
Церковь приземистая, низкая, диспропорциональная, вычурная. Что красивого?
Пыжик
Церковь не восстановят из-за эсплонады. Эта обычно довольно скучная и безлюдная “взлетная полоса” кишит народом в праздники и тогда тесна безо всяких храмов и губернаторских домов.Лучше восстановить Троицкую церковь в Краснознаменном переулке- здание на её месте недавно снесено и она не будет мешать людским потокам, в отличие от похороненного эсплонадой и площадью с обладминистрацией ансамбля трех храмов на Венце.
понятно, что все эти пасквили публикуются за деньги
но непонятно одно: допустим, что был ансамбль церквей, его разрушили – это факт, но отстроили другой, который соответствует всем архитектурным канонам. Так зачем посреди этой гармонии сначала втыкать Версаль, а потом и еще какой-то монастырь. Тем более, что Ленин (Ульянов) родился таки в Симбирске, и город переименован в честь этого события, а не по тому, что Ленин такой хороший, и непонятно, зачем городить старые церкви и переименовывать улицы, если Ленин вполне себе историческая личность, и в отличие от Сталина, кровь младенцев не пил.
Давайте снесем памятник Карамзину, потому что два миллиона лет назад на этом месте было капище австралопитеков, а двести миллионов лет назад было нерестилище ихтиозавров.
Русский смех
Много крови младенцев выпил Сталин???
11
Около 20 000 000
11
то есть 110 000 000!
правда правда!
мне сам соЛЖЕНицын говорил!
С таким остерверением
разрушали город! С таким же разрушали и себя и народ и страну. Гражданская война на совести этих недочеловеков, последователей господина Бланка (Ульянова-Ленина).
белозадому
Граджданская война,голодомор и прочие “прелести” 1917 ТОЛЬКО НА ВАШЕЙ СОВЕСТИ.господа булкохрусты!
Юрий
“О патриотизме заговорили…проворовались”Недогосударство,если в нём не охраняется частная собственность,если в нём Конституция игнорируется!Хотите строить?-осваивайте пустыри,а не лезте в святые места!Комуняки порядком посносили и никтоине ответил,а теперь и Историю норовят переписать,да путаются в ней,аж школяры смеются!
А покажите ЧТО полезного построили такого,чтобы как та же Никольская церковь почитаема была,как творение архитекторов,может бульвар Архитекторов из прямоугольного бетона или весь прилежащий микрорайон?
Урине
Руки прочь от СССР!