Художник из Абхазии разгадал культурный код ульяновцев. Копнул так глубоко, что добрался до времен, когда территорию Ульяновской области еще покрывали воды мирового океана.

Завершился очередной стрит-арт-фестиваль «Контур». В августе 2021 года уличные художники вновь собрались в Ульяновске, чтобы сделать его ярче и современнее. Как нам рассказала куратор проекта Кира ИВАНОВА, «Контур» проводится уже в третий раз. В этом году фестиваль состоялся на средства регионального бюджета, а также Фонда президентских грантов. Участниками стали не только местные авторы, но и гости из Ижевска, Санкт-Петербурга и даже города Сухум (Абхазия). Молодые ребята не просто общались и делились знаниями, но и внесли свою лепту в уличную культуру нашего города, оставив свой след в его архитектурном облике.

Мы уже рассказывали, что в прошлом году благодаря «Контуру» огромными граффити обзавелись сразу два МКД в Ульяновске. На фасаде дома №12а на проезде Полбина появилась читающая книгу девочка, созданная белорусским художником Яном КУЗЬМИНЫМ. Как он нам тогда рассказал, это было его детской мечтой – создать картину величиной с дом, и вот наконец это свершилось. Но еще более масштабное полотно на прошлом стрит-фестивале удалось воплотить Никите РОМАНОВУ из Пензы. Сейчас его рисунок под названием «Сплетение поколений» украшает дом №72 по ул. Рябикова. Учитывая, что в этом МКД вместе с техническим 13 этажей, то граффити получилось поистине гигантского размера.


Язык живописи, как и язык танца, – международный и не требует перевода. Кадыр ТВАНБА рисует баллончиками почти 10 лет

– Увидела в прошлом году этих двух девушек на фасаде дома №72 по улице Рябикова и буквально загорелась идеей сделать нечто подобное и на своем доме. Знаете, у нас какой-то совсем невзрачный микрорайон. Кругом бетон и асфальт, такая серость, что глазу зацепиться не за что. Начала выяснять, узнавала по знакомым, так вышла на организаторов фестиваля «Контур» и предложила им использовать для росписи нашу стену. Они согласились, и мы вместе начали отбор эскизов, – рассказала Елена ФАЛЛЕЕВА, председатель совета дома №11а по ул. Стасова.

«Сплетение поколений» – мурал на фасаде д. 72 по ул. Рябикова

Организаторы фестиваля присылали варианты набросков разных авторов, члены совета дома их оценивали и… поначалу отвергали. Все было не то! Жителям хотелось, что-то действительно яркое и красочное, чтобы оживить свою улицу. Собственно, именно поэтому их буквально покорили работы молодого художника Кадыра ТВАНБА, щедро использующего в своей графике народные абхазские мотивы и яркие цвета. До ульяновского фестиваля автор, кстати, принимал участие в берлинском арт-проекте Street Art Berlin, где представлял работу с национальным колоритом – портрет девушки в абхазском народном костюме.

– Удивительно, как человек, родившийся очень далеко отсюда, воспитывавшийся в другой культуре, плохо говорящий по-русски, тем не менее смог так проникнуться историей и культурой нашего родного края. Как он смог все сплести в одной композиции! И наш знаменитый аммонит изобразил, и волны океана, в котором тот когда-то водился, и наш «аленький цветочек» – красный пион. А уж когда он приехал и мы познакомились с Кадыром лично, он нас окончательно обаял своим добродушием. Лучезарный и открытый человек! – отметила старшая по дому.

Как нам удалось выяснить, Кадыр ТВАНБА в 2017 году переехал в Абхазию из Турции, куда ранее эмигрировали его предки. Обучался графическому дизайну в Абхазском государственном университете. Парень не только хорошо рисует, но и танцует. Солирует в ансамбле танца «Кавказ». Оказалось, что живопись и танцы прекрасно сочетаются.

– Культура Абхазии, ее танцы, песни очень ритмичны и я передаю эту ритмичность на рисунках яркими красками. Они несут особую энергию. Мурал для «Контура» в Ульяновске тоже получился таким – очень насыщенным и энергичным, как танец. С удовольствием работал над ним вместе с ульяновским художником Данилой Лапшиным. Вообще, мне нравится уличное искусство тем, что оно ближе к народу, чем в галереях. Когда люди просто идут мимо, смотрят на рисунок и улыбаются, а мне приятно! – прокомментировал Кадыр ТВАНБА.

Работа над муралом на фасаде МКД шла почти всю неделю. В конце благодарные жильцы дома, которые за это время сдружились с автором, подарили ему баночку меда с ульяновских полей. По словам людей, яркая картина на стене их дома как будто помогла им выбраться из «серого мешка», в котором они жили до этого.


В рамках фестиваля «Контур» прошел мастер-класс для желающих научиться граффити, затем пробные работы учеников на заборе закрасили, но некоторые (наиболее понравившиеся) отстояли жители близлежащих МКД

МУРАЛ (от исп. mural «настенная живопись») – этим термином обозначают разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных объектах. Считается современным направлением, но на самом деле известно с незапамятных времен эпохи палеолита, когда первобытные люди расписывали стены пещер. Древнейший вид живописи, начиная с ранней античности, наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных и бетонных сооружений. Широко применялся в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в Древнем Риме и еще много где. Но для нашего глаза, за долгие годы приученного серийным строительством к серости и безликости, муралы выглядят необычно и почти фантастически.