Недавно появилась информация о возможной трансформации улицы Федерации в пешеходную.

Улица Федерации

За многие годы это далеко не первая попытка создания пешеходной улицы в Ульяновске.
Пока в течение десятилетий строили планы, в других городах был накоплен опыт эксплуатации пешеходных зон, доступной стала информация о побочных эффектах такой сложной градостроительной операции на ткани города, как создание пешеходной улицы в исторической среде.

Посмотрим, насколько улица Федерации в пешеходном формате устойчива в долгосрочной перспективе и не придётся ли уже через несколько лет признать такую операцию ошибкой.

Тренд на создание пешеходных улиц в мире изменился

В США, например, из 200 пешеходных зон, построенных в 60-80-ые годы, к середине 2000-х осталось 15 (старого поколения). Сегодня в списке с учётом пешеходных зон нового поколения всего чуть больше 60.

Первая пешеходная улица в США. В 1998 году движение по ней вновь открыто

Периоды бурного развития пешеходных улиц и зон связаны с подъёмом экономики

И в Европе и в США это было именно так. В Ульяновске экономический бум в настоящее время как-то не заметен. Людей, с уровнем доходов, позволяющим регулярно пить кофе в уличных кафе и посещать бутики, вряд ли становится больше.

Из удачных пешеходных улиц в качестве примера можно привести улицу Стрёгет в Копенгагене

Длина – 3.2 км, рядом университет с 14000 студентов, два исторических храма, публичная библиотека, парк развлечений. 127 магазинов, 25 кафе (зимой), 153 велопарковки, 29 скамеек. Количество посетителей – 80 тыс. летом и 43 тыс. зимой. На улице Федерации такого симбиоза потребления и культуры пока нет.


pinterest.com

Неудачи в создании пешеходных пространств связаны:

– с недостатком парковочных мест на прилегающих улицах, которые становятся крайне неудобными для горожан
– с отсутствием управления пешеходной зоной как единым организмом
– одних магазинов и кафе для выживания улице в формате пешеходной недостаточно. В одном из городов США запретили строить кинотеатры везде кроме пешеходной зоны. Готов ли Ульяновск на такие радикальные решения – вопрос риторический, а о системном управлении всей зоной говорить довольно сложно.

О деградации

При сворачивании бизнеса владельцами магазинов появляются пустующие здания. Среда в результате становится брошенной и криминализируется. Это подтверждается опытом США и Германии. В интервью газете Дойче Вэле (DW) немецкий архитектор Кристоф Мэклер в 2021 году рассказывал о пешеходной зоне Цайль во Франкфурте-на-Майне. Из-за криминала там пришлось разместить полицейские посты, а ночью контролировать улицу патрулями.

Пешеходная зона Цайль

Успешность пешеходной улицы находится в прямой зависимости от количества населения в городе

В Германии граница успешности – 500 тыс. жителей. Ульяновск, на первый взгляд, соответствует этому критерию, но с учётом его огромных размеров вряд ли стоит учитывать жителей Нового города и дальнего Засвияжья. При таких расстояниях и состоянии общественного транспорта это совсем не 600 тыс., а раза в три меньше.

Успешность улицы зависит от способности города создать ядро розничной торговли с культурными и гастрономическими приложениями

Несколько лет назад Ленгипрогор разрабатывал концепцию улицы Федерации. Одним из главных предложений и было создание такого ядра. Кончилось всё тем, что вместо недостающей торговли мгновенно появился многоэтажный гараж (не паркинг для посетителей, а гараж для постоянного хранения автомобилей). Очевидно, что город упустил шанс создания якоря притяжения для горожан в пешеходной зоне. Сейчас там большому количеству посетителей просто нечего делать. Без больших магазинов пешеходные улицы в небольших городах не могут поддерживать свою привлекательность и деградируют.

К сожалению для горожан, которые очень хотят превратить улицу Федерации в пешеходную, большинство из перечисленных неблагоприятных условий на ней присутствуют. Риск получить неуспешную пешеходную зону есть.

Условия успеха

Трансформировать улицу Федерации в пешеходную, на мой взгляд, всё-таки можно, но для этого необходимо решить вопросы транспортной доступности пешеходной зоны, организации значительного количества парковок для посетителей на прилегающих территориях, организации единой системы управления (аналогично системе в крытых моллах, но с участием городских властей); в исторической среде необходимо создать ядро розничной торговли и дополнить его музейно-выставочными, зрелищными, игровыми, культурно-развлекательными пространствами, объектами обслуживания и другими возможностями для проведения досуга.

Задача кажется непосильной, но если всё эти условия выполнить, улица имеет шансы стать успешной.